Инна Чернышова вместе с командой готовит к запуску проект #интеграциябезограничений по обучению инвалидов IT-профессиям. Она рассказала Инсайту, зачем запускать такой проект, как найти команду и с какими трудностями она столкнулась.
Подпишитесь на рассылку Хантфлоу
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR
— Как появилась идея проекта?
Идея проекта появилась, когда я начала работать с сообществами и стала думать о том, как бренды достигают своих целей и влияют на жизнь людей. Так родилась идея о том, что помимо развития HR-бренда и найма, компании могут воздействовать на общество. И почему бы с помощью компаний и каких‑то специальных проектов не решать социальные проблемы, которые многих волнуют, например трудоустройство молодых мам или трудоустройство людей с инвалидностью. То есть я думала, что вроде как компании должны решать такие проблемы, а потом поняла: почему бы не запустить инициативу, не посмотреть кто ее поддержит, развивать проект и ничего ни от кого не ждать.
Собрать команду было просто: я написала пост в фейсбуке про свою идею и предложила присоединиться всех, кому интересно. Люди подтянулись моментально.
Я занимаюсь проектным менеджментом в разработке ПО около 5 лет. Три года назад я основала проект — премию для IT-компаний, связанную управлением персоналом — IT-HR-Awards. По сути, из него и родилась идея проекта #интеграциябезограничений.
— Кто сейчас вместе с вами занимается проектом?
Мне очень повезло, что в проект пришли нужные люди. Например, у нас в команде есть психолог Настя Калашникова, она хорошо знакома с IT-сферой и понимает, как все устроено, и как мыслят люди со всех сторон нашего курса: студенты с физическими особенностями, преподаватели и партнеры.
Еще у нас есть эксперт в области интернет-маркетинга Аня Мальцева, сооснователь сервиса Reportkey. У нее есть интерес к реабилитации людей с ограниченными возможностями. Она очень помогает с продвижением проекта.
Мы решили, что в результате должен получиться учебный курс для людей с ограниченными возможностями, которые хотят стать высокооплачиваемыми IT-специалистами.
На старте проекта друзья в фейсбуке познакомили меня с Сашей Макарчуком, одним из самых известных предпринимателей в Беларуси, который работает IT-рекрутером и открыл IT-рекрутинговое агентство, где работают только инвалиды. Сам Саша полностью парализован и управляет своим бизнесом только голосом. При этом он занимается системным администрированием и успешно работает. Также Саша — один из создателей платформы для обучения людей с ограниченными возможностями «У Совы».
— Как вы собрали команду?
Собрать команду было просто: я написала пост в фейсбуке про свою идею и предложила присоединиться всех, кому интересно. Люди подтянулись моментально. Мне тут же написали будущие участники команды: Настя Калашникова и Аня Мальцева, друзья познакомили меня с Сашей Макарчуком. В общей сложности, я получила около 50 обращений от потенциальных волонтеров, партнеров, преподавателей и тех, кто хочет участвовать в программе.
— Как вы работали над проектом?
Сначала проект был просто идеей, потом, когда пришли люди, которые хотели участвовать, мы начали вместе думать над ее реализацией. Для этого мы собирались в скайпе по вечерам пару раз в неделю и прорабатывали, как может выглядеть наш проект в реальности. Мы решили, что в результате должен получиться учебный курс для людей с ограниченными возможностями, которые хотят стать высокооплачиваемыми IT-специалистами. Все, что проект представляет из себя сейчас, мы совместно наработали с Настей, Сашей и Аней.
Мы будем вести обучение по четырем специальностям: тестировщик, андроид-разработчик, сисадмин и интернет-маркетолог. Это позиции, на которые просто обучиться с нуля, имея какие‑то общие знания.
Изначальная цель нашего проекта — изменить социальную норму. То есть сделать так, чтобы для IT-компаний стало нормой брать на работу людей с ограниченными возможностями. Чтобы люди перестали думать, что их это не касается, или что это страшно и непонятно. Хочется многообразия и взаимодействия с очень разными людьми.
— Расскажите, что будет представлять из себя проект?
Это учебный курс продолжительностью от двух до четырех месяцев, после него идет защита проекта, затем собеседование в компании-партнеры, по итогам которого выпускники трудоустраиваются. Это замкнутая система, где участвуют с одной стороны студенты — те, кто захотел учиться. С другой стороны — преподаватели, которые будут вести основные занятия и делиться знаниями, либо эксперты со стороны компаний партнеров. Третья группа участников — волонтеры, которые будут помогать координировать. Четвертая группа — организаторы. И пятая группа — компании партнеров, куда будут трудоустраиваться студенты после обучения.
Мы будем вести обучение по четырем специальностям: тестировщик, андроид-разработчик, сисадмин и интернет-маркетолог. Это позиции, на которые просто обучиться с нуля, имея какие‑то общие знания. А дальше, освоив эту специальность и начав работать в хорошей компании, можно расти дальше.
Изначальная цель нашего проекта — изменить социальную норму. То есть сделать так, чтобы для IT-компаний стало нормой брать на работу людей с ограниченными возможностями.
Пилотный проект мы сделаем офлайн в Санкт-петербурге, уже запустили набор. А потом хотим запуститься в Москве. После пилота мы планируем перевести обучение и в онлайн.
— Как вы набираете студентов, и как попасть на этот курс людям с ограниченными возможностями из регионов?
Чтобы записаться на курс, надо просто зайти на наш сайт, заполнить анкету и подождать, пока мы ее посмотрим и свяжемся. На онлайн-курс мы планируем брать всех желающих обучаться. А вот офлайн-курс предполагает несколько этапов подбора, и особое внимание мы будем уделять мотивации будущих студентов.
У нас много планов по развитию проекта, но все будет зависеть от того, как пройдет пилотный запуск. Пока он еще не начался, мы собираем заявки. Я надеюсь, что первый урок пройдет в середине зимы после нового года.
— Как вы искали компании-партнеров?
Благодаря моему проекту с премией, меня хорошо знают представители крупных технологических проектов, и достаточно было написать некоторым из них, а дальше включилось сарафанное радио, и компании сами стали меня находить. В данном моменте нас поддерживает компания Люксофт, они предоставили площадку для занятий.
Наша цель — изменить представление о людях с физическими ограничениями в айти-отрасли. Все ограничения у нас в голове.
Сейчас мы не занимаемся поиском партнеров по одной простой причине: для нашего проекта найти партнеров гораздо проще, чем набрать студентов на курс. Я разговаривала со многими компаниями, и многие готовы нам помочь: выделить какие‑то рабочие места, дать экспертов для проведения занятий, это не проблема. Настоящая проблема: донести до людей с ограниченными возможностями, что они могут освоить новую профессию, имеют право получить хорошую работу, и они этого достойны. У нас проблема людей в России в том, что они думают «да я, да я ничего не умею, я недостаточно хороший, не владею нужными навыками». И донести мысль «приходи, научим и у тебя все получится» бывает сложно.
Документов об окончании курса пока не будет. Мы даем знания и навыки и не хотим стать учебной организацией. Наша цель — изменить представление о людях с физическими ограничениями в айти-отрасли. Все ограничения у нас в голове. Соответственно, есть реальность, и с ней можно работать.
— Откуда приходят студенты?
С этим есть сложности, в интернете не так много групп и сообществ, где могут сидеть наши потенциальные студенты. То есть людей, которые хотят что‑то менять в своей жизни и думают о каких‑то перспективах — их в принципе не так уж и много.
Мы планируем связаться с компаниями, которые делают протезы и занимаются реабилитацией. Сейчас мы распространяем информацию через свои личные каналы, потом начнем более точечно писать в группы и сообщества.
— Сколько студентов записалось на первый курс?
Ко мне обратилось около 10 студентов. Они находятся на разных этапах: кто‑то записался, кто‑то заполняет анкету, кто‑то еще думает и взвешивает все за и против. В январе мы планируем выпустить курс, но это будет зависеть от обстоятельств, в частности от активности студентов.
В какой‑то момент я поняла, что хочешь изменить — меняй и не говори, а просто делай. То есть делай и говори.
Самое главное сейчас — чтобы проект случился и заработал, поэтому сначала мы смотрим на пилот, на первые десять студентов и десять закрытых вакансий.
— Что лично вам дает этот проект?
Для меня это вклад в жизнь, которую хотела бы видеть вокруг. Я долго думала о том, почему я, ведь я никак не связана с людьми с ограниченными возможностями. Пытаюсь научиться называть их правильно: с людьми с физическими ограничениями. Просто в какой‑то момент я поняла, что хочешь изменить — меняй и не говори, а просто делай. То есть делай и говори. Есть какие‑то очень классные вещи, которые нам хочется видеть вокруг. Но мы привыкли, что их должен делать кто‑то другой. А я решила себе на этом примере доказать, что бывает так, как ты задумал. То есть небольшая селф цель: доказать себе, что мир бывает другим.