Полина Петрова: Обучайте руководителей давать обратную связь, чтобы спасти сотрудников от выгорания

Эйчар из IT-компании Медиатех рассказала в подкасте про выгорание сотрудников. Полина поделилась опытом, как попробовать выявить выгорание в команде, как с ним работать и что надо делать, чтобы выгорания было меньше. Слушайте подкаст полностью или читайте подборку самых интересных тезисов:

Подкаст можно также послушать в iTunes, YouTube и Google Podcasts

У нас небольшая IT-компания на 150 человек. Когда я пришла три года назад, нас было всего 50. Когда команда выросла до 115 человек, мне стало интересно проверить, выгорают ли у нас сотрудники. Я на тот момент заканчивала психологический вуз, и мне захотелось сделать хорошую дипломную работу, которую можно было применить на практике в компании.

Эмоциональное выгорание — это личностный механизм психологической защиты. Человек начинает защищаться, прятаться, закрываться, это происходит потому, что ему не хватает эмоционального ресурса, чтобы вести себя как обычно, проявлять эмпатию. Его все раздражает, он от всех и от всего устал.

Три фазы выгорания: напряжение, резистенция и истощение

Фаза напряжения может начаться незаметно, перед ней человек, наоборот, может фонтанировать идеями, хорошо работать, показывать отличные результаты и быть идеальным сотрудником. А потом он резко начинает падать в яму напряжения, он недоволен собой и своей работой. В напряжении ты загоняешь себя в клетку и погружаешься все глубже. Из этого состояния очень сложно выйти.

Вторая стадия — резистенция, когда ты уже на грани, но еще не в истощении. В идеале на фазе резистенции надо не дать человеку упасть в истощение.

Стресс — это неспецифическая реакция организма. Он бывает положительным и отрицательным. Например, отрицательный стресс — когда горит бэклог, достают клиенты и срываются дедлайны. А положительный стресс — это если вдруг тебя повысили на работе или доверили делать большой новый проект. Организму все равно, какое событие стало источником стресса, потому что химическая реакция совершенно одинаковая. В истощение можно упасть из‑за стресса от самого хорошего события. Например, на тебя может давить тот фактор, что вы классная большая команда, и ты начнешь себя загонять мыслями о несоответствии.

Третья фаза — истощение, когда ты уже выгорел, у тебя не осталось ресурса и ты закрылся. Ты не можешь и не хочешь сосредоточиться, нормально работать, разговаривать и давать людям адекватную эмоциональную реакцию.

Эмоциональное выгорание часто происходит в профессиях, где много коммуникаций с людьми. Чтобы выгореть, тебе не обязательно общаться с этими людьми вживую, ты можешь общаться с ними удаленно в чатиках. Чаще всего выгорают представители профессий, которые требуют большой эмоциональной отдачи, например педагоги, врачи, социальные сотрудники, психологи.

Как правило, хороший эйчар может заметить, что с конкретным сотрудником что‑то не так, и заподозрить выгорание. Помимо этого, существуют две методики российских психологов Бойко и Ильина. У них есть тесты измерения выгорания, с их помощью можно понять, на какой из трех фаз находится сотрудник. Это довольно просто: достаточно сделать гугл-док с вопросами, отправить сотрудникам и посчитать результаты.

Чтобы сотрудники охотнее участвовали в опросе, подробно расскажите им о целях исследования. Это про честность и открытость в компании. Плюс можно использовать элементы внутренней геймификации, чтобы стимулировать более активно отвечать на вопросы теста, например давать какую‑то плюшку тем, кто поучаствует.

Повторять замеры выгорания в команде стоит не чаще, чем раз в полгода. Важно использовать разные методики, чтобы сотрудники не отвечали по памяти, как в прошлый раз.

После того как вы провели опрос, можно уйти в глубинные интервью. Для начала побеседовать со всеми, кого тест показал как выгоревших, а затем рандомно пообщаться с ребятами из команды. Фишка в том, что они могли заполнить анкету неискренне и дать социально одобряемые ответы, потому что им стало страшно, что компания сейчас уволит всех выгоревших.

Причины выгорания могут быть очень разными, нет универсального ответа, что все выгорают от «X». И ты как работодатель не можешь убрать этот фактор, чтобы все вдруг перестали выгорать.

Выгорания лучше всего не допускать: проведите опрос, замерьте уровень выгорания у сотрудников, соберите обратную связь, что вашей команде нравится в работе, что добавляет им стимулов и интересов. И старайтесь дать им это.

Нельзя воспринимать выгорание в отрыве от всего остального, потому что, как правило, оно тесно связано с другими процессами. Из‑за выгорания может начаться психосоматика. Например, человек начинает постоянно болеть. Он не хочет идти на работу, а болезнь позволяет какое‑то время не появляться в офисе и не сталкиваться со стрессом в виде людей и дедлайнов.

Чтобы справиться с выгоранием, сотрудник может пойти к психологу, к психотерапевту или к клиническому психологу. Его нельзя записывать, он должен принять это решение сам, записаться и пойти на прием, вы можете только донести, что это хороший выход. Лучше обращаться по рекомендациям к проверенным специалистам, поэтому можно собрать в компании список хороших психотерапевтов.

Обратная связь творит чудеса. Обучайте линейных руководителей, которые работают непосредственно с сотрудниками, и менеджеров, которые ставят задачи, давать обратную связь. Потому что когда она нарушена, человек может напридумывать себе то, чего нет в реальности, и подкрепить свои переживания, что он плохой сотрудник и не справляется.

Всех героев подкаста мы просим порекомендовать книги нашим читателям. Вот что посоветовала Полина Петрова:

Венди Сузуки, Билли Фицпатрик «Странная девочка, которая влюбилась в мозг. Как знание нейробиологии помогает стать привлекательнее, счастливее и лучше»

Ричард Докинз «Эгоистичный ген»

Ричард Докинз «Расширенный фенотип: длинная рука гена»


Продакшн: castpodcast.ru