Анна Мирошникова, СберМаркет: Невозможно ничего бюрократизировать, когда растешь в 16 раз за год

Руководитель отдела подбора в компании СберМаркет Анна Мирошникова развенчала популярные мифы о Сбере, а также рассказала Хантфлоу о найме в условиях взрывного роста и важности рефлексии

Подкаст можно также послушать в SoundCloud, Apple Podcasts, Castbox, Яндекс.Музыке, YouTube и Google Подкастах

Про СберМаркет

Раньше компания называлась Instamart. Мы росли в 3–5 раз год от года, и в 2019 году Сбер предложил нам присоединиться к своей экосистеме.

Мы сохранили идентичность, скорость принятия решений и возможность действовать самостоятельно на оперативном уровне. Стратегические цели согласовываем со Сбером, но при этом свободны в выборе способа их достижения.

Сейчас в компании работают более 2000 человек — это только штатные сотрудники. А вместе со сборщиками и водителями, которые оформлены как самозанятые, нас более 17 000 человек. Для сравнения: в 2019 году у нас работало 100 штатных сотрудников, а также 1000 сборщиков и водителей.

СберМаркет не конкурирует, а дружит с ретейлерами. Наша модель бизнеса отличается от того, как работают конкуренты. У нас нет своих складов и дарксторов: чтобы доставлять товары, мы используем инфраструктуру ретейлеров.

Про пандемию

В марте 2020 года мы выполняли 5000 заказов в день и мечтали к концу года удвоить этот показатель. Но уже в мае у нас было 13 000 заказов — меньше чем за два месяца достигли годовой цели.

83% сотрудников пришли в компанию в 2020 году. Это был очень интенсивный период, когда вся HR-функция работала, чтобы обеспечить этот спрос.

Все ресурсы компании были брошены на операционный наем. Рекрутеры просыпались в 5 утра и звонили во Владивосток — искали сборщиков и водителей. Мы даже временно забирали команды из компаний, где освобождался персонал.

Про рекрутинг

Мы используем Хантфлоу — это одна из самых удобных CRM на рынке. У нее очень низкий порог входа и интуитивно понятный интерфейс.

Нам нельзя хантить людей из экосистемы Сбера, куда входят более 70 компаний. Хотя сотрудники могут ротироваться, если сами инициируют переход.

У рекрутера должно быть не более 10 позиций в работе, иначе поддерживать высокую скорость и качество найма будет сложно.

Мы делаем мэппинг под каждую роль. Например, находим всех продактов, которые работают в Яндексе, Озоне, Авито и других компаниях. Даже если у нас нет открытой позиции, стараемся общаться с людьми на перспективу — это значительно сокращает время найма.

Подкасты — мой любимый канал привлечения кандидатов.

Приставка «Сбер» часто помогает в подборе — для многих людей она символизирует надежность и стабильность.

При найме на продуктовые и диджитальные позиции сталкиваемся со стереотипами кандидатов. Некоторым людям кажется, что Сбер — это сложные процессы, длительные согласования и отсутствие свободы. Это типичные возражения, которые мы отрабатываем на интервью: объясняем, что невозможно ничего бюрократизировать, когда растешь в 16 раз за год.

Спрос на аналитиков и разработчиков резко вырос, а предложений мало. Рынок перегрет, но рано или поздно придет к балансу.

Многие компании переходят от наращивания окладов к другим инструментам привлечения и удержания сотрудников. Например, у нас есть опционная программа для топ-менеджеров и ключевых сотрудников.

Про HR

В HR-департаменте работают 120 человек — мы находимся в стадии формирования и трансформации.

Операционка всегда поглощает стратегию. Раньше одни и те же люди занимались операционными и стратегическими задачами, но это было неэффективно. Поэтому мы разделились на change- и run-команды: первые отвечают за внедрение лучших практик и инструментов, вторые — за реализацию конкретных процессов.

Мы сфокусированы на корпоративной культуре. Для нас важно, чтобы сотрудник был не только силен по хардам, но и соответствовал нашим ценностям и культурному коду.

В оценке испытательного срока сотрудника участвуют люди, с которыми он взаимодействовал, и его руководитель. Если человек справился со всеми задачами, но коллеги говорят, что с ним невозможно общаться, это повод дать ему обратную связь и продлить испытательный срок.

Рефлексия и ретроспектива — это важно. Особенно в быстро растущих компаниях, когда нет возможности остановиться и подумать, а надо все время бежать, достигать целей и ставить себе новые.

У нас есть общий чат со всеми эйчарами экосистемы Сбера. Там мы запрашиваем и даем рекомендации, помогаем друг другу с закрытием вакансий.

Всех героев подкаста мы просим порекомендовать источники вдохновения нашим читателям. Вот что посоветовала Анна Мирошникова:

Джефф Смарт, Рэнди Стрит — Кто. Решите вашу проблему номер один

Мейер Эрин, Хастингс Рид — Никаких правил. Уникальная культура Netflix

Дэниел Киз — Таинственная история Билли Миллигана


Продакшн: castpodcast.ru