Как правильно заниматься нетворкингом в IT

Если ничего в этом не понимаешь

Время чтения:  7 мин

Суть работы рекрутера заключается в общении с другими людьми: внутренними заказчиками, своей командой, кандидатами, профессиональным сообществом. И без нетворкинга здесь не обойтись. 

Рушана Каюмова, Lead HR компании Экспресс 42, поделилась секретами эффективной коммуникации и построения сети полезных связей.

 

Зачем нетворкинг рекрутеру

 

Чтобы лучше понимать задачи бизнеса

Без качественного нетворкинга сложно построить адекватную коммуникацию с внутренними заказчиками. Например, рекрутер приходит к техлиду, чтобы узнать, почему кандидат получил отказ. А техлид занят и не горит желанием тратить время на общение, поэтому отделывается формальным ответом: «Не подходит, потому что я так решил». Это проблема: если рекрутер не выяснит, что именно было не так, то продолжит приводить нерелевантных кандидатов.

Важно выстраивать постоянную и прочную коммуникацию с внутренними заказчиками: кофаундерами, техлидами, тимлидами, руководителями направлений. Рекрутеру необходимо понимать задачи бизнеса и проектов, чтобы выдвигать корректные критерии и требования к кандидатам. И если во внутреннем окружении нет человека, который способен дать ему это понимание, то подбор будет максимально неэффективным.

Причем речь не только о хард-скиллах и формальных требованиях, но и о соответствии корпоративной культуре. Благодаря постоянному общению с командой я понимаю, каким людям будет комфортно работать с нами, а кому наш формат не подойдет. Я могу определить, подходит ли кандидат под ДНК компании: «экспрессовский» ли это человек, близки ли ему наши ценности.

 

Чтобы находить кандидатов

Сеть полезных контактов помогает закрывать позиции. Например, я выкладываю пост с вакансией в фейсбуке. Мой знакомый, который не ищет работу, видит вакансию и советует ее приятелю, родственнику или коллеге. 

Не менее важен хороший контакт с конкретным кандидатом — это тоже искусство нетворкинга. Гораздо проще понять, подходит ли кандидат компании, когда он доверяет мне, не закрывается и общается искренне. Но даже если нам не по пути, я стараюсь сделать для него что-то хорошее, например дать фидбек, совет или рекомендацию. И кто знает, возможно, в будущем мы еще будем полезны друг другу.

 

Чтобы развивать HR-бренд

Рекрутер — это человек, который транслирует во внешнюю среду информацию о компании и ее ценности. Если он неправильно ведет коммуникацию, например хамит, переходит на личности, пропадает, игнорирует вопросы, демонстрирует некомпетентность, то получает негатив в свой адрес. Причем этот негатив автоматически распространяется и на HR-бренд работодателя. 

И наоборот, если рекрутер правильно выстраивает общение, то и HR-бренд растет. Профессиональное сообщество понимает, чем занимается компания, какие задачи решает, что предлагает кандидатам. Со временем даже появляются адвокаты бренда — люди, которые не работают в компании, но готовы ее защищать. И постепенно все это тоже помогает в рекрутинге.

Профессиональное сообщество судит о компании в том числе и по тому, как общается рекрутер.

Рекрутеру важно стать своим для профессионального сообщества, а это непросто: на первых порах можно столкнуться с серьезным негативом. Расскажу, как это было у меня. 

 

Как я подружилась с профессиональным сообществом

В одном профессиональном чате в телеграме я разместила вакансию стажера по практикам DevOps. Это была позиция самого начального уровня с символической зарплатой. Но участники чата не придали значения тому, что это не полноценная работа, а оплачиваемая стажировка. Вакансия вызвала шквал негатива в духе «а почему вы позволяете себе платить так мало?!».

Меня даже забанили в этом чате и серьезно ограничили активность через модераторов телеграма — два дня я не могла писать никому. Это было очень нервное время: я просто сидела и читала, как меня обливают грязью и переходят на личности.

Тогда я пошла к администратору чата, но не с претензией, а с просьбой помочь: «Слушай, вот такая получилась ситуация. Я накосячила, но имела в виду вот это, а не это. Подскажи, что не так и как это исправить, не хочу приносить людям столько негатива».

Администратор подробно рассказал, что предложение действительно интересное, но, видимо, проблема в подаче. Меня разблокировали, я написала еще раз, что речь шла именно о стажировке, и подробно рассказала, как она будет проходить. Писала дружелюбно, без наездов. Постепенно негатив ушел, и я начала выкладывать в этом чате другие вакансии, отвечать на вопросы. Временами там появлялись обсуждения работодателей и различных ситуаций, связанных с поиском работы. Я вливалась в эти дискуссии и искренне пыталась помочь.

Через 3–4 месяца сообщество стало доверять мне. Когда возникали какие-то вопросы, связанные с работодателями и условиями работы, или люди хотели узнать, что вообще рекрутеры думают о какой-то теме, меня упоминали и приглашали к диалогу. В глазах участников сообщества я стала тем человеком, которого можно позвать и он придет, все объяснит.

Сейчас я могу прийти и сказать: «Ребята, у меня открыта вакансия. Посмотрите, пожалуйста, вдруг кому-то актуально. Или посоветуйте того, кому это будет интересно». Я уже почти не сталкиваюсь с негативом, а если даже кто-то набрасывается с необоснованной критикой, то адвокаты HR-бренда вступаются за компанию. 

 

Как влиться в IT, если ничего в этом не понимаешь

Я убеждена, что IT-сообщество — самое адекватное, милое и умное. Важно заходить в него доброжелательно, дружелюбно и с готовностью к конструктивной критике. Не стоит относиться к людям как к оппонентам, бояться и думать: «Вот сейчас они меня тапками закидают и скажут, какая я глупая рекрутерка».

Отношение к людям — это самое ключевое в IT. Относитесь к ним как к экспертам с уникальными знаниями, которых у вас нет.

Вместе с тем для эффективного нетворкинга требуется понимание профессиональной области. Если рекрутер работает в IT, он должен бодро ориентироваться в процессах разработки, сленге, ценностях и интересах потенциальных собеседников. Это как минимум. 

Если рекрутер путает 1C и С# и думает, что Java и JS — это одно и то же, то сначала ему стоит нарастить базу знаний, а только потом переходить к нетворкингу. Это тяжело дается людям без технического бэкграунда — знаю по себе. Пять лет назад я только заходила в IT и ничего в этом не понимала. Тогда я пачками читала статьи на Хабре, в разных профессиональных и полупрофессиональных блогах. 

Хорошо, если вы работаете в продуктовой команде, где есть лид или какой-нибудь активный разработчик. Не стесняйтесь просить этого человека о помощи: если делать это адекватно и дружелюбно, скорее всего, вам не откажут. Конечно же, не стоит спрашивать то, что легко узнать за 5 минут в гугле — никто не захочет тратить время на человека, который не удосужился сам хоть что-то сделать.

 
 

Где заниматься нетворкингом

 

Офлайн-каналы

Мне нравятся митапы, потому что там есть кофе-брейки, где можно познакомиться с интересными людьми. Но часто я вижу такую картину: рекрутеры кучкуются в одном месте, а разработчики — в другом. Друг на друга даже не смотрят, хотя, казалось бы, в их интересах перезнакомиться.

Причина заключается в стеснении: непросто взять и заговорить с незнакомым человеком. Рекрутер думает: «А чего я к нему подойду… Он же работу не ищет, а я к нему со своим нетворкингом приставать буду… И как я буду выглядеть со стороны…» Чтобы побороть стеснение, нужно понять два факта. 

  1. Не исключено, что человек и сам хотел бы пообщаться, но тоже стесняется. А ищет ли он работу или нет, вы не узнаете наверняка, пока не поговорите с ним.
  2. Если даже человек не захочет общаться, ничего ужасного не произойдет. Он не оскорбит вас и не набросится с кулаками. Самое худшее, что может случиться, — собеседник не поддержит коммуникацию или быстро ее закончит.
 
 

Онлайн-каналы

В онлайне все проще со стеснением, но есть свои нюансы. Например, для нетворкинга я активно пользуюсь телеграмом — расскажу, как действую.

Сначала нахожу нужный чат. Почти у каждого языка программирования, фреймворка, профессионального сообщества есть свои чаты. 

Потом читаю правила. Нужно выяснить, разрешено ли размещать предложения о работе, есть ли специальная форма для вакансий и допустимо ли здесь в принципе хантить людей. Если начать что-то писать, не разобравшись, то все может закончиться баном.

Если правил нет, то спрашиваю в чате: «Слушайте, я из такой-то компании. Расскажите, пожалуйста, здесь принято размещать вакансии?».

Если внятного ответа нет, то иду в список участников, нахожу там администратора и пишу ему: «Привет! Я такая-то из такой-то компании. Подскажи, пожалуйста, как в вашем чате принято общаться? Я могу предлагать участникам работу и размещать вакансии?» Прежде чем заходить в незнакомый чат с неизвестными правилами, стоит заручиться поддержкой администратора.

Если в чате запрещено размещать вакансии, то смотрю, о чем здесь разговаривают люди. Если они общаются исключительно по техническим вопросам, в которых я не сильна, то такой чат для меня бесполезен. Но бывает, что участники обсуждают темы, связанные с условиями работы. 

У опытного рекрутера в этом плане большое преимущество: он уже сталкивался с различными ситуациями и способен давать компетентные советы. В таких случаях я стараюсь поделиться мнением: «Я бывала в аналогичной ситуации, могу рассказать, как действовала». Постепенно это формирует позитивную репутацию рекрутера и HR-бренда, который он представляет. 

А еще чаты полезны, когда нужно получить информацию от экспертов по какой-то теме. Я уже рассказывала, что для рекрутера важно разбираться в профессиональной области своих кандидатов, чтобы говорить с ними на одном языке. Поэтому иногда я прихожу в такие чаты, чтобы что-то уточнить и узнать: «Привет, я рекрутер. Не могу понять, как работает это и это. Искала информацию в интернете, но нигде нет однозначного ответа. Можете ли подсказать?» Обычно подобные вопросы не вызывают негатива, если только они не совсем уж глупые.

 

6 советов начинающему IT-нетворкеру

  1. Держите в голове, что вы общаетесь с потрясающе умными и адекватными людьми. Благодаря этому пониманию коммуникация пойдет намного позитивнее и профессиональнее.
  2. Обязательно изучите предметную область — это основное, что нужно сделать. Люди записываются на всякие курсы по нетворкингу, читают книги про эффективное выстраивание деловых контактов. Но это все не работает в IT, если вы плаваете в терминологии и не понимаете, чем живет и как общается профессиональное сообщество.
  3. Смиритесь с тем, что найдутся люди, которые будут вас троллить. Ни в коем случае не ведитесь на провокации и негатив. Каждый раз, когда захочется вспылить и перейти на личности, вспоминайте, что по вашему поведению судят о компании. Вы можете как прокачать HR-бренд работодателя, так и втоптать его в грязь.
  4. Не занимайтесь нетворкингом круглосуточно — делайте передышку. Не заходите в чаты по выходным и вечерам, не бегите отвечать на каждый меншен, который пришел во внерабочее время.
  5. Нетворкинг действительно помогает рекрутеру быстрее и эффективнее решать задачи, но это далеко не все. Некоторые люди слишком сильно увлекаются и проводят все рабочие дни в профессиональных чатах, на митапах и конференциях, раздавая визитки.
  6. Не бросайте коммуникацию. Это кажется прописной истиной, но я знаю множество примеров, когда рекрутер начинал общение, а потом внезапно исчезал. Или размещал вакансию, а потом игнорировал все вопросы по ней. Это сильно вредит HR-бренду, поэтому никогда ни в коем случае не бросайте ни одну коммуникацию. Не обязательно «подхватывать» ее немедленно, но в любом случае нужно дать понять, что вы вернетесь к обсуждению. 
 

Резюмируем:

  1. Хороший рекрутер выстраивает прочные коммуникации со своей командой, внутренним заказчиком, кандидатами и профессиональным сообществом.
  2. Сообщество формирует мнение о компании в том числе и по тому, как общается ее рекрутер. 
  3. Чтобы стать своим для профессионального сообщества, нужно разбираться в предметной области, знать сленг, ценности и интересы собеседников.  
  4. Наращивайте базу знаний в IT: читайте профессиональные блоги, задавайте вопросы в чатах, получайте информацию у любых экспертов, до которых сможете дотянуться.
  5. Первичный контакт с профессиональным сообществом бывает сложным. Важно адекватно реагировать на критику, не вестись на провокации и не стесняться обращаться за помощью. 
  6. Если хочется резко ответить, то вспоминайте, что вы представитель HR-бренда.
  7. Не стесняйтесь коммуницировать с новыми людьми — вас не съедят.
  8. Прежде чем лезть в незнакомый чат, форум или сообщество, узнайте, какие правила общения там существуют, можно ли размещать вакансии и хантить участников. 

Еще из рубрики “Экспертиза”