Анастасия Фатыхова и Татьяна Гудимова, Яндекс.Практикум: Мы не обучаем людей по вебинарам

Руководитель направления по работе с экспертами и руководитель команды трудоустройства выпускников Яндекс.Практикум рассказали Инсайту почему Практикум выбрал обучение не в формате вебинаров, почему работодатели наставников боятся, что их схантят в Яндекс и какие есть риски у проекта онлайн-образования.

Подкаст можно также послушать в SoundCloud, Apple Podcasts, Castbox, Google Podcasts, YouTube и Яндекс

Яндекс.Практикум — молодой проект, год назад мы начинали как онлайн-образование для обучения популярным IT-профессиям с нуля и фактически позиционировали себя как машина трудоустройства, которая помогала людям из разных уголков России получить хорошее образование и навыки для того, чтобы быть востребованными на рынке. В частности, обучиться программированию с нуля, не имея при этом никаких базовых знаний для этого. А месяц назад мы выпустили на рынок новый продукт — обучение английскому языку. Поэтому сейчас можно смело говорить, что Яндекс.Практикум — это не только про профессии, это сервис онлайн-образования для совершенствования, для работы и в том числе для жизни.

Практикум — это первый коммерческий образовательный проект Яндекса, мы полноценный продукт, как и любые другие продукты компании: Яндекс.Такси, Яндекс.Еда и т. д. Другие обучающие продукты больше заточены на решение задач подбора в компанию. Они построены, чтобы обучать команду под себя и в дальнейшем нанимать разработчиков в Яндекс.

У Практикума нет целей, связанных с наймом в Яндекс, к сожалению, многие пока этого не понимают и путают нас с продуктами, направленными на рекрутмент компании. Из‑за этого нам бывает сложно найти наставников и начать с ними сотрудничать, потому что их работодатели боятся, что сотрудников схантят в Яндекс.

Мы понимаем, сколько человек из каждого потока хотят получить работу, и представляем, сколько рабочих мест есть на рынке. Сейчас эти два показателя находятся в балансе, спрос соответствует предложению. Есть риск, что в будущем число наших выпускников, которые хотят трудоустроиться, будет расти быстрее, чем количество рабочих мест на рынке. К этому риску мы готовимся уже сейчас, и наша позиция — быть принципиально честными с нашими студентами. Если сейчас мы негласно обещаем трудоустройство студентам, которые проходят карьерный трек, то в случае перенасыщения рынка нашими студентами мы будем уже на старте честно говорить им: «Ребят, смотрите: количество рабочих мест вот такое, вы можете получить работу с такой‑то вероятностью».

Что поменялось в связи с кризисом

К нам начали приходить выпускники, которые ранее трудоустроились, но попали под сокращение во время кризиса, потому что их компании в первую очередь начали увольнять джунов. Также в марте уменьшилось количество трудоустроенных, а студенты, которые находились в процессе трудоустройства и уже были на каком‑то из этапов воронки найма, столкнулись с тем, что подбор в компании был приостановлен, либо заморожен, либо дата выхода была обозначена максимально размыто -— «после кризиса».

В связи с кризисом спрос вырос, наша команда активно готовится к росту и масштабированию. Мы делаем упор на качество, потому что, по сути, наш основной KPI — это успех студента и его трудоустройство по новой профессии. Поэтому мы не можем просто взять и набрать в 10 раз больше студентов, чем у нас было до этого.

Мы отличаемся от остального рынка онлайн-образования тем, что не обучаем по вебинарам и у нас идет практика с первого урока. То есть студент, который обучается IT-профессии, с первого же дня обучения пишет код. Если это английский язык, то он сразу говорит на английском, неважно, какой у него уровень, если дизайн — работает с реальными макетами. То есть мы симулируем реальную рабочую среду уже с первого урока и приближаем студента к тому, чем он реально будет заниматься.

Про запуск новых курсов

Наш KPI — это трудоустройство студентов. Мы исследуем рынок труда, чтобы понять, есть ли там рабочие места и запрос на тех специалистов, которых мы планируем выпускать. Если мы не видим пересечений между рынком наших выпускников и рынком работодателей, но мы не запускаем этот курс.

После того как мы провели такое первое исследование и нашли это подтверждение, наступает время продуктовой части. Сюда входит разработка контента для курса, курс сам, дизайн различных историй, которые будут заложены в этот курс. То, что связано с трудоустройством, сейчас появляется у студентов в конце обучения, за 2–3 месяца до окончания курса, это тоже отдельный карьерный продукт.

Мы учим специалистов с нуля до уровня джуниор. К нам могут приходить ребята любого возраста, без опыта в IT и из любого региона, мы готовы всех принять.

Команда Практикума

Команда Практикума делится на 2 направления: продуктовая команда, которая создает и запускает учебные курсы, и команда сопровождения — это те самые эксперты, наставники, ревьюеры, кураторы, которые помогают нашим студентам учиться.

Желающих попасть в команду наставников больше, чем мы реально берем: всего 8–10% проходят наши этапы отбора и начинают сотрудничество с Практикумом. В этапы входит тестовое задание, а также школа наставников, которая длится две недели.

Для HR, которые рассматривают трудоустройство джунов, у нас есть отдельное предложение: мы можем взять на себя поиск и предложить вам несколько релевантных кандидатов, которые будут идеально соответствовать вашему запросу.

Почему стартап Яндекса использует Хантфлоу

Потому что это очень удобная и понятная CRM. В Хантфлоу мы ведем именно работу по взаимодействию с наставниками.

Всех героев подкаста мы просим порекомендовать три книги нашим читателям. Вот что посоветовали нашим слушателям Анастасия Фатыхова и Татьяна Гудимова:

Даниел Гоулман — Эмоциональный интеллект

Патти МакКорд — Сильнейшие. Бизнес по правила Netflix

Джефф Смарт — Кто.Решите вашу проблему номер один


Продакшн: castpodcast.ru