• Москва
  • 28 мая
  • 09:30
НАЁМ

Честная конференция
про IT-рекрутинг

Программа и регистрация
huntflow, хантфлоу, коучинг, карьерное консультирование
Редактор:  Дарья Краснопевцева

Зачем эйчару изучать карьерный коучинг

Чем карьерный коучинг отличается от консультирования и где становятся коучами

Ксения Левина, карьерный коуч и специалист по развитию карьеры с международной сертификацией GCDF (Global Career Development Facilitator), член Управляющего комитета Ассоциации карьерного консультирования и сопровождения (АККС), рассказала, чем полезен карьерный коучинг в практике эйчара и на что обращать внимание при выборе программы дополнительного образования.

 

Что такое карьерный коучинг и карьерное консультирование

Есть два похожих понятия — карьерный коучинг и карьерное консультирование. Их часто путают из-за того, что в России пока не существует единого профессионального стандарта ни для коучинга, ни для консультирования. 

Практикующие российские специалисты и школы трактуют термин «карьерное консультирование» по-разному и часто называют так все услуги в сфере развития карьеры. 

Я поделюсь своим видением. В его основе изученные международные практики и наблюдение за развитием этой сферы у нас.

Карьерный коучинг может быть как самостоятельной, основной практикой, так и одним из инструментов карьерного консультанта — специалиста, который помогает клиентам управлять своим профессиональным развитием и карьерными переходами. 

Ключевая цель и карьерного коучинга, и консультирования (в широком смысле) одна. В обоих случаях профессионал сопровождает и поддерживает клиента в процессе профессиональных изменений и поиска профессиональной идентичности.

Основное отличие этих практик в философии и основной технологии работы специалиста: 

 

Международная федерация коучинга (ICF) определяет коучинг так:

 

Представим двух специалистов — Ольгу и Сергея.

Ольга — коуч. Во время работы с клиентом она становится его партнером. Одна из ее основных задач — создать безопасное поддерживающее пространство, чтобы клиент комфортно двигался к поставленным профессиональным и личным целям и не боялся меняться. Готовых решений у Ольги нет, но она поможет своему клиенту выработать собственные идеи. Как карьерный коуч Ольга фокусируется прежде всего на профессиональной самореализации клиента.

Сергей — карьерный консультант. В работе с клиентом он выступает в роли эксперта или наставника. Сергей отлично знаком с ситуацией на IT-рынке, знает конкретные технологии профессионального развития и поиска работы, поэтому готов рекомендовать своему клиенту определенный перечень действий, чтобы занять новую должность (например, IT-рекрутера) в интересующей его компании. Сергей знает, как создавать информативное резюме, как правильно себя презентовать и пройти собеседование, и с удовольствием делится этими знаниями со своими клиентами.

 

Можно ли быть одновременно и коучем, и консультантом

Роли карьерного коуча и консультанта могут переплетаться в зависимости от профессионального опыта, квалификации и линейки услуг конкретного специалиста. Влияет на это и целевая аудитория: некоторые клиенты скептически относятся к самому слову «коучинг», поэтому иногда практики избегают этого слова в своем позиционировании, называя себя консультантами, стратегами и т. п.

Рынок карьерного консультирования и сопровождения в нашей стране только начинает формироваться. Поэтому специалисты, оказывающие разные услуги в сфере карьерного развития, должны четко обозначать клиентам границы своих компетенций и профессиональной подготовки и объяснять специфику своей работы.

 

 

При поддержке нашей Ассоциации карьерного консультирования и сопровождения (АККС) я провожу обзорный курс «Карьерное консультирование и сопровождение. Фундамент частной практики», где мы как раз подробно разбираем, какие специализации есть у специалистов по развитию карьеры и как им выстраивать свои собственные траектории профессионального развития, основываясь на международных стандартах и практиках.

 

Карьерный коучинг внутри компании

Навыки коучинга могут быть полезны эйчарам в их профессиональной деятельности.

 

Для удержания ключевых сотрудников

Сотрудники компаний становятся все более осознанными в профессиональном плане и самостоятельно управляют своей карьерой. Они разрабатывают свою личную карьерную стратегию, а организацию часто воспринимают как определенный ресурс для получения опыта и навыков, чтобы через 2–3 года перейти в другую организацию — более престижную и соответствующую их долгосрочным целям.

Чем сильнее специалист, тем выше риск его потерять. Для удержания ключевых сотрудников важно вести с ними открытый диалог, узнавать их профессиональные цели и создавать возможности для карьерного развития внутри компании. Этого можно достичь с помощью грамотно продуманных и работающих систем управления талантами. Карьерный коучинг является одним из инструментов таких систем вместе с внутренним карьерным консультированием, выстраиванием карьерных маршрутов и разработкой программ внутренней мобильности. 

Навыки проведения коучинговых бесед помогут эйчару и непосредственному руководителю выстраивать диалог с сотрудником так, чтобы человек открыто делился своими профессиональными интересами и целями, а также чувствовал свою ценность и значимость для компании, понимал, что у него здесь есть возможности для профессионального роста, и оставался в компании как можно дольше. Однако этот подход работает только в тех компаниях, где такие возможности не только обещают, но и действительно предоставляют на практике.

 

Для повышения эффективности работы сотрудников и команд

Коучинговые инструменты активно используют в организациях для развития ключевых компетенций и софт-скиллов сотрудников. Существует также отдельное направление executive coaching — коучинг, ориентированный на работу с топ-менеджерами над их ключевыми задачами.

Командный коучинг помогает организовать работу группы таким образом, чтобы она стала более сплоченной и эффективной. В таких командах задачи выполняются с пониманием общих ценностей и глобального видения компании.

Корпоративным коучем может работать как приглашенный внешний специалист, так и внутренний работник компании, прошедший необходимую подготовку.

 

Что нужно, чтобы стать карьерным коучем

 

Профессиональный бэкграунд

Коучи, которые выбирают в качестве специализации именно карьерный коучинг, как правило, имеют опыт работы в HR-сфере. По моим наблюдениям, чаще всего в карьерный коучинг приходят из следующих направлений:

  • управление персоналом (привлечение, обучение, развитие талантов); 
  • организационное консультирование и оценка персонала;
  • внешний рекрутмент.

Этому есть объяснение: коучинговую специализацию логично связывать со своей основной или предыдущей сферой деятельности. Такие специалисты понимают модели развития карьеры, видят возможности для раскрытия потенциала клиента, умеют проверять гипотезы и знают, какие специальные ресурсы для развития можно предложить клиенту. 

Иногда карьерными коучами становятся люди, прошедшие весь путь от специалиста до руководителя в определенной индустрии. Такой человек может быть коучем в конкретной сфере — например, в юриспруденции или фармацевтике.

Еще один путь в коучинг — из психологии. Базовое психологическое образование — прекрасный фундамент для изучения технологий коучинга. В карьерный коучинг приходят психологи, специализирующиеся на вопросах поиска профессиональной идентичности, профориентации.

 

 

Личные качества

Для коуча принципиально важны два качества: искренний интерес к человеку, его желаниям и задачам и умение слушать. Ведь его работа — помогать клиентам раскрываться и достигать поставленных целей. Поэтому коуч должен создавать безопасную среду, для того чтобы клиент мог визуализировать свои глобальные цели, был готов озвучить свои сомнения и предубеждения.

Если человек чувствует, что его сила в экспертном знании, которым он хочет делиться, ему лучше стать карьерным консультантом с узкой отраслевой специализацией.

Такой эксперт (консультант) рассказывает клиентам о карьерных траекториях, о том, как развиваться в определенной сфере, в какую компанию лучше идти, а куда не стоит. В этой роли себя отлично чувствуют внешние рекрутеры, которые хорошо разбираются в отраслевом рынке труда.

Коучинг как род деятельности не подходит скептикам — людям, которые не верят в эти методы и не понимают их ценности. Но, возможно, им просто необходимо разобраться в том, что такое настоящий коучинг: сходить на вводные занятия, посетить демо-сессии мастеров.

 

Как стать карьерным коучем

Допустим, у вас уже есть опыт работы в сфере управления талантами и вы хотите стать карьерным коучем.

Есть два пути: пройти программу обучения коучингу широкого профиля или сразу выбрать программу именно по карьерному коучингу (их существенно меньше).

Для базового обучения коучингу, на мой взгляд, лучше выбирать образовательные программы школ, сертифицированных профессиональными сообществами, например Международной федерацией коучинга (ICF). Можно обратить внимание и на программы от конкурирующих, чуть менее известных организаций.

Сертифицированные программы ICF предлагают обучение, основанное на модели компетенций коуча, которую разработала эта федерация. В России около 25 школ, где обучают в соответствии с этими стандартами. При этом только одна школа предлагает полноценную программу именно по карьерному коучингу.

При выборе программы подготовки обращайте внимание на стандарты, на которых она основана, и на авторов программы — какую они имеют подготовку, квалификацию и опыт работы.

Обучение строится на изучении профессиональных компетенций коуча, а также инструментов и техник, применяемых в его работе. Во время обучения студенты изучают структуру коуч-сессии, разбираются, как выстраивать общение с клиентом. Чем выше становится мастерство коуча и чем больше у него практики, тем меньше он может придерживаться этой структуры и больше импровизировать.

Большое внимание уделяется развитию профессиональных компетенций коуча, например:

  • соблюдение профессиональной этики;
  • создание партнерских отношений и заключение коучинговых соглашений;
  • умение задавать открытые, сильные вопросы и навык глубинного слушания — умение не только слышать клиента, но и понимать, что стоит за произнесенными словами;
  • навык прямой коммуникации — умение корректно поделиться своими наблюдениями, дать обратную связь.

Конечно, в открытом доступе можно найти много источников для изучения базовых технологий коучинга. Однако специализированные курсы отличает систематизированная и отработанная программа и, самое важное, поддерживающая среда, где студент не только изучает информацию, но и получает практический опыт. В серьезные программы подготовки коучей обязательно включают работу вне аудитории. Студенты отрабатывают навыки в небольших учебных группах, проводят коуч-сессии с реальными клиентами, разбирают аудиозаписи сессий с профессиональными менторами. 

Помимо коучинговых программ широкого профиля существуют специализированные программы для обучения эйчаров. Их фокус смещен на коучинг в организации и бизнес-задачи клиентов, работу в корпоративной среде. 

 

От редакции Хантфлоу

В июле 2022 года мы обновили эту статью и дополнили рассказ Ксении Левиной важными нюансами. Сейчас объясним, какими принципами стоит руководствоваться карьерному коучу, а также расскажем, кому будет полезен коучинг.

 

Принципы коучинга

 
Осознание ответственности Коуч больше мотивирует к развитию, чем напрямую обучает. Поэтому клиент должен осознавать, что результат коучинга полностью зависит от его стараний. Коуч задает вопросы, которые помогут ученику полностью осознать текущую ситуацию и взять ответственность за ее исправление.
Отсутствие позиции эксперта Коуч не должен лишать ученика свободы в принятии решений и действиях. Конкретные советы и подсказки перекладывают ответственность на коуча. Поэтому следует использовать реальные примеры из жизни, чтобы участники тренинга их анализировали и самостоятельно приходили к решению, а не выполняли четкие установки.
Взаимосвязь и сопротивление Клиент должен понимать, что все сферы его жизни взаимосвязаны: как только начнутся изменения в одной, другие тоже придется адаптировать. При этом окружающие (либо он сам) рано или поздно начнут сопротивляться изменениям. Важно понимать, что это временное явление.
Равенство Клиент и коуч — партнеры. Коуч не руководит учениками, а помогает им самостоятельно разобраться в ошибках и недоработках.
Поэтапное развитие Клиент должен быть готов к длительному пути. Невозможно моментально добиваться серьезных результатов, перескакивать через целые этапы или игнорировать отдельные шаги, которые только кажутся незначительными.
Иерархичность развития Сначала ученик осознает выгоду только для себя, затем учится взаимодействовать с группой и учитывать пользу для всех участников, а на финальном этапе выходит за пределы «своего» и направляет усилия на общечеловеческую выгоду. Это традиционная иерархия развития личности.
Мониторинг Коуч отслеживает результаты клиентов, чтобы вовремя мотивировать, поощрять, предостерегать от ошибок.
 

Кому нужен коучинг

Специалистам, которые хотят:

  • поменять профессию или должность;
  • найти свое предназначение;
  • научиться расставлять приоритеты;
  • поверить в свои силы и обрести прочную мотивацию;
  • заставить себя развиваться;
  • начать активно работать после декретного отпуска;
  • выйти на новый уровень, получать больше денег в своем деле;
  • получать удовольствие от процесса работы, научиться правильно отдыхать, перезагружаться, отвлекаться от рутины;
  • определить свои сильные стороны, научиться использовать полученный опыт и открыть новые способности;
  • развить навыки тайм-менеджмента и других софт-скиллов;
  • получить повышение, даже если достигли условного «потолка».
 

Самое важное

  1. Основная задача и карьерного коуча, и карьерного консультанта — помочь клиенту управлять своей карьерой, достичь профессиональной самореализации. Разница между этими практиками в преобладающей технологии и философии подхода. 
  2. Работа карьерного коуча заключается в том, чтобы в партнерстве с клиентом определить его профессиональную идентичность и потенциал, определить его истинные цели и оказать поддержку на пути их достижения. 
  3. Карьерными консультантами чаще называют экспертов, которые делятся своими знаниями о рынке труда, дают рекомендации по выбору профессиональной и карьерной траектории. Они больше работают с тактическими задачами: созданием карьерного плана, «упаковкой опыта», отработкой навыков самопрезентации и т. п.
  4. Коучинг может стать рабочим инструментом эйчара. Его можно использовать для удержания и развития сотрудников и организации более эффективной работы команды.
  5. Карьерными коучами чаще всего становятся специалисты с опытом работы в HR и рекрутменте, поскольку для этой специализации важно знание моделей развития карьеры и рынка труда.
  6. Коуч должен искренне интересоваться человеком, его желаниями и потребностями и уметь слышать то, что стоит за словами клиента. 
  7. Программы подготовки коучей широкого профиля предлагают некоторые вузы, частные школы и индивидуальные коучи. Программ карьерного коучинга существенно меньше. 
  8. При выборе программы важно обращать внимание на профессиональную подготовку, опыт работы, деловую репутацию школы и преподавателей. Важное значение имеет наличие аккредитации в международных профессиональных сообществах, например ICF.
  9. Отличие курсов коучинга от самостоятельного освоения материала — проработка практических навыков под кураторством сертифицированных экспертов.