Редактор:  Дарья Краснопевцева

Да, шеф! Уроки лидерства от героев сериала «Медведь»

Какие методы работы на кухне приживутся и в офисе

На стриминге Hulu вышел 3 сезон сериала «Медведь». В центре повествования — молодой шеф-повар Кармен «Карми» Берцатто, который возвращается в Чикаго, чтобы управлять семейным кафе The Original Beef of Chicagoland. 

За 3 сезона сериал успел полюбиться зрителям и критикам, завоевать престижные награды, а Кармен — превратить закусочную The Original Beef of Chicagoland ресторан высокой кухни The Bear.

Среди прочего авторы сериала рассуждают о том, как сделать бизнес человечным и сохранить отношения с коллегами и партнерами на пути к успеху. Редакция Журнала Хантфлоу посмотрела шоу и нашла в нем несколько советов, которые пригодятся лидерам команд и управленцам.

Мы постарались обойтись без спойлеров, но совсем избежать их не получилось. Поэтому если вы фанат сериала, то рекомендуем сначала досмотреть третий сезон.

Верьте в команду

Прежде чем открыть свой ресторан, шеф Карми стажировался в лучших заведениях мира — датском Noma и калифорнийском The French Laundry. Везде он почерпнул знания и методы, которые помогли ему начать собственное дело.

Когда Карми решает открыть ресторан на месте закусочной, он первым делом отправляет команду The Original Beef of Chicagoland за вдохновением и полезными навыками: учиться в кулинарной школе, готовить десерты на другом конце света и натирать до блеска ложки в фешенебельном ресторане. Карми видит потенциал в каждом и знает, какая обстановка и задачи помогут раскрыться талантам поваров и официантов.

Чтобы вырасти из закусочной в ресторан, нужно поверить в команду и вложиться в ее развитие.

Перенимайте опыт из других сфер

Су-шеф Сидни стремится наладить работу в дисфункциональной команде закусочной. Опыта в управлении у нее немного, поэтому вдохновение она черпает в книге о лидерстве и стратегии руководства от легендарного баскетбольного тренера Майка Кшишевски. Оказывается, его советы применимы не только на паркете, но и на кухне ресторана. 

По заветам Кшишевски Сидни прислушивается к команде, доверяет поварам и ищет в них поддержку, когда не хватает сил, растет как лидер и помогает своим подчиненным расти вместе с ней.

Ищите вдохновение и нетривиальные управленческие решения в спорте, искусстве и других сферах. Узнайте, чему вы можете научиться у поп-культурных персонажей:

Каждый день — это Суперкубок

Так говорит шеф Карми, подразумевая под этим подход к работе. По его мнению каждый рабочий день — это главная игра сезона, где нужно показать все свои способности и превзойти ожидания. 

Можно трактовать эти слова и иначе: американский футбол — это командная игра, где синергия важнее звездности каждого игрока по отдельности, а в Суперкубке побеждает самая слаженная и эффективная команда. В этом уверен и классик HR-индустрии Дейв Ульрих: «На бизнес-результаты куда более значительное влияние оказывает усилия команд разных уровней — от бизнес-юнитов до организации в целом, чем сумма компетенций всех сотрудников в этих командах».

Эффективная коммуникация — залог успеха

В третьем сезоне закусочная с сэндвичами наконец превращается в высококлассный ресторан с налаженными процессами на кухне и отработанными действиями команды официантов. 

Казалось бы, все работают ради одной цели: стать прибыльным бизнесом, получать положительные отзывы критиков и однажды заработать звезду Мишлена. Однако каждая команда идет к этой цели своим путем, не согласовывая его с коллегами и не создавая общий контекст.

В одной из серий шеф Карми утверждает меню на день, команда фронт-офиса отправляет его в печать, а шеф тем временем меняет состав блюда, чтобы довести его до совершенства. У шефа благая цель — сделать конечный продукт идеальным, однако он пренебрегает необходимостью сообщить об изменениях коллегам. В итоге  часть процесса ломается: меню придется печатать заново и тратить на это время. 

Впрочем, позже шеф признает свою вину и проблему неэффективной коммуникации. Даже лидеру важно признавать свои ошибки и обсуждать с командой текущие задачи и результаты.

Важна каждая мелочь

На кухне ресторана шеф Карми вешает табличку со словами “Every second counts” («На счету каждая секунда»). Это напоминание поварам о том, какой четкой и слаженной должна быть работа команды. А еще это урок, который Карми выучил во время стажировок в самых престижных ресторанах мира: передержал мясо на огне лишних пару секунд — и блюдо перестало быть идеальным.

Важно, что такой подход Карми транслирует личным примером. Из серии в серию мы наблюдаем, как повара после смены до блеска моют кухню, а Карми методично выковыривает мельчайшие крошки из шва на плите — потому что важна каждая мелочь.

Уважение не зависит от статуса и должности

В самом начале сериала Карми вводит на кухне закусочной правило обращаться к другу «шеф». Команда принимает это со скепсисом: мы тут сэндвичи на скорость готовим, а не к звезде Мишлена стремимся. Карми объясняет: шеф — это традиционное обращение, которое демонстрирует взаимоуважение к другу другу на кухне — вне зависимости от того, фуагра вы готовите или хот-дог.

Подход применим не только в ресторанном бизнесе: уважение к молодым и неопытным сотрудникам, коллегам с недостатком знаний в определенной области — основа доверия и эффективной работы в команде. Дополнительные знания легко приобретаются на курсах, а доверие и уважение заслужить не так просто.

Фильмы и сериалы — не только способ провести досуг, но и отличный источник профессионального вдохновения. Подсмотреть нетривиальные управленческие решения и способы мотивировать команду можно еще и в этих фильмах:

Или в этих сериалах: