Наталия Макарова, Developer Relations Expert с большим опытом работы в Яндексе, рассказала о том, почему деврел не должен зависеть от HR, как мотивировать разработчиков писать статьи и каким должен быть первый шаг к трансформации в технологическую компанию
Подпишитесь на рассылку Хантфлоу
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR
Подкаст можно также послушать в SoundCloud, Apple Podcasts, Castbox, YouTube, Яндекс.Музыке и Google Подкастах
Мода на технологии и инновационность — это общемировая тенденция. Компании занимаются технологическим пиаром, потому что это помогает им лучше продаваться на бирже. Сейчас хайп на покупку технологических акций.
Деврел — это Developer Relations, взаимодействия или коммуникации с профессиональной аудиторией разработчиков. Я работаю с технологической аудиторией, но заказчики приходят ко мне с совершенно разными задачами: развитие бренда работодателя, продвижение технологии и построение вокруг нее сообщества.
В какой‑то степени это комьюнити-менеджмент: даже на Западе деврел связан непосредственно с продвижением и продажей продуктов или технологий для разработчиков. Разработчики являются конечными пользователями: даже если продукт для бизнеса, часто именно разработчики решают, какие продукты они хотят использовать.
Исследования показывают, что разработчики, принимая решение о том, где они хотят работать, в первую очередь основываются даже не на размере зарплаты или плюшках — это уже базовые вещи. Для них гораздо важнее, что это за компания, какой у нее технологический стек, насколько компания технологична, насколько они могут развиваться в этой компании как профессионалы.
Психология разработчиков такая, что эти люди родились для того, чтобы изменить мир. Они воспитаны на знаменитых фантастах и фантастических фильмах. Они создают будущее. Любой хороший разработчик родился для того, чтобы изменить мир, и для него очень важно разрабатывать что‑то очень полезное.
Даже если компания не производит что‑то суперкрутое, то все равно может заинтересовать разработчиков открытостью, прозрачность и честностью. Показывайте то, что хорошо у вас в компании: выстроенные процессы, харизматичные лидеры, у которых можно учиться или с которыми просто комфортно работать. Всегда можно найти что‑то уникальное, что будет ценностью для разработчиков.
Чтобы узнать о ценностях компании, в первую очередь я сажусь и разговариваю с разработчиками, с тимлидами. Я узнаю, почему они работают в компании — что их драйвит в работе. О чем можно рассказать внешней аудитории, чтобы заинтересовать разработчиков, чем хотелось бы поделиться.
Чтобы стать технологической компанией, сначала сделайте работу разработчиков комфортнее. В первую очередь нужно перестроить свои внутренние процессы и понять ценности аудитории, которую вы хотите привлечь: например, что разработчики не должны быть привязаны к рабочему месту и работать с 8 до 17. Вам нужно что‑то предложить, чтобы выйти на этот рынок технологических специалистов и конкурировать за них с другими компаниями.
Главный канал коммуникации для деврелов — Хабр. Альтернативы ему сейчас почти нет. И если сам разработчик хочет публиковаться и написать какую‑то статью, то ему важно получить фидбек от профессионалов, коллег в сообществе и Хабр тоже будет одним из основных каналов для этого.
Я считаю, что HR не должен быть заказчиком у деврела. Как правило, рекрутеры не дают контент и не могут оценить контентную составляющую, содержание и смыслы. Поэтому деврел работает в том поле, когда нужно сделать так, чтобы аудитория знала про бренд и знала, какие задачи там решаются.
Деврел не должен быть привязан к метрикам найма. Наймом должны заниматься рекрутеры, деврелы заканчиваются там, где человек знает о компании и о разработке в ней. Максимум, на что может влиять деврел, — это на ситуацию, когда рекрутер звонит специалисту и тот отвечает: «Да, я что‑то про вас слышал, давайте поговорим».
Основной принцип деврела: разработчики должны разговаривать с разработчиками. Гуманитарий или менеджер не будет так воспринят аудиторией. Я считаю, что любой человек, который работает и чего‑то добился, хочет об этом рассказать. Их переполняет желание поделиться тем, что они сделали, научить кого‑то, получить фидбек от коллег. Просто люди бывают на разных этапах, и иногда им что‑то мешает — например, убежденность, что они не умеют выступать или писать.
Задача деврела — помочь разработчику поделиться тем, чем он хочет делиться. Предложить ему помощь редактора, обсудить план, помочь подобрать кейсы. Это организационная и психологическая помощь. Поддержка и обучение нужны всем.
Если деврелу предстоит говорить с технической аудиторией, ему нужно иметь технический бэкграунд. Если же речь о бренде работодателя, то деврел — это организатор процессов и проектов, ему важно уметь выстраивать процессы, понимать разработчиков и принципы коммуникации внутри, принимать разработчиков такими, какие они есть.
Большой маркетинг часто стремится к уменьшению стоимости контакта. А разработчики — это очень дорогая аудитория. Ты проводишь небольшое мероприятие, человек на 100. Специалистов мало, их нужно найти, привлечь и привести на мероприятие. А из этих 100 вы наймете одного. И если посчитать стоимость контакта, она будет дико дорогой. Но на самом деле нет — просто аудитория дорогая.
Бонус для слушателей подкаста Хантфлоу Инсайт: до конца ноября вы можете написать Наталии и задать ей любые вопросы о девреле и развитии в этой специальности.
Всех героев подкаста мы просим порекомендовать источники вдохновения нашим читателям. Вот что посоветовала нашим слушателям Наталия Макарова:
Продакшн: castpodcast.ru