Кира Кузьменко, New HR: Не надейтесь, что вы будете нанимать так, как нанимали год назад

Основательница рекрутингового агентства New HR, кофаундер сервиса Geekjob.ru и телеграм-канала «Доказательный рекрутинг» Кира Кузьменко рассказала об исследованиях рекрутинга, изменениях на рынке и трендах в подборе.

Подкаст можно также послушать в SoundCloud, Apple Podcasts, Castbox, Яндекс.Музыке, Spotify, YouTube и Google Подкастах

Этот выпуск мы записали в начале февраля 2022. Три года назад мы уже выпускали подкаст с Кирой. Послушать его можно здесь.

Про «Доказательный рекрутинг»

Рекрутинг меняется: появляется новая этика, подбор должен становиться более структурным и доказательным, меняется роль рекрутера. Теперь рекрутер должен быть и хорошим переговорщиком, и консультантом, и даже маркетологом. При этом многие нанимающие менеджеры не понимают, как устроен процесс рекрутинга, как правильно выстраивать стратегию подбора, как взаимодействовать с рекрутером. Чтобы рассказывать о том, как сделать подбор эффективным, мы завели телеграм-канал «Доказательный рекрутинг». Сейчас в канале более 5000 подписчиков.

В определенный момент мы с Ксенией Замуховской поняли, что нужно все наработки и накопленные знания по рекрутингу и HR-менеджменту упаковать в курс. Так появилась образовательная платформа «Доказательный рекрутинг». Пока на ней доступен только один курс — «Рекрутинг, шаг 0». Мы рассказываем про шаги, которые рекрутеру нужно сделать на самом старте работы, чтобы вакансия была закрываемой. Часть курса — симулятор работы рекрутера в телеграме.

Как изменился рынок

Рынок изменился из‑за ковида, перехода на удаленную работу и развития технологий. Теперь даже компаниям, ведущим бизнес в офлайне, нужно вкладываться в IT-направление, чтобы выжить.

Нам приходится немилосердно объяснять многим офлайн-бизнесам, что нанять топовых разработчиков за 50–80 тысяч рублей невозможно, сложно это сделать и за 350–500 тысяч — они предпочтут пойти в более технологичные компании с известным брендом.

Всем понадобилась разработка. Нас ждет увеличение количества аутсорсеров и лоукод-разработчиков, бум онлайн-школ, где будут готовить уже не джуниор-разработчиков, а мидл-специалистов.

Перегрев рынка никуда не делся — он усилился раз в десять. Это уже не перегрев: мы постепенно спускаемся в яму, которая обусловлена и ухудшающейся демографической ситуацией, и распространением удаленной работы, а вместе с ней и пришедшими на наш рынок международными компаниями с долларовыми зарплатами, которые продолжают расти.

Все научились работать удаленно, многие научились работать с распределенными командами в разных часовых поясах.

Сейчас важно поразмышлять, почему текущая команда работает в вашей компании, в чем они видят преимущество работы у вас. Рынок очень конкурентный, и можно легко перейти к другому работодателю.

У корпораций появились свои экосистемы. Большие игроки планируют достигать своих суперамбициозных целей и готовы нанимать много разработчиков, вкладывать в это деньги. Поэтому девелоперов буквально «пылесосят» с рынка.

В прошлом году часть крупных компаний с экосистемами перешли на Go c других языков, стали активно хантить, и к концу 2021 года на рынке не осталось ни одного «гошника», кто хотел бы поменять работу и не поменял бы ее.

Если работодатель неадекватно общается со своими сотрудниками, то пиарить себя он может как угодно, но нормальный наем при этом не получит.

Раньше работодатель был королем, а сейчас роли поменялись и он выступает в роли неудачника. Один из наших кандидатов начал активный поиск и получил 16 офферов за 2 недели — это полтора оффера в день!

Для сениор-IT-специалистов вопрос уровня заработка уже решенный. Теперь при поиске работы их волнуют потребности следующей ступени пирамиды Маслоу: «Как мне найти нормальную команду?», «Хочу найти компанию себе по душе».

Работодатели не обращают внимание на то, учился ли кандидат на курсах. Все оценивают конкретные проекты, которые человек реализовал, его портфолио.

Про исследования

Наша базовая мотивация для проведения исследований — это стремление подтвердить или опровергнуть гипотезы.

Мы проводим несколько форматов исследований:

  • масштабные количественные исследования. Мы заморачиваемся над верификацией респондентов, просим их подтвердить свою квалификацию или место работы, например, прислав профиль в линкедине. Благодаря такому подходу мы точно знаем, кто наши респонденты, и можем положиться на полученные данные;
  • качественные экспертные погруженные интервью, на основе которых мы выпускаем исследования — например, аналитику по хантингу.

Благодаря нашим исследованиям мы поняли, какой вес имеет бренд работодателя при выборе места работы в конкурентной среде. Мы запустили серию подкастов про деврел, техпиар и начали делать аудит бренда работодателя для наших клиентов.

Исследования дают возможность широко смотреть на рынок, видеть масштабные тренды и, исходя из этого, строить эффективную стратегию поиска.

Прогноз на ближайшие годы

На IT-рынке не будет снижения заработных плат. Мы наблюдаем растущий тренд: конкуренция за разработчиков растет, ощущается огромный дефицит кадров — и это будет только продолжаться.

Не надейтесь, что вы будете нанимать так, как нанимали год назад.


Продакшн: castpodcast.ru