fbpx
← Перейти ко всем заметкам в блоге

Совет недели: как рекрутеру избежать выгорания и прийти в себя

Как понять, что запал переходит в выгорание, и предотвратить это

хантфлоу, рекрутинг, выгорание, анастасия калашникова

Рекрутеры тоже живые люди — и тоже сталкиваются с выгоранием. Отсутствие обратной связи от заказчиков, постоянная смена требований к результату и по вакансиям, необходимость ежедневно общаться со множеством людей и высокая степень ответственности — все это особенности профессии и одновременно причины морального истощения.

Узнали, как заметить первые признаки выгорания и как бороться с ним, не меняя профессию.

Анастасия Василевская, HR Business Partner профессиональной CRM для рекрутинга Хантфлоу

У меня есть личный топ вещей, способных пошатнуть мое спокойствие. И он очень помогает — потому что если я знаю, что выбивает меня из колеи, я могу придумать решение, которое уменьшит ущерб. От некоторых особенностей работы невозможно избавиться, но если упростить их, то усталость будет не такой сильной.

Отсутствие времени на обратную связь кандидатам

Мне кажется, многие из тех, кто сам сталкивался с отсутствием фидбека, а потом становился рекрутером, думали: «Я точно буду давать фидбек всем-всем-всем». Но потом ты встаешь перед выбором: потратить время на кандидата, который не подошел и больше не интересен, или пообщаться с кем-то новым, кто может подойти на вакансию. И мы все выбираем второй вариант. Но тебе самому неприятно давать обещание и потом не сдерживать его. Плюс есть ощущение незавершенности, которое скребется где-то в душе.

Избавиться от этого чувства помогают несколько методов. Один из них — отказывать кандидату сразу, как только вы понимаете, что он вам не подходит. Не заставляйте его ждать до конца недели, если знаете, что все равно ему откажете.

Спросите кандидата, нужен ли ему фидбек. Если да — договоритесь о сроках, в которые постараетесь ответить. И дайте кандидату понять, что он может напомнить вам об обещании — или установите напоминание в Хантфлоу. У меня бывали случаи, когда я спустя полгода натыкалась на кандидата, которому не дала ответ, и писала письмо с извинениями. Мне становилось гораздо легче после этого.

Долгие ответы от заказчиков и постоянное изменение требований к кандидатам

В идеальном мире рекрутер берет в работу вакансию с определенными требованиями и занимается поиском по ним. В реальности же требования меняются буквально на ходу. Вы успеваете подобрать и иногда даже прособеседовать нескольких кандидатов, а потом заказчик пишет, что нужны совершенно другие квалификации.

Иногда это случается из-за сложности вакансии, неопытности рекрутера или недостатка коммуникации с заказчиком. Но необходимость каждый раз переориентироваться и практически начинать работу заново раздражает.

Чтобы уменьшить количество подобных ситуаций, нужно наладить коммуникацию с заказчиком. Первый шаг к этому — ежедневные совещания. Когда вы каждый день обсуждаете кандидатов, то узнаете об изменениях в требованиях почти мгновенно, а не когда их окончательно сформулируют и напишут об этом письмо. А значит, делаете меньше лишней работы.

«Пропадающие» кандидаты

Иногда кандидаты пропадают, не говоря ни слова, — просто не приходят на собеседование, не берут трубку или не реагируют на оффер. Естественная реакция на это — раздражение и сомнения в том, что ты делаешь.

Важно понимать, что степень ответственности каждого человека зависит от личностных особенностей, на которые мы не можем повлиять. Но мы можем постараться минимизировать негативные последствия. Например, видеть в кандидате личность, а не способ закрыть месячный KPI.

В самом начале карьеры я была очень суха и формальна в общении, боялась допустить ошибку, показать, что я что-то не знаю. Но со временем стала чувствовать себя более свободно и открыто, показывать себя настоящую. И я настоящая могу и ошибиться, и пошутить неудачно. Так и кандидат может забыть про собеседование, перенести и застесняться сказать почему, а может рассказать правду и тем самым избавить вас от мучительных догадок.

хантфлоу, рекрутинг, выгорание, анастасия калашникова

Анастасия Калашникова, психолог и ex-HR в IT, соорганизатор сообщества тимлидов devleads

У выгорания много признаков, но есть ключевые:

  • стремление побыть одному;
  • уход от ответственности и уклонение от задач;
  • проявление агрессии, зависти;
  • обвинение других;
  • неуверенность в себе;
  • проблемы во всех сферах жизни;
  • потеря профессионализма;
  • тревога, беспокойство, раздражительность;
  • отсутствие жизненных целей.

На телесном уровне оно проявляется в головных болях, простудах, сниженном иммунитете и нарушении пищеварения. Важно, что при выгорании в той или иной степени могут присутствовать все признаки.

Причины выгорания могут быть индивидуальными, но есть и те, которые чаще встречаются у рекрутеров:

  • плохо выстроенные процессы в компании: долгая обратная связь, медленное принятие решений;
  • расплывчатые критерии поиска или попытки найти «звезду», что ведет к длительному и в чем-то бессмысленному подбору;
  • звонки, собеседования, встречи… Активность не спадает, а нам кажется, что «мало»;
  • переработки. Отсутствие баланса между работой и личной жизнью;
  • конфликты в коллективе;
  • кандидаты отказываются рассматривать вакансию и не отвечают на письма;
  • кандидаты не доходят на собеседования (и не предупреждают об этом);
  • большое количество вакансий в работе;
  • высокие требования рынка;
  • хамство, троллинг со стороны кандидатов, коллег.

Главное правило безопасности в этом случае — помнить о своих границах.

Если выгорание уже ощущается, первое, что стоит сделать, — поговорить с руководителем о своем состоянии. После этого попробуйте делегировать работу, которую можно и нужно делегировать, и обратите внимание на ситуации, где нужно и важно сказать «нет».

Вспомните, что помогает вам расслабиться и найти равновесие, и сделайте это в ближайшее время. Найдите хобби, увлечение и уделяйте этому время. Обязательно ставьте в свой календарь любимые дела и не пропускайте их. И сокращайте переработки — они не должны быть нормой.


Что делать с выгоранием:

  1. Отказывайте кандидатам сразу и не забывайте дать фидбек, чтобы не переживать из-за нарушенных обещаний.
  2. Чаще общайтесь с заказчиком, чтобы улучшить коммуникацию и сразу узнавать об изменениях в требованиях к кандидатам.
  3. Воспринимайте кандидатов как личностей, а не как возможность закрыть KPI — это поможет спокойнее воспринимать их недостатки и несерьезное отношение к вакансии.
  4. Поговорите с руководителем о своем состоянии, делегируйте те задачи, которые можете, и автоматизируйте рутину, занимающую большую часть вашего дня.
  5. Найдите хобби или увлечение, которое поможет вам найти равновесие. Вносите его в календарь, чтобы не забывать про любимые дела в рабочей рутине.

Хантфлоу возьмет рутину на себя →