Генеральный директор VCV Арик Ахвердян впервые после запуска на международном рынке рассказал о том, как выглядел сервис в прошлом, от чего VCV спасает рекрутеров и почему проект решил запуститься в Японии.
Подпишитесь на рассылку Хантфлоу
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR
Подкаст можно также послушать в iTunes, YouTube, Castbox и Google Podcasts
Я считаю, что рекрутмент — это самая интересная индустрия в мире, потому что она касается любой организации: от стартапа из двух человек до компании из 30 000 сотрудников. Работая в этой сфере, ты всегда в курсе, что где происходит, какая компания активно нанимает, а где сокращают сотрудников одного за другим.
VCV в моей жизни случился благодаря стечению обстоятельств: мы познакомились с ребятами, которые начинали этот проект как формат видеорезюме. Меня попросили посоветовать, как развивать проект, после этого предложили прийти и перезапустить все. Изначальной идеей VCV были видеокастинги для актеров, чтобы не нужно было ездить в города и смотреть на них лично. Мысли о рекрутменте вообще не было.
Мир настолько разнообразен, что не стоит подводить все под какой–то трафарет «Ты должен быть айтишником и тогда создашь крутой стартап». Я сталкивался с айти, только когда стоял рядом с сисадминами в корпорациях и просил удалить какой–нибудь файл — и это не помешало мне руководить HR-tech-проектом.
Видеоинтервью позволяют не тратить время рекрутеров на нерелевантных кандидатов. Например, бывает так, что ты с первой минуты понимаешь, что кандидат не подходит, но из вежливости продолжаешь задавать вопросы, хотя забудешь этого человека, когда он выйдет из офиса. Если посчитать, сколько таких собеседований проводят рекрутеры, даже если это одно интервью в день — это двадцать часов собеседований в месяц, выкинутых просто в никуда.
Сейчас мы используем искусственный интеллект, чтобы частично автоматизировать отказы. Например, если кандидат снимается топлес, а таких кандидатов немало. Раньше всех этих фриков приходилось собеседовать лично.
Я считаю, что кандидату может не хватать каких–то профессиональных навыков, но если у него достаточно мотивации и он личностно вписывается в наш корпоративный культурный код, то он сможет стать частью команды.
Если ты приходишь на работу, то компания покупает результат за деньги. Если ты не в состоянии генерировать результат и хочешь быть просто хорошим человеком, будь им за рамками этой организации. При этом если ты даешь результат, но ведешь себя как мудак, это не к нам. Ты можешь найти себе на рынке компанию, где ты можешь быть мудаком и давать хороший результат.
В VCV каждый новый сотрудник получает себе «бадди», напарника, который помогает ему интегрироваться в компанию. Это не наставник, потому что они из разных отделов — у программиста может быть «бадди» из продаж, у маркетинга — из финансов. Ему можно задать вопрос о корпоративной культуре или порядках, но он не подсказывает, как работать или решать задачи.
К удаленной команде мы пришли не сразу — первые эксперименты были в 2016 году. Началось все с программистов и разработчиков, когда мы поняли, что нет никакой разницы, из какой точки мира он работает, если закрывает задачи.
В 2017 году мы попали в акселератор 500 Startups, и это стало классной возможностью поверить в то, что локальный российский стартап может быть интересен для американского акселератора. Мы сразу понимали, что участвуем в акселераторе, чтобы выйти на американский рынок, а не просто проучиться три месяца. Сейчас VCV — это американская компания, с «дочкой» в России.
Мы привлекли фонд из Японии, который захотел, чтобы мы открылись на японском рынке. Это новый мир — сложно было представить, что когда нибудь у VCV будет офис в Японии. Мне не хотелось соглашаться сразу, я совершенно не понимал эту страну. Тогда я сказал: «Давайте я приеду к вам в Токио, пообщаюсь с некоторыми компаниями и приму решение».
С февраля 2019 года я живу в Японии, открыл офис, нашел сотрудников и веду полноценный бизнес.
Основная специфика японского рынка в том, что традиционно люди приходят в компанию и работают там всю жизнь. В Японии неприлично уходить из компании по собственному желанию, а сотрудников редко увольняют. Сейчас начинается небольшая миграция сотрудников из одной компании в другую, но большинство компаний придерживается философии, что они не могут увольнять людей.
Всех героев подкаста мы просим порекомендовать три книги нашим читателям. Вот что посоветовал нашим слушателям Арик Ахвердян:
Стивен Кови «7 навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности»
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Ричард Бах «Чайка Джонатан Ливингстон»
Продакшн: castpodcast.ru