Наши гости — HR-менеджер Дарья Климович и руководитель кластера продуктов вертикали Авито Работа Евгений Бобков. Мы поговорили с ними о поиске продактов, детально разобрали каждый этап отбора в Авито, обсудили особенности матричной структуры и кейсы внутреннего найма
Подпишитесь на рассылку Хантфлоу
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR
Подкаст можно также послушать в SoundCloud, Apple Podcasts, Castbox, Яндекс.Музыке, YouTube и Google Подкастах
Про Авито
Авито — это не просто площадка, где можно купить или продать какие‑то товары. Это набор из больших бизнес-направлений, которые называются вертикалями.
Сейчас у нас пять вертикалей:
- Goods, где пользователи продают товары peer-to-peer.
- Недвижимость.
- Авто.
- Услуги.
- Работа. Мы специализируемся на подборе «синих воротничков» и в этом сегменте являемся лидером рынка.
В Авито работают более 3 тысяч сотрудников.
У нас матричная структура, ее можно назвать вертикально-горизонтальной. Вертикали — это основные направления бизнеса, а в горизонталях сосредоточены:
- Buyer Experience.
- Seller Experience.
- Монетизационный продукт.
- Trust&Safety — борьба с фродом.
- Search&Recommendations.
- Технологические платформы.
Горизонтальные команды реализуют продуктовые изменения в формате платформ либо конструкторов. Вертикали берут горизонтальные решения и кастомизируют под свои задачи. Такой подход позволяет экономить ресурсы на разработку и продуктовые изменения.
Про роль продакта
Продакт анализирует поведение пользователей, пытается понять проблему и ее источники. А дальше из возможного диапазона решений он выбирает оптимальное, которое даст наибольшую ценность.
Продакты — не проджекты. Это первое, о чем мы предупреждаем кандидатов. Во многих других компаниях сотрудники совмещают эти две роли, но у нас не так.
У каждого продакта есть постоянная продуктовая команда, с которой он работает на долгосрочной основе.
Про оценку кандидатов
Сначала мы смотрим, каким продуктом занимался кандидат. Для нас более релевантны люди, которые делали сложные продукты с большим количеством данных.
Важно понимать, в какой мере кандидат отвечал за продукт, насколько он был автономен.
Мы практически не нанимаем джунов, потому что наши задачи подразумевают высокую степень автономности.
Важный фактор: умеет ли кандидат принимать решения. Если продакт утыкается в аналитический ступор и не может принять решение без своего руководителя, то это проблема для всех.
Если мы понимаем, что человек нам предварительно подходит, то приглашаем его в процесс оценки скилл-сета. Этот процесс состоит из 4 секций:
- Product hard skills. Это разговор про предыдущий опыт, проекты и проблемы, с которыми приходилось сталкиваться кандидату. Здесь мы знакомимся с человеком и пытаемся понять, по пути ли нам.
- Продуктовый дизайн. Кандидат заранее изучает один из наших продуктов, а потом разбирает его по полочкам: рассказывает о потребностях и проблемах его пользователей, предлагает решения.
- Аналитическая секция. Нам нужно понять, с какими метриками работал кандидат, какие подходы использует, как ориентируется в аналитике и что умеет делать сам.
- UX. Наши коллеги из UX-лаборатории дают набор кейсов, чтобы понять, как бы кандидат действовал, если бы столкнулся с такой проблемой.
Еще мы проводим глубокое HR-интервью: говорим про ценности, взаимодействие внутри команды и мотивацию. Нам надо понимать, как долго человек задержится в компании, ведь мы строим команду на долгосрок.
Последний этап — финалы с командами. На финалах рассказываем кандидату про нас, отвечаем на вопросы, продаем наши вакансии и возможности, помогаем найти точки взаимодействия.
Если кандидат не подошел нам, то вместо оффера мы даем ему качественный фидбек. Понимаем, что он потратил время, и хотим отплатить той же монетой.
Про поиск продактов
Глупо мечтать, что откроешь джоб-сайт и найдешь классного продакта. Лучше использовать прямой поиск и хантинг, работать с комьюнити.
У нас большой процент закрытия вакансий через программу внутренних рекомендаций. Мы стараемся делать все, чтобы сотрудникам было интересно приводить друзей на работу в Авито.
Емкость рынка ограничена, поэтому важно выстраивать отношения на долгосрочной основе. Если кандидат не подошел нам сейчас, возможно, позже у нас появится подходящая ему роль.
Действующие сотрудники компании могут стать продактами. Для этого они должны пройти те же секции и доказать, что их скилл-сет соответствует требованиям.
Чаще всего в продакты переходят из дизайна и аналитики, реже — из разработки.
У нас есть лендинг департамента продукта Авито. Там мы рассказываем про секции отбора, продуктовую культуру, постановку целей, а также публикуем список открытых вакансий. Заходите — будем рады рассмотреть всех кандидатов.
Всех героев подкаста мы просим порекомендовать источники вдохновения нашим читателям. Вот что посоветовала Дарья Климович:
Ирмгард Койн — Девочка, с которой детям не разрешали водиться
Подборка книг от Евгения Бобкова:
Spencer Johnson — Who Moved My Cheese?
Luke Hohmann — Innovation Games: Creating Breakthrough Products Through Collaborative Play
Roman Pichler — Strategize: Product Strategy and Product Roadmap Practices for the Digital Age
Продакшн: castpodcast.ru