• Москва
  • 28 мая
  • 09:30
НАЁМ

Честная конференция
про IT-рекрутинг

Программа и регистрация
Редактор:  Никита Решетников

Психолог в мире HR: кто такой карьерный консультант

И как им стать

В последнее время в России набирают популярность карьерные консультации. Люди  хотят «войти в IT», но не знают как, ищут работу за границей и пытаются разобраться с релокацией. И помогают им в этом консультанты — эйчары и рекрутеры, решившие играть на стороне кандидатов.

Опытный карьерный консультант Венера Мещерова рассказывает, как перейти в профессию из смежных областей, какие навыки прокачивать и сколько на этом можно заработать.

Венера Мещерова,
карьерный консультант и HR-партнер

Кто такой карьерный консультант

Что делает

Карьерный консультант — это человек, который закрывает для своих клиентов два основных типа запросов: поиск работы и рост внутри компании. В первом случае он, например, может помочь с составлением резюме и сопроводительных писем или подготовить к собеседованиям. Во втором — дает рекомендации, как добиться повышения или увеличить зарплату. 

Иногда карьерное консультирование сравнивают с психологическим, но есть несколько принципиальных различий. Карьерный консультант: 

  • не обязан получать специальное образование;
  • решает только проблемы клиента, связанные с карьерой;
  • может давать конкретные карьерные рекомендации и советы. 

Форматы работы

Есть несколько форматов работы карьерного консультанта: 

ФорматКак устроен
ФрилансОбычно все начинается с консультаций для друзей и знакомых, постепенно у человека нарабатывается клиентская база. Минус такого пути в том, что нужно заниматься своим продвижением и выделять ресурсы на развитие личного бренда. Зато можно работать по удобному графику и самостоятельно определять стоимость своих услуг.
Работа в штатеНекоторые компании создают собственные карьерные центры, куда нанимают штатных консультантов. Например, карьерные центры есть в онлайн-школах, выпускникам которых нужна помощь с трудоустройством. Плюс — постоянная занятость. Но придется подстраиваться под формат работы, принятый в компании. 
Проектная занятостьТоже работа на компанию, но с более гибким графиком. Удобство в том, что не нужно заниматься маркетингом и самостоятельно искать заказчиков. Но и заработок ниже, чем на фрилансе при работе с кандидатами напрямую. 

Для меня оптимальный вариант — проекты. Чтобы обеспечить себе большую нагрузку на фрилансе, нужно вкладываться в маркетинг. У меня это не всегда получается: не хватает времени, ресурсов, навыков продвижения. Гораздо комфортнее взять уже готовую базу клиентов и сосредоточиться на приятной части работы — взаимодействии с клиентами. 

Сейчас в таком формате я сотрудничаю с одной образовательной организацией: провожу интервью по компетенциям с выпускниками, даю рекомендации по резюме, пишу отчет о сильных сторонах и зонах роста человека. 

Что должен уметь консультант 

Карьерному консультанту важно определиться со сферой, в которой он наиболее компетентен, и развивать в ней экспертизу. Например, я работаю в IT, поэтому должна хорошо понимать специфику направления: как готовиться к менеджерским собеседованиям, говорить о своих зарплатных ожиданиях, перейти с джуна на мидла. Но есть и несколько общих навыков, о которых расскажу ниже. 

Хард-скиллы консультанта

НавыкЗачем нужен
Понимание HR-процессовКонсультанту важно понимать, как работают рекрутинг, онбординг, оценка сотрудников. Возможно, придется репетировать с клиентом интервью по компетенциям или готовить его к специфическому формату собеседования
Оценка гибких навыков На консультацию может прийти человек с запросом на повышение и продвижение по карьере. Тут консультанту пригодится знание того, как оценить навыки клиента по решению рабочих ситуаций.

Я обычно использую технику STAR. Мы обсуждаем ситуацию, в которую попал клиент на работе, его действия и результаты. 

Софт-скиллы консультанта

НавыкЗачем нужен
Активное слушаниеПомогает вникнуть в ситуацию клиента, понять суть запроса и бережно сфокусировать человека на основных зонах роста.
Эмоциональный интеллектВажно уметь считывать запрос клиента и поддерживать его в нужный момент — для этого нужна эмпатия. При этом хороший консультант держит баланс: не уходит в терапию, оберегает личные границы, дает продуктивный, но не токсичный фидбэк.
Структурированная речь Консультация ограничена по времени. Из этого времени нужно выжать максимальную пользу: дать клиенту прямые рекомендации, четко донести мысли, разъяснить непонятные моменты.

Как эйчару и рекрутеру перейти в консультирование

Чтобы заняться консультированием, нужно: 

  • иметь хороший HR-бэкграунд; 
  • уметь сосредоточиться на интересах клиента;
  • знать, как общаться с клиентом. 

Важно понимать, что эта сфера немного отличается от, например, рекрутинга. В ней меньше стресса и сильнее контроль над результатом, но она также требует больших вложений эмоциональных ресурсов. Ко мне иногда приходят клиенты и начинают говорить о личных проблемах — про конфликты в семье или на работе. Чтобы вернуть разговор в нужное русло, требуются азы психологии. 

Я получила высшее психологического образование и занялась карьерным консультированием, чтобы на практике применить полученные знания. У меня за плечами были годы работы в рекрутинге и HR — я поняла, что это идеальный мэтч. Мне нравится, что я могу увидеть проблему человека и дать реальные советы, как ее решить. 

Есть и другие пути — например, курсы для карьерных консультантов и коучей, которые помогут развить навыки активного слушания и обучат базовым правилам проведения консультаций. Об этих правилах еще расскажу подробнее.   

С чего начать

Определите круг своих компетенций. Оцените, с какими процессами вы работали, какие вакансии закрывали. На этом этапе велик шанс столкнуться с синдромом самозванца — чтобы его побороть, вспомните о своих достижениях, посчитайте метрики. Например: я провел 1000 интервью в этой области, поэтому знаю, как все устроено, и могу дать профессиональную рекомендацию. 

Определите целевую аудиторию — кого вы готовы консультировать. Не пытайтесь объять необъятное и на старте помочь всем. Например, вы можете сконцентрироваться:

  • на новичках, которые хотят войти в профессию;
  • на джунах, стремящихся в мидлы;
  • на людях, которых ищут новую работу;
  • на тех, кто уже работает, но нуждается в карьерных советах для развития внутри компании.  

Постепенно аудиторию можно расширять, если чувствуете в себе уверенность. 

Составьте алгоритм, как будет выглядеть консультация, определитесь, сколько собираетесь брать за час вашей работы. Можно даже прописать структуру встречи в зависимости от запроса: о чем точно следует спросить клиента, какие домашние задания ему дать. 

Где искать клиентов 

Объявите публично, что вы теперь ведете консультации: напишите об этом в социальных сетях, расскажите знакомым. Первое время можно работать за отзывы или небольшой донат — так вы потренируетесь и заодно получите фидбэк от первых клиентов. 

Затем рекомендую разместить свой профиль в базах коучей. Я пользуюсь сервисом подбора IT-наставников Get Mentor, чтобы находить клиентов. С каждой консультации по желанию можно оставить небольшой бонус платформе, но его размер вы выбираете сами.

Еще один такой проект — Эйч. Принцип работы похожий, но нужно пройти отбор, чтобы вас занесли в базу экспертов. Сейчас они ищут людей с опытом от трех лет и экспертизой в зарубежном рынке. 

Наконец, если вы готовы развивать свой бренд, можно завести лендинг и начать продвигаться при помощи маркетинговых инструментов: карьерных конференций, коллабораций с компаниями, рекламы в социальных сетях. 

Как работать с клиентами

Я всегда начинаю консультацию с разговора об этике: человек должен знать, что наш разговор конфиденциален, и чувствовать себя спокойно и уверенно. 

Еще одно важное правило: клиент говорит 80% времени, консультант — 20%. Внимательно слушайте клиента, чтобы выделить для себя основные зоны, с которыми будете работать. 

Также важно определить карьерную задачу, которую предстоит решить. Иногда люди приходят с расплывчатым запросом или начинают говорить о личном. В такие моменты можно прервать клиента и предложить сосредоточиться на рабочих проблемах, помочь сформулировать цель. 

В работе есть свои трудности. Например, клиент может прийти с задачей, которую вы решить не можете. Так, в последнее время меня часто просят помочь с трудоустройством в зарубежные компании, а я не работала на этом рынке и не знаю всех тонкостей. В таком случае я предупреждаю человека, что моя экспертиза основана на том, что я читала и анализировала, но не на личном опыте. Нет ничего стыдного в том, чтобы честно обозначить круг своих компетенций. 

Иногда все может пойти не по плану. Например, пару раз ко мне на консультацию вместе с клиентами приходили их жены и комментировали наш разговор. Сейчас, чтобы избежать таких моментов, я заранее присылаю человеку регламент встречи с условиями: тихое помещение, хороший звук, никаких третьих лиц.  

Сколько зарабатывает карьерный консультант 

Если вы хотите работать на фрилансе, схема такая: объявляете ставку и количество клиентов, которых вы готовы взять. Если все места занимают, то в следующий раз цену можно поднять. А если спроса нет, снижаете стоимость. 

Называйте сумму, за которую вам будет комфортно работать. Например, за короткий часовой созвон я беру 4000 ₽. Если же предстоит сложная консультация с домашним заданием и его разбором, то цена повышается до 8000 ₽.

Я знаю, что есть консультанты, которые берут по 50 000 ₽ за встречу, но это единичные случаи. Не стоит расстраиваться из-за того, что кто-то зарабатывает больше вас. 

Чтобы выходить на высокие доходы, нужно заниматься не только консультированием, но и маркетингом, прокачивать личный бренд. Заработок консультанта на фрилансе напрямую зависит от его известности. Если вы хотите, чтобы эта работа заменила вам наем, придется вложить время и деньги в развитие. Другой вариант — пойти на полную ставку в карьерный центр. Там зарплатные вилки должны примерно совпадать с аналогичной занятостью в HR. 

Резюмируем

  1. Карьерный консультант помогает клиентам найти работу, перейти на новую позицию в компании или увеличить заработок.
  1. Чтобы консультировать, не обязательно получать психологическое образование. Но нужно уметь слушать, выстраивать личные границы и давать экологичные советы — многие эйчары уже это умеют.
  1. Карьерному консультанту нужна не только экспертиза в рекрутинге, но и понимание бизнес-процессов: клиенты могут приходить с запросом на решение задач внутри компании. 
  1. В консультирование легко перейти из HR и рекрутинга. Главное — определиться со сферой своих компетенций. 
  1. Карьерный консультант может работать и на фрилансе, и в штате. В первом случае искать клиентов можно среди знакомых, на специальных платформах или через личные социальные сети. 
  1. Доход карьерного консультанта на фрилансе зависит от его личного бренда. Встреча может стоить как 5000 ₽, так и 50 000 ₽. Чтобы обеспечить себе заработок на уровне фултайм-работы, нужно вложить время и силы в собственное продвижение.