Основатель Superjob рассказал Инсайту, где учат менеджеров высшего звена и как формируются эффективные системы управления персоналом без «бирбюзы» и «черных лебедей».
Подпишитесь на рассылку Хантфлоу
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR
Эффективными считаются те системы управления персоналом, которые ведут к предсказуемым результатам. Для армии — иерархия, беспрекословное подчинение начальнику, жесткие наказания за ошибки. А как иначе? На кону жизни, и второго шанса у сапера нет. Для научного коллектива — наоборот. Максимальная свобода, поощрение ошибок. Потому что «и опыт — сын ошибок трудных». Все модные названия систем — просто слова. Никаких новых систем управления персоналом за последние 5 тысяч лет не придумали. И конвейер придумал не Форд, его использовали еще в древнем Китае и Египте. Форд только в массы отправил способ организации производства.
Менеджеров высшего звена учат в детском саду и семье. И немножко в начальной школе, если повезло с учителем. Взрослых не учат нигде. В самых крутых бизнес школах на программах МБА, тем, кого мама с папой научили тому, чему нужно, дают возможность приобрести новые социальные связи и узнать стандарты работы лучших корпораций. Только и всего. Если в самую лучшую бизнес школу пришел человек, который не является топ менеджером уже, то и после MBA он не станет топом.
Инструментов повышения мотивации сотрудников не существует. Сотрудника невозможно мотивировать. А вот демотивировать можно легко.
Эмоциональный интеллект играет основную роль в управлении, если мы говорим о руководителе высшего звена.
Не каждый управленец может стать топ-менеджером. Кого мама с папой сделали топом, тому и становиться не нужно. Он уже. А кого не сделали, у того шансов немного. Какими качествами он должен обладать? Это зависит от сферы применения. Одно дело армия. Другое — рекламное агентство. Хотя… Видение цели, умение расставлять приоритеты, подбирать нужных людей и объединять их в команды. Пожалуй, это главное. Ну и еще умение хвалить.
Командный стиль управления — это стиль, не терпящий возражений и другой точки зрения. Уместен там, где цена ошибки — человеческая жизнь, а вся ответственность лежит на первом руководителе. Армия. Или Операционная. Команды оперирующего хирурга должны выполняться точно, быстро, автоматически. Как на поле боя.
Обучение управленца ничем не отличается от обучения топ-менеджеров. Точнее, отличается результатом. Учат всех одинаково. А результат показывают только топы.
В любой успешной компании внедрены успешные стратегии. При этом, в 99.99999999999% случаев у этих стратегий нет никаких названий. О стратегиях с названиями мы узнаем только тогда, когда кто‑то взял и описал то, что происходило в какой‑то компании, и придумал этому красивое название. Второй раз эту красоту один в один повторить еще никому не удавалось.