Сооснователь и генеральный директор платформы для самозанятых Qugo рассказал в подкасте Хантфлоу Инсайт, что такое гиг-экономика, как компаниям взаимодействовать с фрилансерами и в каких индустриях можно внедрять новую экономическую модель.
Подпишитесь на рассылку Хантфлоу
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR
Подкаст можно также послушать в SoundCloud, Apple Podcasts, Castbox, Яндекс.Музыке, YouTube и Google Подкастах
Про Qugo и гиг-экономику
Qugo — это маркетплейс для самозанятых. На основе этого маркетплейса мы выстраиваем экосистему, которая в долгосрочной перспективе позволит находиться в ней и большому бизнесу, и исполнителям — самозанятым.
Гиг-экономика — это структура взаимоотношений большого бизнеса и независимых исполнителей, уже являющихся значительной частью рынка и способных оказывать серьезное влияние на экономику.
В гиг-экономике способ компенсации и расчета вознаграждения отличается от традиционного. Если обычно это заработная плата или бонусные схемы, то в гиг-экономике исполнитель получает оплату непосредственно за результат. Иначе обстоит дело и с перфоманс-менеджментом: если в традиционной модели перфоманс-менеджмент считается основным инструментом для управления результатом, то в гиг-экономике требуются более четкие KPI.
Особенность гиг-экономики — в гибкости, масштабировании и возможности без серьезных барьеров разворачивать производство, открывать новые отделы, налаживать новые процессы. Но здесь важную роль играет планирование трудовых ресурсов организации.
К модели гиг-экономики можно переходить, если бизнес-процессы в компании или департаменте легко декомпозируются и к каждому декомпозированному элементу легко применить производственные KPI. Важно, чтобы и количество рисков — трудовых, налоговых, связанных с авторскими и интеллектуальными правами, — было достаточно низким.
В таком типе взаимодействия исполнителя и заказчика не обязательно должен оцениваться конечный продукт. Вы можете измерить и промежуточный результат: учитывается не только забитый гвоздь, но и поднесенный.
Модель гиг-экономики подойдет таким компаниям: — Всем, кто связан с разработкой и диджитал-продуктами; — Всем, кто связан с креативной деятельностью. Например, дизайн-студии могут превратиться в сообщество независимых дизайнеров-исполнителей; — Службы доставки; — Компании в индустрии красоты; — Службы технического обслуживания; — Службы клининга.
Модель гиг-экономики не отличается от классического взаимодействия с командой в части ценностного предложения. Для поставщиков и исполнителей — это, прежде всего, взаимовыгодное сотрудничество. Но, в зависимости от уровня организации, триггерные элементы ценностного предложения могут различаться.
Как нанимать самозанятых и работать с ними
Если вы хотите перейти к модели гиг-экономики, для начала нужно визуализировать свой бизнес и понять, насколько декомпозируются процессы, есть ли на рынке необходимые ресурсы. Также необходимо понять, сравним ли потенциальный совокупный доход людей, которых мы собираемся нанять, с тем, что есть у них сейчас, и нет ли юридических ограничений для перехода к новой модели.
Хотя самозанятые не являются вашими внутренними сотрудниками, при их отборе вы все равно можете применять тот инструментарий, который посчитаете нужным: предиктивные тесты, проверка того, как человек работает с возражениями и другие.
При подборе внешних исполнителей важно обращать внимание и на софт-скиллы. Ведь они будут либо помогать, либо мешать достижению тех KPI, которые вы поставите перед фрилансерами.
Интерим-менеджеры — это внешние управленцы. В организацию они обычно приходят на позиции топ-менеджеров. Такой управленец должен уметь делать все или знать профессионалов, которых сможет привлечь для решения поставленных задач и собрать из них команду.
В отличие от представителей консалтинговых компаний интерим-менеджеры глубже вовлечены в процессы и компанию. Если консультанты в большей степени работают по стандартам и методологиям своей организации, то интерим-менеджеры следует методикам и распорядкам компании, в которую его наняли.
Интерим-менеджеры получают больше прибыли и бонусов от того, насколько сильно они снизили издержки и насколько эффективный бизнес выстроили.
Нанимать интерим-менеджеров нужно, если вам необходимо очень быстро провести трансформацию и при этом существует высокий риск внутренних интриг, сильной токсичности.
Такие сущности как большие корпорации и внутренние команды будут на глобальной экономической карте всегда. Это вопрос применимости. Интерим-менеджмент, фриланс, гиг-экономика — не панацея для всего.
Фриланс и гиг-экономика — это не только про экономику, но и про поколенческий сдвиг.
Коллектив — это не семья, а единомышленники и партнеры. Мне нравится подход, в котором все прозрачно: понятна роль и ценность каждого в процессе, конечный результат.
Всех героев подкаста мы просим порекомендовать источники вдохновения нашим читателям. Вот что посоветовал нашим слушателям Георгий Чахидзе:
The Search For Purpose At Work
Продакшн: castpodcast.ru