Серафима Шумеева и Наталия Ландау: Вы уже достаточно хороши — любите и цените себя, заботьтесь о себе

Гости новогоднего выпуска подкаста Хантфлоу — Head of Talent в Skyeng Серафима Шумеева и автор проекта «Точка сборки» Наталия Ландау. Мы поговорили с ними про синдром самозванца, выгорание, отношение к работе, а также о том, как помочь сотрудникам чувствовать себя в порядке

Подкаст можно также послушать в SoundCloud, Apple Podcasts, Castbox, Яндекс.Музыке, YouTube, Spotify и Google Подкастах

Что такое синдром самозванца

Синдром самозванца — это ощущение, что ты недостоин быть там, где ты есть.

Симптомы синдрома:

  1. Страх, что тебя разоблачат и поймут, что ты не тот, каким кажешься.
  2. Объяснение своих успехов внешними факторами: «повезло», «случайность», «такой рынок», «оказался в нужное время в нужном месте».

Есть миф, что успешные люди менее подвержены этому синдрому. На самом деле множество известных людей чувствовали себя самозванцами: например, Альберт Эйнштейн и Мэрил Стрип.

Синдром самозванца появился давно. Еще Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю». Сейчас ускорился ритм жизни, люди чаще меняют карьерный вектор, возросла неопределенность — в таких условиях ярче проявляется синдром самозванца.

Чем опасен синдром:

  1. Выгоранием. Сотрудник пытается доказать всем, что он не самозванец, начинает «впахивать» и в результате выгорает.
  2. Упущенными возможностями для сотрудника. Человек отказывается от новых возможностей и повышения, потому что боится почувствовать себя самозванцем.
  3. Упущенными возможностями для компании. Например, у сотрудника есть классные идеи, но он ими не делится с работодателем, потому что опасается критики.

Как помочь себе побороть синдром самозванца

Главный способ борьбы — изучение себя. Пройдите тест по методикам MBTI и PAEI, чтобы понять склонность к той или иной деятельности, свои сильные стороны.

Не дотягивайте то, что у вас «на двойку», до четверки или пятерки. Лучше сосредоточиться на том, что нравится и уже хорошо получается.

Можно пройти самодиагностику на синдром самозванца — в интернете есть множество тестов.

Составьте карьерное колесо: проанализируйте, какими факторами в работе вы довольны, где есть «поломки» и можно ли их исправить.

Нужно уметь вовремя расставаться, если проблемы нельзя исправить, чтобы не выгорать из‑за постоянного ощущения себя «не в своей тарелке».

Не забывайте отдыхать от работы. Когда занимаешься любимым делом, то перестаешь отделять работу от личной жизни — это счастье и наказание одновременно.

Как работодателю помочь сотрудникам побороть синдром самозванца

Важно выстроить корпоративную культуру, в которой не формируется синдром самозванца. Многое зависит от того, как в компании ставят цели, разговаривают о результатах, проводят ретроспективы, говорят друг другу «спасибо».

Регулярные встречи тет-а-тет — это самый минимум, чем руководитель может помочь сотруднику. Чтобы встречи дали результат, надо выстраивать открытые отношения с коллегами и поддерживать высокий уровень доверия.

Нужно не только давать обратную связь сотрудникам, но и брать у них фидбек. Руководитель должен знать, не создает ли он условия для выгорания и формирования синдрома самозванца у коллег.

Подбирая людей на проекты, стоит отталкиваться от их сильных сторон, а не от функций, которые они выполняют. Выявить сильные стороны поможет тестирование по Гэллапу.

Контролируйте, чтобы сотрудники регулярно ходили в отпуска. После отдыха человек возвращается с новыми силами, идеями и более высокой мотивацией.

Культура ошибок важна и нужна. Например, в Skyeng проходят Fuckup Nights, когда руководители подразделений рассказывают, как они облажались или где‑то что‑то пошло не так.

При распределении задач стоит учитывать типы сотрудников. Например, есть люди, которые кайфуют от механической операционной работы. Мозговые штурмы и задачи, где нужно креативить, могут вызывать у них дикий стресс.

Про отношение к работе и расслабление

Если сотруднику морально тяжело, то полезно напомнить ему, что это просто работа. Если даже он не справится с какой‑то задачей, то мир от этого не рухнет, компания не разорится.

Если вы наемный сотрудник в корпорации, то не забывайте об этом. Никто не ждет, что вы положите свою жизнь ради достижения корпоративных целей. Гораздо эффективнее работают люди, которые относятся к задачам как к очередному вызову.

Любите и цените себя, прислушивайтесь к себе и помните: вы уже достаточно хороши.

Всех героев подкаста мы просим порекомендовать источники вдохновения нашим читателям. Вот что посоветовали наши гости:

Дарья Черненко — Меню недели. Тайм-менеджмент на кухне

Билл Бернетт, Дэйв Эванс — Дизайн вашей жизни: Живите так, как нужно именно вам

Ксения Авдей — Как искать и находить работу на современном рынке труда?

Виктор Франкл — Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере

Ольга Примаченко — К себе нежно. Книга о том, как ценить и беречь себя

Михай Чиксентмихайи — Поток. Психология оптимального переживания

Генри Марш — Не навреди. Истории о жизни, смерти и нейрохирургии


Продакшн: castpodcast.ru