Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

Сторителлинг для эйчара: как находить истории в компании?
Анастасия Дербасова, главный редактор:
Это вторая часть цикла статей от портала BigTomorrow.ru о том, в каких областях ежедневной деятельности эйчару помогают истории, откуда их брать и как рассказывать кандидатам и сотрудникам.
В первой статье мы разобрались, зачем сторителлинг эйчару и как он помогает превращать надоевшие корпоративные штампы в интересные истории. Во второй выясним, как эйчару находить истории и как поощрять сотрудников рассказывать их.
Истории помогают привлекать нужных кандидатов и удерживать сотрудников в компании благодаря тому, что транслируют ценности, эмоции и взаимоотношения живых людей. Источниками для историй могут стать как события внутри компании, так и эпизоды извне — связанные с клиентами, конкурентами или повседневной жизнью сотрудников.
Какие истории можно найти внутри компании?
Однажды я вела небольшой мастер-класс для эйчаров и тренеров сети гипермаркетов по тому, как находить в ежедневной рутине истории для корпоративного журнала, рассылки и информационных досок. Нам нужны были простые способы, которые они могли бы легко интегрировать в свою работу. Например: регулярно заглядывать на стол информации, листать книгу благодарностей, жалоб и предложений и уточнять детали у сотрудников стола, если какие-то записи им покажутся интересными. Казалось бы, очевидная вещь.
Но через несколько недель я получила письма от участников мастер-класса с потрясающими историями, которые раньше проходили мимо них и мимо всех сотрудников гипермаркета, кроме работников стола информации и дежурного менеджера. Теперь же они попали на страницы внутреннего журнала, их обсуждали в столовых и даже на собрании директоров. А источник такого вдохновляющего контента был, можно сказать, под самым носом.
Какие истории можно найти извне?
Возникает логичный вопрос: зачем нам нужны истории о конкурентах или о том, чем живут сотрудники за пределами компании? Но при правильной подаче это те истории, которые помогут вам объединить людей внутри.
В стартап-индустрии, во многих бизнес-школах для быстрого и успешного роста проекта часто рекомендуют такой подход: найдите внешнего врага. Врага, против которого объединятся все сотрудники компании в едином порыве, с которым им будет интересно соревноваться, который будет вызывать спортивную злость и желание быть лучше. Кстати, этим врагом не обязательно должна быть определенная компания, это может быть какое-то «правило», принятый способ делать что-то, который вы считаете неэффективным и которому готовы предложить альтернативу. Рассказывая истории про «ту сторону», мы мобилизуем себя и поддерживаем свою мотивацию.
В компании каждый день рождаются идеи для историй: из small talks у кулера, курьезов между коллегами и рекордов по продажам. Важно научиться их сразу фиксировать.
Заведите себе привычку записывать идеи после общения с коллегами и руководством.
Вы можете создать story bank, чтобы собирать идеи для историй от всех участников команды. Попробуйте превратить этот процесс в игру: любой сотрудник может отправить свою историю на определенный адрес электронной почты, а вы периодически подводите итоги и награждайте лучших «поставщиков» историй. Не требуйте от сотрудников художественности рассказа, вам важна суть!
Чтобы эта система заработала, вам придется дать коллегам несколько подсказок: о чем могут быть истории, какие темы вас интересуют. Вы даже можете дать им список наводящих вопросов.
Например, чтобы показать ценности компании, не обязательно рассказывать только о выдающихся достижениях. Вот HR-бизнес-партнеру Модульбанка Алене Чирковой укрепить отношения между коллегами помогла история о кофемашине, которую мы рассказывали в первой статье цикла про сторителлинг.
Вовлекайте сотрудников в создание историй, для этого дайте им план и сориентируйте, какие именно истории о компании вам нужны.
Лия Королева, директор по развитию персонала и внутренним коммуникациям в Мейл.ру Груп:
«Обычно мы выбираем 3-4 ключевые темы на год и просим сотрудников делиться с нами информацией об интересных событиях и достижениях. 60 % уделяем рабочим задачам, остальные 40 % — хобби и другим неформальным темам. Один из моих любимых кейсов — как одна из моих коллег научилась сама и привлекла мужа ездить на мотоцикле. А все для того, чтобы с друзьями из смежных подразделений поехать в мототур по Европе».
Татьяна Паклинская, работала HR в «ООО „Балтийский завод-Судостроение“»:
«Когда мы запускали нашу группу в соцсети, распределили обязанности между сотрудниками отдела. За каждым сотрудником закрепили день, в который он обязательно должен написать пост. У кого-то получалось красиво, у кого-то очень красиво, но важнее было делать это в системе.
Но стоит и самому быть примером. Если людям интересно, они сами вовлекаются. Поэтому задача эйчара — быть интересным. Не бояться ошибок и много практиковаться».
Задействовать в системе сторителлинга можно не только ресурсы компании, но и личные страницы эйчара, и сотрудников в соцсетях.
Истории создаются благодаря интересу к людям и событиям в компании, через общение с сотрудниками, клиентами и владельцами бизнеса. Чтобы найти идеи для историй, необязательно быть суперкоммуникабельным экстравертом. Достаточно знать, кого о чем спрашивать, и задавать правильные вопросы.
Алена Чиркова, работала HR-директором в DeAgostini Russia & CIS и HR-бизнес-партнером в Модульбанке:
«У меня совет только один — быть в контакте с бизнесом. Историю про женщину, которая покупает журналы для своего сына, я узнала, потому что регулярно ездила с маркетологами и менеджерами по продажам в командировки, ходила вместе с ними „по полям“ и слушала, что говорят покупатели и клиенты. Точно так же у меня были истории про работу склада, про производство, про редакторскую работу. Если говорим про корпоративную культуру, важно общаться с основателями компании, слышать от них напрямую, что, как и почему происходило».
Екатерина Загуменнова, консультант Benchmark Executive Recruitment:
«Я всегда прошу рассказать про личный опыт, достижения команды, интересные и сложные проекты. Сопровождаю кандидатов на встречи с клиентами и обращаю внимание на атмосферу и активности в офисе, затем задаю вопросы об этом.
Когда я работала эйчаром в Инхаусе, мы на внутреннем портале публиковали истории успеха с видеообращениями наших сотрудников. Устраивали различные камерные посиделки, где топы отвечали на вопросы».
У каждой компании своя специфика, поэтому не существует вопросов, которые подошли бы всем. Когда у нас есть заказ на корпоративный сторителлинг или на обучение представителя компании, мы обычно исследуем эти области:
Люди любят говорить о себе. Создайте доверительные отношения в команде и проявляйте интерес к сотрудникам, чтобы им захотелось рассказывать о компании на своих личных страницах.
Лия Королева:
«Нужно относиться к сотрудникам как к своим клиентам. В российских компаниях до сих пор часто сохраняется тренд на замалчивание проблем, попытки ограничить свободу самовыражения в социальных сетях. Этот тренд опасен тем, что рано или поздно негативное отношение к тому или иному вопросу выплескивается в самый неожиданный момент. Приходится не профилактикой заниматься, а тушить пожар. Если же вы создаете условия, когда люди знают, что могут поделиться мнением и их услышат, это контролируемый процесс.
И конечно, люди всегда хотят делиться тем, что им нравится. У нас, например, классные и полезные мероприятия, нестандартные умные развлечения для неформального досуга — все это способствует генерации позитивного контента».
Материальная благодарность тоже отлично стимулирует сотрудников делиться интересными эпизодами.
Екатерина Загуменнова:
«Мы поощряем тренингами, мероприятиями и бонусами сотрудников, которые через свою страницу приводят клиентов и тэгают коллег.
Но все-таки здорово, когда сотрудникам самим хочется рассказывать о компании на своих личных страницах. Корпоративные ролики, фотосессии, мероприятия — все это способствует тому, чтобы сотрудникам хотелось ассоциировать себя с компанией».
В третьей части цикла статей о сторителлинге для эйчаров мы расскажем, как писать истории, чтобы ваш опыт и эмоции не оставляли читателей равнодушными.
Автор статьи: Елена Асанова и команда портала BigTomorrow.ru
Рассказывайте правильные истории и нанимайте релевантных кандидатов с помощью Хантфлоу →
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности