Организатор важнейшей российской IT HR конференций HR API о том, как проводить лучшие конференции и митапы
Подпишитесь на рассылку Хантфлоу
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR
— Денис, расскажите про идею и цель конференции?
Я совладелец питерского агентства по подбору IT-специалистов IT-Dominanta. Все началось в первой половине 2009 года, когда был самый пик кризиса, и мы выживали как могли. В IT-Dominanta мы сократили все издержки, которые можно было сократить: скорость интернет-канала, количество телефонных линий, переехали в значительно меньший офис, дважды сокращали персонал, отказались от всех корпоративов и всех видов плюшек.
Все усилия, которые мы предпринимали, практически ни к чему не приводили. Мы сокращали издержки, но одновременно падали и обороты. Рекрутинг нас не кормил.
На фоне этой непростой ситуации мы решили провести HR-конференцию. Очень надеялись, что она поможет привлечь клиентов. Официального названия у этой конференции тогда еще не было. Мы ее назвали «Встреча руководителей IT-компаний и HR-менеджеров». Было у нее и неофициальное (внутреннее) название: «Recruiting for food». Мы реально готовы были хантить за еду. Сейчас это звучит смешно, но тогда было совсем не смешно.
Мы реально готовы были хантить за еду. Сейчас это звучит смешно, но тогда было совсем не смешно.
Мы вложили небольшие деньги в организацию, и все получилось. По итогу эта конференция отработала на 100 % и стала мощным маркетинговым инструментом для IT-Dominanta. Именно эта площадка позволила нам позиционировать себя как лидеров в области IT-рекрутинга в Петербурге. Этим лидером, благодаря этой конференции, мы остаемся и сегодня.
— Когда конференция получила название «Найти ответ»?
В октябре 2009 года мы провели вторую конференцию, для которой вместе с коллегами придумали название «Найти ответ». Первые четыре конференции проводились два раза в год, они были бесплатными, длились четыре-пять часов и проходили в учебных аудиториях Политеха. На первых конференциях было много неформального общения, пять-шесть докладов, тайминг всегда сильно плыл. Например, изначально планировали начать конференцию в два часа и закончить в шесть, а по факту заканчивали в девять вечера. Так получалось, потому что у нас не было опыта организации мероприятий и мы думали, что по ходу дела разберемся. Так и происходило — учились на своих ошибках.
— Когда вы начали проводить платные конференции и почему?
В 2012 году решили, что хватит с нас халявы и сделали первую коммерческую конференцию. Организовали мы ее вместе с минскими ребятами из SQAlab. Их делом были финансовые потоки, риски и инвестиции, а мы занимались спикерами, программой и всей организацией. При этом мы договорились, что если уйдем в минус, то расходы поделим пополам, а если будет прибыль, то ее тоже разделим. Бюджет мероприятия был около миллиона, а заработали мы чуть меньше 40 тысяч рублей, которые согласно договоренностям разделили пополам. То есть за полгода, что наша команда потратила на подготовку, мы заработали 20 тысяч.
Если раньше конференция была для нас только мощным маркетинговым инструментом, то сейчас она превратилась в отдельный коммерческий проект, который приносит прибыль.
Ребятам из SQAlab такой «успешный» проект был не особо нужен, и мы, мирно расставшись с ними, далее делали эту конференцию уже самостоятельно. Во второй год прибыль была ровно такая же, при этом затраты были заметно больше. С каждым годом мы улучшали качество конференции: меняли место проведения, добавляли каких‑то плюшек, увеличивали залы, бейджи становились красивее, появлялись пресс-воллы и роллапы, но стоимость билетов тоже росла. И если раньше конференция была для нас только мощным маркетинговым инструментом, то сейчас она превратилась в отдельный коммерческий проект, который приносит прибыль.
— Почему в этом году вы решили сменить название на HR API?
Во‑первых, название себя изжило. Мы провели 10 конференций «Найти ответ», и одиннадцатая была бы похожа на «очередной съезд ВЛКСМ», это моя личная ассоциация.
Вторая причина переименования в том, что «Найти ответ» — это игра слов, и ее никак нельзя перевести на английский язык. Название очень локальное, в то время как мы позиционируем конференцию как международную. На нее приезжает много участников из Белоруссии, Украины и Прибалтики. У нас выступают международные спикеры, в том числе из Америки и Европы. Мы хотим двигаться в сторону международных ивентов и занять свою нишу среди европейских HR-конференций, поэтому смена названия на HR API была вполне логичным решением.
— Чем конференция HR API в этом году будет отличаться от прошлых конференций «нАйТи ответ», кроме названия?
Мы сохраним 90 % того, что было на «нАйТи ответ». По большому счету, изменятся только название и площадка. Конференция сильно выросла, поэтому ей нужно новое место для проведения.
— Выросла количественно?
Да, каждый год конференция растет. В 2014 году на ней было около 100 человек, в 2015 — 150, в прошлом году нас было 200, в этом мы ожидаем 250–300 участников.
Опыт показал, что для нашей аудитории два потока на конференции — идеальный режим.
Еще про рост хочу отметить, что мы пробовали брать в программу много докладов, увеличивая число потоков. Мы проводили конференцию в два, три и даже четыре потока, и опыт показал, что для нашей аудитории два потока — идеальный режим. Кроме того, пусть лучше докладов будет мало, но они будут качественные, чем много, но среди них будут сомнительные.
— Значит, в мае на конференции HR API будет два потока?
Я на 90 % уверен, что так и будет. У нас есть идея превратить третий поток в закрытые кулуарные обсуждения, куда мы будем приглашать только людей с релевантным опытом. Например, соберем только HR-директоров, или только IT-рекрутеров, чтобы они могли в узком кругу коллег обсудить актуальные вопросы и обменяться опытом. Пока нет готового решения на тему третьего потока, мы прямо сейчас это обсуждаем.
— На ваших конференциях очень жесткий отбор докладов. Расскажи, почему вы начали это практиковать и как проходит весь цикл отбора докладов?
Когда мероприятие проходило в формате митапа, никакого отбора не было, мы просто спрашивали у потенциальных спикеров, хотят ли они выступить на нашей конференции. Вот и весь отбор.
Если доклад нам не понравился и мы не видим, как его можно сделать лучше, то честно говорим, что не можем взять его в программу.
Когда мы готовили первую коммерческую конференцию, то читали название докладов и тезисы и на основе этого принимали решение. Так продолжалось до одного серьезного фейла в 2014 году. Это была конференция с четырьмя потоками, где буквально каждый третий доклад был слабым. Та конференция стала для нас образцом того, как делать не надо. Поэтому сейчас утверждение каждого доклада проходит в несколько этапов. Сначала мы получаем заявку, читаем название и описание. Если уже на этом этапе нам не нравится, то мы вежливо отказываем. Если все хорошо и нам нравится, то мы предлагаем устроить прослушивание. Человек полноценно готовит доклад и рассказывает нам его по скайпу так, как он бы рассказывал его на конференции. Это помогает нам убедиться, что тайминг соблюдается и доклад нам подходит. К тому же, мы можем дать спикеру советы, как улучшить доклад: отжать воду, глубже раскрыть тему, сконцентрировать свое внимание на самых интересных вопросах, а очевидные вещи убрать. Если человек с одного раза хорошо рассказал и у нас нет никаких замечаний, то мы говорим ему: «Готовьтесь, мы вас ждем на конференции».
По итогам прослушивания мы отсекаем 30 % спикеров. В конечном итоге примерно половина из входящих заявок попадает в программу. Если доклад нам не понравился и мы не видим, как его можно сделать лучше, то честно говорим, что не можем взять его в программу.
Но есть и другой путь — когда мы сами ищем спикеров. Все просто: идешь на митап, видишь интересного человека и сразу его приглашаешь. Мы зовем спикеров с разных конференций. Стоит отметить, что спикеров мы смотрим не только на HR-конференциях. Кроме этого, есть определенные звезды в своих индустриях. Так мы в свое время позвали Ирину Шамаеву, Славу Панкратова, Сашу Орлова, Асхата Уразбаева, Виктора Сороку и других. Спикеров из категории «звезд» мы просто приглашаем, без предварительного прослушивания. Потому что они себя зарекомендовали на многих конференциях, их доклады всегда собирают аншлаги.
— А кто занимается отбором спикеров и прослушиванием докладов?
Программный комитет, его состав есть на сайте HR API. В него входят Фаина Лернер, Вика Придатко, Аня Дворникова, Элеонора Якименко, Марина Хомич, Настя Мазова и я. Обычно доклады прослушиваю я и еще пара человек из программного комитета.
— То есть это для вас привычная практика — посещать конференции и другие мероприятия, отсматривать там спикеров, чтобы позвать к себе?
Да, все так. Я один из главных организаторов питерских IT HR митапов, аналогичные мероприятия мы проводим в Москве и в Минске. Одна из задач этих ивентов — поиск интересных спикеров для нашей конференции. В прошлом году на митапах мы нашли порядка пяти интересных спикеров. Они хорошо выступили, и мы им предложили немного доработать свои доклады и выступить на конференции «Найти ответ». Митап — это площадка, где мы апробируем доклады, на них допускаются любые фейлы. Это отличная возможность для каждого попробовать себя и выступить перед аудиторией со своей темой. На митапе никто не должен говорить, что «докладчик ужасно выступил». Ничего страшного — во всяком случае он взял и попробовал сделать доклад.
— Какие доклады никогда не попадут на HR API?
Так получилось, что из года в год мы не берем доклады про коучинг. У нас действует простой принцип отбора: поступил доклад, мы спрашиваем: «Кто готов на него пойти?», и если нет ни одного желающего из программного комитета, то с большой вероятностью доклад не попадет в программу конференции. Доклады про коучинг у всего программного комитета, и у меня в том числе, вызывают отторжение.
Еще мы наелись докладами, связанными с психологией. Они были на прошлых конференциях, но сейчас они нам неинтересны и вряд ли они будут в этом году. Я говорю о докладах про чтение мимики, например: «Глаза вверх-вправо повернул — значит, он нам врет».
Ну и конечно, в программе не будет докладов чисто рекламного характера: «Мы сделали какую‑то тулу, и все зацвело». Дружба и связи не заставят нас добавить такие выступления в программу конференции.
— Как удалось добиться жесткого тайминга на конференции, когда все идет как надо, ничего не сдвигается и все по часам?
Традиционно все наши конференции начинаются и заканчиваются минута в минуту, как написано у нас в программе. Это очень важно: недопустимо, чтобы на конференциях плыл тайминг.
Между докладами на наших ивента всегда есть перерыв, чтобы участники смогли передохнуть, а мозг успел восстановиться к следующему докладу.
Достигаем мы этого не особо хитрым образом. Участники программного комитета работают на конференции модераторами секций. Они следят за соблюдением тайминга и предупреждают спикера о том, что время заканчивается. И мягко или жестко выключают микрофон. Потому что перерыв должен начаться вовремя, несмотря ни на что. Можно вылезти максимум на пять минут в перерыв, но не больше. Между докладами на наших ивента всегда есть перерыв, чтобы участники смогли передохнуть, а мозг успел восстановиться к следующему докладу.
Программный комитет следит за тем, чтобы все шло четко по программе. Не дай бог, в каком‑то потоке что‑то задержится, и доклады рассинхронизируются. Тогда слушатели вообще никак не смогут ориентироваться в программе и не будут знать точно: кто, где и когда будет выступать? Поэтому самое главное — чтобы независимо ни от чего модераторы останавливали доклад по времени. Даже если очень интересно и самому хочется послушать — нет. Твоя задача — остановить. Если интересно — ловим спикера в кулуарах и продолжаем там общение.
— Конференция «Найти ответ» завершается поездкой на корабле по вечерней Неве. Откуда появилась эта традиция и будете ли вы ее продолжать?
Да, этой традиции уже три года. Заканчивается второй день конференции, и мы со спикерами и участниками дружно бежим на кораблик. Он вмещает всего 120 человек, и вот уже два года подряд за месяц до конференции купить билеты на кораблик уже нельзя, они очень быстро разлетаются.
За месяц до конференции купить билеты на кораблик уже нельзя, они очень быстро разлетаются.
Не помню точно, как появилась идея. Нам хотелось после конференции устроить афтепати, и мы искали варианты: думали пойти в кабак или придумать что‑то поинтереснее. Потом позвонили и узнали, что кораблик стоит вполне приемлемых денег, и сразу его заказали. И эта идея с прогулкой по Неве очень хорошо зашла, поэтому на следующий год мы ее повторили. В этом году на HR API кораблик тоже обязательно будет.
— Расскажи, как появился портал «Айти-Событие»?
Портал «Айти-Событие» был запущен 7 ноября 2013 года (хорошо это запомнил, потому что это день Великой Октябрьской революции). А месяцем раньше мы зарегистрировали ООО «АйТи-Событие». Это отдельная компания, где моя должность — CEO. Основной проект компании — портал it-events.com. Это самый большой агрегатор событий в сфере IT: всевозможные митапы, конференции, хакатоны, тренинги. На нашем сайте можно найти все события рунета, которые проходят в России, Украине, Белоруссии и Казахстане. Если вы ищете какую‑то конференцию по теме IT, то заходите на наш сайт, и там она с большой вероятностью будет, а если нет — напишите нам, и мы ее добавим.
Мы делаем удобный портал для организаторов конференций, чтобы им не надо было ничего создавать с нуля, делать лендинг, придумывать форму регистрации в гуглдоке. Когда мы делали этот сайт, у нас уже был какой‑то опыт организации событий. И он позволил предусмотреть основные потребности организаторов мероприятий, чтобы сделать их работу максимально комфортной и продуманной.
Сейчас у нас не все идеально, но мы небольшими шагами двигаемся в заданном направлении, чтобы любой организатор события мог создать свой ивент. Аудитория нашего сайта относительно всего мира ивентов небольшая. В первую очередь мы ориентируемся на мероприятия для айтишников.
— Какие ивенты помимо HR-конференций и митапов вы устраиваете?
Помимо HR-ивентов мы проводим свои IT-события. Например, мы организуем конференцию по Python — Piter Py. В этом году она пройдет уже в четвертый раз. Она собирает в среднем 100–150 человек, потихонечку растем год от года. На этой конференции у нас традиционно два потока: один иностранный и второй — русский.
Вторая конференция — Linux Piter. Это первая в России IT-конференция полностью на английском языке: все материалы конференции, от бейджей до буклетов участников, — на английском, первый поток докладов — полностью на английском, без перевода на русский, а второй — на русском с синхронным переводом на английский язык.
Мы ставим цель сделать Piter Py и Linux Piter международными. Чтобы люди из Европы приезжали в Россию. Говорят, что в Петербурге в ближайшую пару лет сделают для иностранцев гостевой въезд без виз. Я уверен, что если это случится, то наши конференции выстрелят. Сейчас участникам из Европы приходится оформлять визы, поэтому к нам пока не едут.
IT не имеет границ, это интернациональная история.
Да, мы хотим интегрироваться в европейское Python-сообщество и линукс-сообщество. Хотим, чтобы участники приезжали на наши ивенты из Европы, а россияне ездили на европейские ивенты. IT не имеет границ, это интернациональная история. С HR-темой немного сложнее. Английский язык, нам кажется, среди эйчаров не так популярен, как среди айтишников. Но посмотрим, может быть и HR-сообщество тоже удастся интегрировать.
Наш четвертый проект — IT Challenge. Это спортивный кубок, в рамках которого в течение года проходит 11 разных спортивных турниров: настольный теннис, Что? Где? Когда?, картинг, пейнтбол, кикер, велотурнир, бег, шахматы, волейбол, футбол и боулинг. Еще планируем добавить игру го и турнир по программированию. Мы проводим IT Challenge уже четвертый сезон и успели вовлечь много компаний в проект. В прошлом году у нас участвовало 50 компаний.
Также мы проводим IT HR-митапы, организуем тренинги по рекрутингу, делаем Обзор зарплат… А еще недавно мы провели нашу первую школу по рекрутингу, для которой Хантфлоу предоставляли нам бесплатный учебный доступ к CRM-системе для рекрутинга. В программе наши студенты добавляли резюме, отбирали на вакансии и учились на примере Хантфлоу, как работать в информационной системе, как взаимодействовать с коллегами и с менеджером. Кстати очередной старт школы рекрутинга запланирован на 5 сентября.
Должны быть ивенты, где можно бесплатно, без какого‑то обеда и прочих понтов в спокойной атмосфере послушать одного-двух спикеров.
Из перечисленных шести проектов, которые мы делаем, пять — коммерческие, и только шестой — IT HR митап — является некоммерческим маркетинговым инструментом. Это то, как выглядела наша конференция в начале. Она была митапом, мы превратили ее в конференцию, а потом все равно вернулись назад и решили, что митапы тоже должны быть. Должны быть ивенты, где можно бесплатно, без какого‑то обеда и прочих понтов в спокойной атмосфере послушать одного-двух спикеров.
— У вас есть ощущение, что ваша HR-конференция повлияла на IT HR отрасль в целом?
Да, это однозначно так. «Найти ответ», а теперь и HR API вызывает неподдельный интерес, а участники после нее выходят с горящими глазами, свежими идеями и порцией вдохновения. Я уверен, что мы как создатели этой конференции меняем сознание эйчаров в лучшую сторону. Я много говорил про деньги и маркетинг, но не сказал, что помимо всего прочего очень важно создавать что‑то значимое. Нельзя заработать деньги на том, что никому не нужно, это абсурдно. Мы делаем мир лучше!