Как и зачем рекрутеру развивать личный бренд

Объясняет Алена Владимирская

Время чтения:  6 мин

Желать признания и известности — это нормально. Разве не приятно, когда журналисты стоят в очереди, что узнать ваше мнение по любому инфоповоду, а кандидаты гордятся знакомством с вами? Но бремя славы не такое уж и легкое, каким кажется.

Об этом мы и поговорили с Аленой Владимирской — самым известным хедхантером и HR-консультантом в России. Разобрались, с какой стороны подступиться к развитию личного бренда и как не наделать ошибок на этом пути, а также обсудили плюсы и минусы публичности.

 

Алена Владимирская, хедхантер и HR-консультант

Плюсы и минусы известности для рекрутера

У меня нет однозначного ответа на вопрос, стоит ли развивать личный бренд. Каждый решает сам, но важно еще в начале пути понимать, что у известности есть не только плюсы, но и минусы. 

 

Плюсы прокачанного личного бренда 

Кандидаты всегда готовы с вами говорить. Даже если вы предлагаете неинтересную позицию или представляете не слишком привлекательного работодателя, люди все равно хотят с вами общаться. 

Когда я звоню кандидатам, то обычно начинаю разговор с одной и той же фразы: «Здравствуйте, меня зовут Алена Владимирская. Возможно, вы обо мне слышали. Не хотели бы вы поговорить о такой-то позиции?» 

Скажу без всякого бахвальства: за годы работы я не слышала в ответ на этот вопрос «нет». Другое дело, что человек может выслушать и отказаться, если предложение ему не интересно. Но факт в том, что раскрученный личный бренд рекрутера сильно упрощает первичный контакт с кандидатом. 

Личный бренд создает постоянный поток клиентов. Это актуально, если вы работаете не инхаус, а в агентстве. Например, «Лаборатория карьеры Алены Владимирской» не испытывает дефицита клиентов — мы всегда загружены работой. При этом я могу позволить себе не соглашаться на любые задачи, а брать только те, что мне интересны.

 

Минусы прокачанного личного бренда 

Многие работодатели не готовы нанимать известных рекрутеров, потому что опасаются их публичности. Некоторые клиенты просят: «Не приводи нам раскрученных людей. Они будут работать на себя, а не на компанию».

Любые ваши действия рассматриваются под микроскопом. Каждое ваше высказывание, действие или бездействие становится поводом для обсуждений. Вы говорите — люди возмущаются. Вы молчите — они все равно негодуют: «А чего это она ничего сказала? Про тех высказалась, а про этих — тишина».

Публичность требует железных нервов: первые годы я регулярно рыдала из-за негатива, но потом привыкла.

Порой даже приходится бороться за свое личное пространство. Как-то воскресным утром мы с подругой зашли в кафе, чтобы позавтракать. Пьем кофе и едим круассаны. Внезапно подходит незнакомый человек, здоровается и начинает рассказывать весь свой жизненный путь. Пытаюсь его остановить, объясняю, что это приватная территория, мы отдыхаем и такие разговоры сейчас неуместны. Бесполезно — он отвечает: «Я на минуточку!» — и продолжает рассказ.

 

Нужно ли прилагать усилия для развития бренда

Некоторые люди верят, что достаточно просто хорошо делать свою работу и тогда тебя заметят и полюбят. Но это так не работает: множество сильных рекрутеров находятся в тени, а рынок при этом знает совсем других людей. 

Это иллюзия, что бренд развивается сам по себе и не надо ничего делать ради стимуляции этого роста.

Можно всю жизнь честно проработать, но так и не сформировать личный бренд. Если это ваш осознанный выбор, то все нормально. Если же нет, то стоит задуматься: будет обидно, когда все лавры и известность достанутся другим людям, которые этого не заслужили, по вашему мнению. 

 

Как раскрутить личный бренд

 

Главное — системность и железная дисциплина

Каждое утро я вставала в 8 утра, наливала кофе, садилась за компьютер и до начала первого собеседования писала пост в фейсбук. И так на протяжении 6–7 лет.

Чтобы сесть и написать текст, нужно заранее придумать тему — я делала это вечерами во время пеших прогулок. Когда ложилась спать, то мысленно прокручивала будущий пост в голове. 

 

Найдите свою тему и канал

Я одной из первых в России начала писать про рекрутинг «с другой стороны» — не для профессионалов, а для обычных кандидатов. Например, многие люди жаловались, что выкладывают резюме на Хедхантере, но его никто даже не читает. А я написала пост и объяснила: на самом деле рекрутеры видят первые 2–3 абзаца резюме, не открывая его. Поэтому важно сделать так, чтобы эти абзацы были максимально интересными.

Я просто начала простым языком рассказывать вещи, которые были очевидны любому эйчару и рекрутеру, но не кандидату. И это выстрелило: когда количество читателей в моем фейсбуке перевалило за 10 тысяч, меня начали узнавать. 

Если бы я сейчас только начинала развивать личный бренд, то в первую очередь задала бы себе вопрос: «Что нового могу рассказать миру?» 

Пытаться повторить мой путь и заходить на рынок с темой «рекрутмент для кандидатов» уже бессмысленно: вы просто растворитесь в информационном потоке. Нужно придумать что-то свое или использовать новый канал. Например, мне кажется, что свободная ниша — это общение с молодыми кандидатами в тиктоке.

Один из важных моментов развития личного бренда — повторяемость успеха в разных каналах. Здесь все зависит от умения масштабировать себя и экспериментировать с разными форматами. Например, я не люблю работать с картинкой, поэтому предпочитаю каналы, где главенствует текст. Когда появился телеграм, я придумала новый формат — канал «Вакансии от Алены Владимирской», который тоже хорошо зашел. 

 

Будьте открыты для журналистов

Каждый день мне приходят в среднем по 6 запросов на комментарии. В первые 6 лет публичной деятельности я не отказывала ни одному изданию, причем давала информацию максимально оперативно — буквально в течение получаса.

В отличие от многих корпоративных эйчаров, мне не нужно согласовывать свои публичные высказывания с кем-то еще. Журналистам, особенно новостным, важно получить информацию срочно. Я избавляю их от проволочек с согласованием, экономлю время — они это ценят и возвращаются ко мне за новыми комментариями. 

Начните общаться с одним журналистом, и к вам придут другие. Если сотрудник условных «Ведомостей» видит, что я даю интересные комментарии «Коммерсанту», он тоже начинает звонить и писать мне. 

 

Какие навыки нужны, чтобы работать над личным брендом

 

Адская стрессоустойчивость

За каждым раскрученным брендом идет толпа хейтеров. Будьте готовы к тому, что незнакомые люди могут без всякой причины начать писать вам в личку оскорбления, обсуждать вас и вашу внешность. 

Однажды я опубликовала пост про свою дочь — хейтеры немедленно полезли и к ней. Поэтому вы не увидите в моем фейсбуке никакой информации о семье: близкие, в отличие от меня, не выбирали публичность, поэтому не должны страдать от ее последствий.

Даже если вы делаете что-то замечательное, все равно найдутся люди, ненавидящие вас за это. Два года назад вместе с компанией Котекс мы запустили проект, которым я бесконечно горжусь. Женщины покупали упаковки гигиенических изделий и могли выиграть карьерную консультацию со мной и моими коллегами.

Это был международный проект с крутой идеей: женщины способны изменить свою жизнь в любом возрасте. На следующий день после старта рекламной кампании на телевидении я зашла в свой фейсбук и обнаружила, что он пылает от гнева людей. Общая идея высказываний была примерно такой: «Как она смеет примешивать славную профессию карьерного консультанта к такой жуткой и позорной вещи, как месячные».

В ответ я написала пост о том, что стигматизация месячных — это Средневековье, а мы делаем жизнь женщин лучше. Многие победительницы жили в небольших городах, где ничего не знали про удаленные профессии и построение карьеры. Своими консультациями мы действительно помогли им изменить свою жизнь. 

Эта история продолжалась еще некоторое время под бурные обсуждения, которые временами походили на войну Алой и Белой розы. Многие поддерживали меня, другие осуждали и кричали, что это «стыдобища». 

Что бы вы ни делали, всегда найдутся люди, которым это не понравится. В такой ситуации важно сохранять спокойствие, а для этого нужна стрессоустойчивость.

 

Моральные ориентиры

Чем вы популярнее, тем чаще вас будут пытаться загнать «не туда». СМИ, которые не нравятся вам своей риторикой, начнут приглашать на большие интервью. А отказаться не так-то просто, когда на кону выход на большую аудиторию с потенциальными клиентами.

Вас начнут звать на дорогие, но «неприятные» проекты. Например, надо помочь работодателю уволить 200 человек, но без обязательных выплат. Причем «ручками» делать ничего не придется — только руководить. Работы на два дня, гонорар миллионный, из минусов — испорченная на всю жизнь карма.

Чтобы говорить «нет» в ответ на подобные предложения, нужны четкие моральные ориентиры. 

 

Навыки публичного выступления

Я пришла в рекрутинг из журналистики, поэтому никогда не боялась камер. Наверное, если вы совсем не умеете выражать свои мысли, стесняетесь журналистов и микрофонов, то нужно учиться выступать и побеждать свои страхи. Иначе будет тяжело продвигать личный бренд.

В то же время необязательно быть мастером публичных выступлений. Если вы рассказываете о том, что вам действительно интересно, то не беспокойтесь: тема сама потащит за собой.

 

Типичные ошибки рекрутеров, которые пытаются развивать личный бренд

 

Описывать кейсы без разрешения клиента

Прежде чем писать кейс, убедитесь, что заказчик не возражает. Он может потребовать не упоминать его или убрать какую-то информацию — это право клиента. Всего один «несогласованный» кейс может дорого обойтись рекрутеру. Старый заказчик разорвет сотрудничество, а новые не придут, потому что никто не хочет работать с человеком, через которого утекает информация. 

За всеми кейсами, которые я описываю, стоят договоренности с клиентами, о чем можно и нельзя рассказывать. 

 

Врать и присваивать чужие заслуги

Например, команда рекрутеров нашла крутого топа для заказчика. Один из членов команды пишет об этом личный кейс, где описывает все так, как будто это только его заслуга.

 

Пытаться скопировать рецепт чужого успеха

Не надо ходить проторенным путями — ищите свою аудиторию, каналы и темы. Не существует единого рецепта успеха: то, что сработало у одного, будет бесполезно для другого. 

 

Ориентировать личный бренд на HR-сообщество

Я не советую нацеливать свой личный бренд на рекрутеров и эйчаров: это крайне «ревнивый» рынок — на нем сложно продвигаться. Например, я изначально ориентировалась на кандидатов и людей, которым было бы интересно узнать, как устроен рекрутинг изнутри. 

Как ни странно, чтобы стать брендом на HR-рынке, нужно перестать быть эйчаром. Рынок начал всерьез слушать и воспринимать многих экспертов, только когда они выросли и поднялись выше позиций в HR.

 

Кратко: что следует знать про личный бренд

  1. Мощный личный бренд упрощает первичный контакт с кандидатами и генерирует постоянный поток клиентов. 
  2. Многие компании опасаются нанимать раскрученных сотрудников.
  3. Публичность требует жертв — придется свыкнуться с толпами хейтеров и посягательствами на ваше личное пространство.
  4. Саморазвивающийся личный бренд — это миф.
  5. Не получится развивать бренд время от времени под настроение. Здесь важна системность и дисциплина.
  6. Не пытайтесь повторить чужой успех: придумайте себе тему и выберите подходящий канал. Мне кажется, что тикток — относительно свободная ниша для развития бренда эйчара или рекрутера.
  7. Помогайте журналистам делать их работу, и они вас полюбят. 
  8. Что бы вы ни делали, всегда найдутся люди, которых это разозлит или обидит. Развивайте стрессоустойчивость — она понадобится. 
  9. Чем вы популярнее, тем больше возможностей «свернуть не туда». Моральные ориентиры помогут удержаться на правильном пути.
  10. Всегда спрашивайте у клиента, какую информацию можно использовать в кейсе. 

Еще из рубрики “Экспертиза”

Экспертиза

Тезисы от спикеров MarHR 2021. Часть 2

Краткий пересказ самых интересных выступлений конференции

хантфлоу, huntflow, marhr, рекрутинг, hr, тезисы
Экспертиза

Тезисы от спикеров конференции MarHR 2021. Часть 1

Советы, лайфхаки и кейсы от опытных рекрутеров и HR-менеджеров

Экспертиза

Как подключить корпоративную учетную запись в Microsoft Exchange к Хантфлоу через Impersonation

С учетом требований даже самой строгой политики безопасности