• Москва
  • 28 мая
  • 09:30
НАЁМ

Честная конференция
про IT-рекрутинг

Программа и регистрация
Редактор:  Анна Ефимова

Владислав Могильников, Time t0 IT: «‎Трансформация — это бесконечный процесс»‎

Фаундер компании Time t0 IT о том, каким компаниям нужна трансформация и как ее проводить

В гостях подкаста Хантфлоу Инсайт был фаундер компании Time t0 IT Владислав Могильников.

Полную версию разговора с Владиславом слушайте на популярных подкаст-площадках. А мы публикуем ключевые тезисы беседы о трансформации бизнеса и непринятии сотрудниками перемен. Также Владислав дал советы тем, кто готов стать агентом изменений.

Про сферу трансформации бизнеса

Под трансформацией бизнеса я понимаю изменение процессов, ролей, структуры, корпоративной культуры. Одним из этапов этого процесса является аджайл-трансформация.

Аджайл — это гибкий подход к управлению проектами по разработке. Аджайл предполагает разбивку большой задачи на более мелкие и планирование работы на короткий срок — спринт. В основе методологии — ценности и принципы.

Аджайл-трансформация предполагает перестройку всех процессов компании с учетом принципов гибкой методологии.

4 нюанса, которые мне не нравятся в аджайл-трансформации:

  1. Многие консалтинговые компании не разбираются в сути запроса клиента и просто делают то, что их попросили. Это создает негативное впечатление и о других компаниях.
  2. Некоторые говорят, что у них внедрен аджайл, но не работают с ценностями и корпоративной культурой компании.
  3. Аджайл воспринимают слишком узко. Это не просто философия и методология для бизнеса. Это принципы, которые применимы даже в обычной жизни. Например, я когда-то рефлексировал, и оказалось, что у меня аджайл-жена. В общении с нашим сыном она отлично соблюдает принцип аджайл-манифеста «Люди и взаимодействие важнее процесса и инструментов‎». Для нее связь с ребенком первичнее выполненного домашнего задания и оценок. Благодаря ее подходу сын сам хочет учиться и получает пятерки. 
  4. В сфере много некачественных курсов, основанных только на теории. После них выпускники не могут решить реальную задачу.

Про запросы компаний 

За последние 2 года я заметил изменения запросов бизнеса:

  1. Клиенты стали начитаннее, поэтому приходят с более конкретными запросами.
  2. К нам стали чаще обращаться компании из СНГ и Азии. Однако им не подходят стратегии, которые я обычно предлагаю российскому бизнесу, так как там другой менталитет.

Чаще всего к нам обращаются компании с такими запросами и проблемами:

  • опоздание за тенденциями рынка;
  • потеря лидерства в сфере;
  • неоптимальные процессы;
  • большой отток кадров;
  • сложности с наймом сотрудников;
  • нужны перемены в процессах разработки;
  • необходимо внедрить скрам или канбан.

Если компания хочет трансформироваться, чтобы быть как Сбер или другая корпорация, мы с ней не работаем. 

Трансформация — это бесконечный процесс. Она не закончится никогда, если компания встала на эти рельсы.

Про внедрение аджайла в бизнес

Многие внедряют скрам и канбан механически, но не в культуру компании. Однако если автоматизировать хаос, получится автоматизированный хаос. Поэтому работа с корпоративной культурой при смене процессов должна быть отдельным этапом.

Чаще всего мы работаем с компаниями, которые базируются на культуре авторитета или культуре правил. Чтобы внедрить аджайл, необходимо перевести бизнес в культуру результата или культуру сотрудничества. 

Чтобы сформулировать истинные ценности компании, мы проводим анонимное анкетирование среди сотрудников. Затем группируем ответы и показываем их топ-менеджменту. На встрече определяем, что из сказанного важно компании.

Руководители подразделений часто не работают в команде, потому что не доверяют друг другу. С этой проблемой помогают справиться веревочные курсы и групповая терапия с корпоративным психологом. Иногда доверие в команде можно выстроить, объединив сотрудников вокруг общего врага. Например, можно уволить топ-менеджера. Но это сложный и редкий эксперимент.

Опасно внедрять аджайл лишь в некоторых командах внутри бизнеса. Эти сотрудники все равно будут взаимодействовать с другими подразделениями по другим правилам, из-за чего могут выгорать.

Внедрять аджайл в госсекторе ресурсозатратно и не нужно. Там большое количество сотрудников, которыми нужно управлять, соблюдая иерархию, а также много бюрократии. 

Если у специалистов есть запрос на трансформацию, а у менеджмента нет, сотрудники начнут уходить. 

Про непринятие перемен 

Чтобы внедрить любой процесс, необходимо изменить отношение человека к нему. Это непросто, поэтому важно действовать медленно и аккуратно. 

Людей по типу мышления можно разделить на два вида:

  1. Аджайл-майнд — гибкие, готовые к новому.
  2. Фикс-майнд — сопротивляются новому, концентрируются на ошибках, не умеют рефлексировать.

Чтобы внедрять новое, необходимо помогать сотрудникам становиться аджайл-майндами.

Начиная работать как лидер трансформации, я всегда предупреждаю о том, что в процессе может обновиться 20% команды. Также надо быть готовыми к саботажу специалистов. Например, была ситуация, когда сотрудник проработал в компании 10 лет, закладывал архитектуру решения и поэтому мешал переменам. Его пришлось уволить.

Советы тем, кто готов стать агентом изменений в своей компании

  1. Не бойтесь предлагать нововведения и действовать.
  2. Внедряя что-то новое, двигайтесь по алгоритму «‎Наблюдение, действие, рефлексия».
  3. ‎Читайте качественную литературу. Например, автор популярной книги «Scrum. Революционный метод управления проектами» Джефф Сазерленд сам высказался отрицательно о своей книге. Но многие продолжают работать по ней. 
  4. Если понимаете, что ваши попытки что-то изменить постоянно встречаются с сопротивлением, не бойтесь искать новую работу в компании, где вам будет комфортно.