Как мотивировать сотрудников рассказывать о компании

Сторителлинг для эйчара: как находить истории в компании?

Время чтения:  6 мин
Как мотивировать сотрудников рассказывать о компании

Анастасия Дербасова, главный редактор:


Это вторая часть цикла статей от портала BigTomorrow.ru о том, в каких областях ежедневной деятельности эйчару помогают истории, откуда их брать и как рассказывать кандидатам и сотрудникам.
В первой статье мы разобрались, зачем сторителлинг эйчару и как он помогает превращать надоевшие корпоративные штампы в интересные истории. Во второй выясним, как эйчару находить истории и как поощрять сотрудников рассказывать их.

 

Где искать идеи для историй?

Истории помогают привлекать нужных кандидатов и удерживать сотрудников в компании благодаря тому, что транслируют ценности, эмоции и взаимоотношения живых людей. Источниками для историй могут стать как события внутри компании, так и эпизоды извне — связанные с клиентами, конкурентами или повседневной жизнью сотрудников.

Какие истории можно найти внутри компании?

  • о ценностях компании,
  • о достижениях компании и сотрудников,
  • об эпизодах из жизни компании.

Однажды я вела небольшой мастер-класс для эйчаров и тренеров сети гипермаркетов по тому, как находить в ежедневной рутине истории для корпоративного журнала, рассылки и информационных досок. Нам нужны были простые способы, которые они могли бы легко интегрировать в свою работу. Например: регулярно заглядывать на стол информации, листать книгу благодарностей, жалоб и предложений и уточнять детали у сотрудников стола, если какие-то записи им покажутся интересными. Казалось бы, очевидная вещь.

Но через несколько недель я получила письма от участников мастер-класса с потрясающими историями, которые раньше проходили мимо них и мимо всех сотрудников гипермаркета, кроме работников стола информации и дежурного менеджера. Теперь же они попали на страницы внутреннего журнала, их обсуждали в столовых и даже на собрании директоров. А источник такого вдохновляющего контента был, можно сказать, под самым носом.

Какие истории можно найти извне?

  • о конкурентах,
  • о партнерах,
  • о жизни сотрудников вне компании.

Возникает логичный вопрос: зачем нам нужны истории о конкурентах или о том, чем живут сотрудники за пределами компании? Но при правильной подаче это те истории, которые помогут вам объединить людей внутри.
В стартап-индустрии, во многих бизнес-школах для быстрого и успешного роста проекта часто рекомендуют такой подход: найдите внешнего врага. Врага, против которого объединятся все сотрудники компании в едином порыве, с которым им будет интересно соревноваться, который будет вызывать спортивную злость и желание быть лучше. Кстати, этим врагом не обязательно должна быть определенная компания, это может быть какое-то «правило», принятый способ делать что-то, который вы считаете неэффективным и которому готовы предложить альтернативу. Рассказывая истории про «ту сторону», мы мобилизуем себя и поддерживаем свою мотивацию.

 


 

Методы поиска историй

В компании каждый день рождаются идеи для историй: из small talks у кулера, курьезов между коллегами и рекордов по продажам. Важно научиться их сразу фиксировать.

1.Постройте систему

Заведите себе привычку записывать идеи после общения с коллегами и руководством.
Вы можете создать story bank, чтобы собирать идеи для историй от всех участников команды. Попробуйте превратить этот процесс в игру: любой сотрудник может отправить свою историю на определенный адрес электронной почты, а вы периодически подводите итоги и награждайте лучших «поставщиков» историй. Не требуйте от сотрудников художественности рассказа, вам важна суть!
Чтобы эта система заработала, вам придется дать коллегам несколько подсказок: о чем могут быть истории, какие темы вас интересуют. Вы даже можете дать им список наводящих вопросов.
Например, чтобы показать ценности компании, не обязательно рассказывать только о выдающихся достижениях. Вот HR-бизнес-партнеру Модульбанка Алене Чирковой укрепить отношения между коллегами помогла история о кофемашине, которую мы рассказывали в первой статье цикла про сторителлинг.

Как построить систему?

Вовлекайте сотрудников в создание историй, для этого дайте им план и сориентируйте, какие именно истории о компании вам нужны.
Лия Королева, директор по развитию персонала и внутренним коммуникациям в Мейл.ру Груп:

«Обычно мы выбираем 3-4 ключевые темы на год и просим сотрудников делиться с нами информацией об интересных событиях и достижениях. 60 % уделяем рабочим задачам, остальные 40 % — хобби и другим неформальным темам. Один из моих любимых кейсов — как одна из моих коллег научилась сама и привлекла мужа ездить на мотоцикле. А все для того, чтобы с друзьями из смежных подразделений поехать в мототур по Европе».

Татьяна Паклинская, работала HR в «ООО „Балтийский завод-Судостроение“»:

«Когда мы запускали нашу группу в соцсети, распределили обязанности между сотрудниками отдела. За каждым сотрудником закрепили день, в который он обязательно должен написать пост. У кого-то получалось красиво, у кого-то очень красиво, но важнее было делать это в системе.
Но стоит и самому быть примером. Если людям интересно, они сами вовлекаются. Поэтому задача эйчара — быть интересным. Не бояться ошибок и много практиковаться».

Задействовать в системе сторителлинга можно не только ресурсы компании, но и личные страницы эйчара, и сотрудников в соцсетях. Например, Татьяна Паклинская рассказывает о своей работе на личной странице в фейсбуке:

Как мотивировать сотрудников рассказывать о компании

2. Общайтесь с сотрудниками, клиентами и владельцами бизнеса

Истории создаются благодаря интересу к людям и событиям в компании, через общение с сотрудниками, клиентами и владельцами бизнеса. Чтобы найти идеи для историй, необязательно быть суперкоммуникабельным экстравертом. Достаточно знать, кого о чем спрашивать, и задавать правильные вопросы.

Алена Чиркова, работала HR-директором в DeAgostini Russia & CIS и HR-бизнес-партнером в Модульбанке:

«У меня совет только один — быть в контакте с бизнесом. Историю про женщину, которая покупает журналы для своего сына, я узнала, потому что регулярно ездила с маркетологами и менеджерами по продажам в командировки, ходила вместе с ними „по полям“ и слушала, что говорят покупатели и клиенты. Точно так же у меня были истории про работу склада, про производство, про редакторскую работу. Если говорим про корпоративную культуру, важно общаться с основателями компании, слышать от них напрямую, что, как и почему происходило».

Екатерина Загуменнова, консультант Benchmark Executive Recruitment:

«Я всегда прошу рассказать про личный опыт, достижения команды, интересные и сложные проекты. Сопровождаю кандидатов на встречи с клиентами и обращаю внимание на атмосферу и активности в офисе, затем задаю вопросы об этом.
Когда я работала эйчаром в Инхаусе, мы на внутреннем портале публиковали истории успеха с видеообращениями наших сотрудников. Устраивали различные камерные посиделки, где топы отвечали на вопросы».

 


 

Шпаргалка от Елены Асановой

У каждой компании своя специфика, поэтому не существует вопросов, которые подошли бы всем. Когда у нас есть заказ на корпоративный сторителлинг или на обучение представителя компании, мы обычно исследуем эти области:

  • мы как компания (история возникновения и развития, наши принципы, ценности, как мы работаем внутри команды, корпоративная культура);
  • мы как эксперты в какой-то сфере (какие продукты мы производим, как мы их производим, как мы над ними работаем и их улучшаем, какова специфика их использования, клиентские практики);
  • мы как люди (кто работает у нас в компании, что мы ценим в коллегах/клиентах/партнерах, какие у нас амбиции и планы, что мы делаем каждый день, какие качества при этом проявляем, как мы отдыхаем, как решаем трудные и спорные вопросы).

 


 

Список вопросов, которые помогут найти идеи для историй о вашей компании:

  1. В чем круты руководители и сотрудники компании? В таких историях не обязательно говорить только о профессиональных достижениях, эпизоды об активном отдыхе и лучшем кондитере в команде тоже могут быть интересны.
  2. С какими трудностями приходилось сталкиваться вашей команде? Как вы их преодолели?
  3. Что для вас как эйчара важно и ценно в работе и отношениях с коллегами?
  4. Какими успехами гордится ваша команда?
  5. Кто ваши клиенты? Что важно и ценно для них в работе с компанией?
  6. Как вы решали проблемные ситуации с клиентами?
  7. Как вы работаете с партнерами? Как выстраиваете отношения с ними?
  8. О чем обычно говорят ваши коллеги? Что обсуждают?
  9. В каких ситуациях коллеги приходили друг другу на помощь?
  10. Какими примерами вы могли бы подтвердить, что стоит работать в вашей компании?

 


 

3. Поощряйте истории

Люди любят говорить о себе. Создайте доверительные отношения в команде и проявляйте интерес к сотрудникам, чтобы им захотелось рассказывать о компании на своих личных страницах.

Лия Королева:

«Нужно относиться к сотрудникам как к своим клиентам. В российских компаниях до сих пор часто сохраняется тренд на замалчивание проблем, попытки ограничить свободу самовыражения в социальных сетях. Этот тренд опасен тем, что рано или поздно негативное отношение к тому или иному вопросу выплескивается в самый неожиданный момент. Приходится не профилактикой заниматься, а тушить пожар. Если же вы создаете условия, когда люди знают, что могут поделиться мнением и их услышат, это контролируемый процесс.
И конечно, люди всегда хотят делиться тем, что им нравится. У нас, например, классные и полезные мероприятия, нестандартные умные развлечения для неформального досуга — все это способствует генерации позитивного контента».

Материальная благодарность тоже отлично стимулирует сотрудников делиться интересными эпизодами.

Екатерина Загуменнова:

«Мы поощряем тренингами, мероприятиями и бонусами сотрудников, которые через свою страницу приводят клиентов и тэгают коллег.
Но все-таки здорово, когда сотрудникам самим хочется рассказывать о компании на своих личных страницах. Корпоративные ролики, фотосессии, мероприятия — все это способствует тому, чтобы сотрудникам хотелось ассоциировать себя с компанией».

 


 

Что сделать, чтобы легко находить истории в компании:

  1. Создайте story bank, продумайте систему для сбора идей и написания публикаций.
  2. Заведите привычку в ежедневном общении с коллегами и руководством записывать идеи для историй.
  3. Поощряйте сотрудников делиться, для этого создавайте классные условия работы, задавайте им интересные вопросы и не забывайте давать бонусы лучшим сторителлерам.

В третьей части цикла статей о сторителлинге для эйчаров мы расскажем, как писать истории, чтобы ваш опыт и эмоции не оставляли читателей равнодушными.

 


Автор статьи: Елена Асанова и команда портала BigTomorrow.ru


Рассказывайте правильные истории и нанимайте релевантных кандидатов с помощью Хантфлоу →

Еще из рубрики “Экспертиза”