Андрей Будаев, Учи.ру: Война за таланты была, есть и будет

HR-директор Учи.ру рассказал, как сервис ежедневно помогает школьникам, почему нужно обращать особое внимание на HR и что делать с перегретым рынком IT-специалистов.

Подкаст можно также послушать в SoundCloud, Apple Podcasts, Castbox, Google Podcasts, YouTube и Яндекс

О компании и бизнесе

«Учи.ру» — это онлайн-платформа, которая помогает детям учиться и развиваться. Мы IT-компания, в которой работает порядка 600 человек. Сервис покрывает всю школьную программу, с 1 по 11 класс, и немного выходит за рамки школьных предметов — например, учит программированию в начальных классах.

Компания «Учи.ру», помимо России, представлена также в США, Бразилии, Индии и других странах. Мы внимательно подходим к развитию на западных рынках, изучая менталитет страны и местную систему образования, потому что в каждой стране она разная и в корне отличается от российских реалий.

Внутри «Учи.ру» у каждого ребенка есть свой личный кабинет, в котором он учит то, что ему интересно, или то, что назначил преподаватель. Еще личные кабинеты есть у учителей и родителей. Все процессы прозрачны, мы уделяем этому много внимания.

У нас есть команда GR (government relations), в которой более 40 человек. Они отвечают за коммуникацию с директорами школ и министерствами, чтобы мы могли проводить мастер-классы и демонстрации в школах и привлекать новых пользователей.

Надо принять, что пока никто не научился объективно измерять знания и их эффективность. Сейчас мы работаем над этим: у нас есть целая команда, которая отвечает за искусственный интеллект и машинное обучение. Мы строим гипотезы и пытаемся выработать методологию, которая поможет объективно оценивать знания.

Про роль HR и отношение к нему в компании

Мы активно движемся к тому, что HR будет полноценным бизнес-подразделением компании. После найма с людьми важно работать внутри: их надо адаптировать, вовлекать, обучать, развивать. Сейчас мы полностью перестроили HR и выделили четыре вертикали: команду, которая занимается только наймом, команду развития талантов и адаптации, отдельное направление льгот и компенсаций и отдел внутренних коммуникаций и HR-бренда. Всего в них работает 12 человек.

Я считаю, что HR — одна из важных бизнес-функций внутри компании. На российском рынке принято считать, что HR — это скорее сервис или исполнители. Но тренды меняются, и в современной компании HR выступает в виде партнера, который принимает участие в бизнесе и является полноценным топ-менеджером.

Компании, которые считают, что HR — это важная составляющая, в разы успешнее тех, кто относится к HR как ко второстепенной функции.

Мы оптимизировали подбор, и для финального решения требуется небольшая цепочка встреч. Как правило, первичное интервью мы проводим совместно с тимлидом и сениором в рамках команды. А дальше этапы зависят от уровня позиции: иногда, чтобы принять решение, нужно только тестовое задание, а в других случаях мы проводим до трех собеседований.

Мы запустили формат митапов внутри компании: заявляется тема, спикер и любой сотрудник может прийти и получить новые знания. В темах мы выходим за рамки профессиональной сферы: можно говорить про финансы, психологию, физику или про машинное обучение и искусственный интеллект. Это помогает расширять кругозор и находиться в едином инфополе.

HR-бренд — это то, что говорят о тебе снаружи, а не то, как ты это себе сам представил.

О конкуренции за сотрудников

Война за таланты была, есть и будет. И конечно, нам приходится вкладывать больше усилий в привлечение, чем мастодонтам, которые уже зарекомендовали себя на IT-рынке.

По моему мнению, логичнее искать кандидатов чуть дольше, чем потратить кучу денег на неподходящих кандидатов. На рынке есть компании, которые готовы перекупать сотрудников за любые деньги. Круто, что компании могут себе позволить это делать, но они же убивают рынок.

Если кандидат совсем суперзвезда, то мы готовы быть гибкими и начать подстраиваться под его хотелки. Но мы не хотим искусственно растить зарплаты только потому, что в какой‑то компании сотруднику предложили рыночную сумму, умноженную на два.

Две основные мотивации IT-специалистов — деньги и продукт. Эти люди перегреты еще с вузов: на третьем курсе ты предлагаешь им фултайм за условные 40 тысяч рублей, но есть компании, которые готовы дать им 70 тысяч. Для нас это неактуально: человек, который работает только за деньги, вряд ли нам подойдет.

Всех героев подкаста мы просим порекомендовать три книги нашим читателям. Вот что посоветовал нашим слушателям Андрей Будаев:

Ричард Брэнсон — К черту все! Берись и делай!

Тодд Генри — Укрощение тигров

Роберт Чалдини — Психология влияния