Дарья Климович и Евгений Бобков, Авито: Глупо мечтать, что откроешь джоб-сайт и найдешь классного продакта

Наши гости — HR-менеджер Дарья Климович и руководитель кластера продуктов вертикали Авито Работа Евгений Бобков. Мы поговорили с ними о поиске продактов, детально разобрали каждый этап отбора в Авито, обсудили особенности матричной структуры и кейсы внутреннего найма

Подкаст можно также послушать в SoundCloud, Apple Podcasts, Castbox, Яндекс.Музыке, YouTube и Google Подкастах

Про Авито

Авито — это не просто площадка, где можно купить или продать какие‑то товары. Это набор из больших бизнес-направлений, которые называются вертикалями.

Сейчас у нас пять вертикалей:

  1. Goods, где пользователи продают товары peer-to-peer.
  2. Недвижимость.
  3. Авто.
  4. Услуги.
  5. Работа. Мы специализируемся на подборе «синих воротничков» и в этом сегменте являемся лидером рынка.

В Авито работают более 3 тысяч сотрудников.

У нас матричная структура, ее можно назвать вертикально-горизонтальной. Вертикали — это основные направления бизнеса, а в горизонталях сосредоточены:

  1. Buyer Experience.
  2. Seller Experience.
  3. Монетизационный продукт.
  4. Trust&Safety — борьба с фродом.
  5. Search&Recommendations.
  6. Технологические платформы.

Горизонтальные команды реализуют продуктовые изменения в формате платформ либо конструкторов. Вертикали берут горизонтальные решения и кастомизируют под свои задачи. Такой подход позволяет экономить ресурсы на разработку и продуктовые изменения.

Про роль продакта

Продакт анализирует поведение пользователей, пытается понять проблему и ее источники. А дальше из возможного диапазона решений он выбирает оптимальное, которое даст наибольшую ценность.

Продакты — не проджекты. Это первое, о чем мы предупреждаем кандидатов. Во многих других компаниях сотрудники совмещают эти две роли, но у нас не так.

У каждого продакта есть постоянная продуктовая команда, с которой он работает на долгосрочной основе.

Про оценку кандидатов

Сначала мы смотрим, каким продуктом занимался кандидат. Для нас более релевантны люди, которые делали сложные продукты с большим количеством данных.

Важно понимать, в какой мере кандидат отвечал за продукт, насколько он был автономен.

Мы практически не нанимаем джунов, потому что наши задачи подразумевают высокую степень автономности.

Важный фактор: умеет ли кандидат принимать решения. Если продакт утыкается в аналитический ступор и не может принять решение без своего руководителя, то это проблема для всех.

Если мы понимаем, что человек нам предварительно подходит, то приглашаем его в процесс оценки скилл-сета. Этот процесс состоит из 4 секций:

  1. Product hard skills. Это разговор про предыдущий опыт, проекты и проблемы, с которыми приходилось сталкиваться кандидату. Здесь мы знакомимся с человеком и пытаемся понять, по пути ли нам.
  2. Продуктовый дизайн. Кандидат заранее изучает один из наших продуктов, а потом разбирает его по полочкам: рассказывает о потребностях и проблемах его пользователей, предлагает решения.
  3. Аналитическая секция. Нам нужно понять, с какими метриками работал кандидат, какие подходы использует, как ориентируется в аналитике и что умеет делать сам.
  4. UX. Наши коллеги из UX-лаборатории дают набор кейсов, чтобы понять, как бы кандидат действовал, если бы столкнулся с такой проблемой.

Еще мы проводим глубокое HR-интервью: говорим про ценности, взаимодействие внутри команды и мотивацию. Нам надо понимать, как долго человек задержится в компании, ведь мы строим команду на долгосрок.

Последний этап — финалы с командами. На финалах рассказываем кандидату про нас, отвечаем на вопросы, продаем наши вакансии и возможности, помогаем найти точки взаимодействия.

Если кандидат не подошел нам, то вместо оффера мы даем ему качественный фидбек. Понимаем, что он потратил время, и хотим отплатить той же монетой.

Про поиск продактов

Глупо мечтать, что откроешь джоб-сайт и найдешь классного продакта. Лучше использовать прямой поиск и хантинг, работать с комьюнити.

У нас большой процент закрытия вакансий через программу внутренних рекомендаций. Мы стараемся делать все, чтобы сотрудникам было интересно приводить друзей на работу в Авито.

Емкость рынка ограничена, поэтому важно выстраивать отношения на долгосрочной основе. Если кандидат не подошел нам сейчас, возможно, позже у нас появится подходящая ему роль.

Действующие сотрудники компании могут стать продактами. Для этого они должны пройти те же секции и доказать, что их скилл-сет соответствует требованиям.

Чаще всего в продакты переходят из дизайна и аналитики, реже — из разработки.

У нас есть лендинг департамента продукта Авито. Там мы рассказываем про секции отбора, продуктовую культуру, постановку целей, а также публикуем список открытых вакансий. Заходите — будем рады рассмотреть всех кандидатов.

Всех героев подкаста мы просим порекомендовать источники вдохновения нашим читателям. Вот что посоветовала Дарья Климович:

Федор Достоевский — Бесы

Ласло Бок — Работа рулит

Ирмгард Койн — Девочка, с которой детям не разрешали водиться

Подборка книг от Евгения Бобкова:

Spencer Johnson — Who Moved My Cheese?

Luke Hohmann — Innovation Games: Creating Breakthrough Products Through Collaborative Play

Roman Pichler — Strategize: Product Strategy and Product Roadmap Practices for the Digital Age


Продакшн: castpodcast.ru