• Москва
  • 28 мая
  • 09:30
НАЁМ

Честная конференция
про IT-рекрутинг

Программа и регистрация
Редактор:  Никита Решетников

Как написать письмо, на которое ответит кандидат

Тезисы и видео онлайн-митапа Хантфлоу

В октябре 2022 года мы провели онлайн-митап о том, как с помощью писем пробудить интерес кандидата к вакансии. Для тех, кто пропустил митап или хочет освежить его в памяти, мы публикуем тезисы и запись выступлений.

 
 

О чем расскажем

 

Татьяна Калиниченко «Как имейлы помогают HR»

📥 Презентация

👉 Почему имейл-канал все еще жив

👉 Что должно быть в письме кандидату

👉 В чем специфика холодного письма

👉 Как повысить открываемость писем

👉 Зачем нужен Tone of Voice

👉 Как в Email Soldiers автоматизировали коммуникации с кандидатами

 

Марина Ничипоренко «Шаблоны писем в Хантфлоу— как автоматизировать рутину»

📥 Презентация

👉 Какие шаблоны писем используют в компании СИГМА

👉 Примеры реальных писем кандидатам

 

Кристина Речиц «Как сделать любой текст лучше»

📥 Презентация

👉 Как писать хорошо

👉 Что такое хороший текст

👉 Что делать с написанным текстом

 

Татьяна Калиниченко, HR-директор Email Soldiers

Я расскажу, почему имейл-канал коммуникаций по прежнему жив и как составить письмо с высоким open rate, а также поделюсь опытом автоматизации переписки с кандидатами по электронной почте.  

 

Почему имейл-канал жив

90% наших коммуникаций с соискателями проходят по электронной почте. Преимущества этого канала:

  • легко систематизировать информацию; 
  • кандидаты не теряются;
  • можно автоматизировать коммуникации;
  • ускорение работы благодаря охвату — можно делать рассылки на большое количество кандидатов;
  • легко отслеживать результаты;
  • электронные письма воспринимаются кандидатами более серьезно;
  • дешево.

Наши метрики:

  • открываемость писем — 70%;
  • конверсия в ответ — 15%;
  • доходимость до собеседований — 90%.
 

Что должно быть в письме кандидату

  1. Тема — письма без темы практически не читаются и могут попадать в спам.
  2. Приветствие с обращением по имени. В Хантфлоу можно автоматически подставлять имя кандидата, чтобы персонализировать сообщение.
  3. Имя и должность рекрутера.
  4. Какую компанию вы представляете.
  5. Информация, которую вы хотите донести. Письмо не должно быть огромной простыней — достаточно 2–3 предложений с разделением на абзацы. 
  6. Подпись, где нужно указать свое имя, должность и название компании, а также оставить контакты для связи.

Не переборщите с форматированием и акцентными выделениями: не стоит отвлекать внимание читателя от сути.

 

Специфика холодного письма

Важно подробно рассказать о компании: чем вы занимаетесь, в чем специфика, какие у вас преимущества. Учитывайте, что многие люди обращают внимание на вопросы личных границ. Чтобы не доставлять дискомфорт собеседнику, уточните, где вы взяли его контакты и почему решили написать именно ему.

Кратко опишите вакансию: 

  • чем предстоит заниматься;
  • почему проект будет полезен; 
  • какая команда; 
  • какой стек — многие кандидаты жалуются, что работодатели не указывают стек в вакансиях;
  • требования — критичные и желательные; 
  • условия работы с акцентом на интересы кандидата.

Чтобы правильно составить формулировки, стоит предварительно изучить резюме и социальные сети кандидата. Посмотрите, чем он интересуется, о чем пишет — это поможет составить адресное сообщение и попасть в потребности собеседника.

Прикрепите ссылки на вакансию и на другие материалы, которые помогут кандидату принять решение. Закончите письмо вопросом или призывом к действию: «Давайте созвонимся? Давайте обсудим? Скажите, вам это интересно?»

 

Как повысить открываемость писем

Самое главное — это тема письма. Здесь можно использовать все доступные маркетинговые инструменты, но помните про попадание в спам. Если вы пишете тему в стиле «уникальное предложение только для вас», то высока вероятность, что оно не дойдет до адресата.

Тема должна отражать содержание письма и не превышать 40–60 символов вместе с пробелами. Например: «Предложение о работе от Email Soldiers» или «Email Soldiers рассматривает ваше резюме на вакансию». При последующем общении с кандидатом можно добавить в тему эмоции. Так, когда мы высылаем оффер или приглашаем на собеседование, то пишем «Хорошие новости от Email Soldiers». Чтобы проверить, какая тема дает лучшую конверсию, проводите A/B-тесты.

 

Почему важен tone of voice

Четко сформулированный tone of voice (ToV):

  • помогает вам оставаться узнаваемыми в имейл-переписке; 
  • демонстрирует вашу корпоративную культуру. Благодаря этому снижается ошибка найма и текучесть на испытательном сроке. Человек посмотрел, как вы общаетесь, и сделал осознанный выбор, подходит ли ему эта компания;
  • оставляет в воронке только кандидатов, которые подходят вам по культуре;
  • устанавливает эмоциональную связь — вас запоминают. А эмоции, в свою очередь, влияют на решение принять оффер.

Сформулировать ToV не так сложно. Определитесь, как вы общаетесь с кандидатом: на «ты» или на «вы», в формальном или неформальном стиле, на что делаете акцент при описании вакансии и компании. Стиль общения должен соответствовать культуре и сфере работы компании, а также целевой аудитории — например, с опытным главным бухгалтером можно общаться чуть более формально.

 
Пример tone of voice в Email Soldiers
 

Как написать письмо с отказом кандидату

Некоторые компании меняют ToV во время отказа: сначала общаются неформально, а потом пишут что-то вроде: «Уведомляем, что вы не прошли отбор на позицию разработчика по причине несоответствия критериям вакансии». Это ошибка: нужно сохранять выбранный стиль общения. 

Если у вас дружелюбный ToV, то отказывайте дружелюбно. Представьте, что общаетесь с другом: это поможет сделать письмо более теплым. 

Чем больше времени кандидат потратил на взаимодействие с вами, тем подробнее должно быть письмо. Постарайтесь аргументировать отказ, дать рекомендации к развитию и полезные материалы для кандидата. Не забудьте поблагодарить за участие в отборе.

 

Автоматизация коммуникаций

Мы автоматизировали переписку с кандидатами с помощью Хантфлоу и Майндбокса. Как это работает:

  1. При переносе на другой этап кандидату отправляется письмо с уведомлением. Рекрутер не тратит время на письма — ему нужно просто поменять этап.
  2. Кандидаты автоматически получают напоминания о тестовом задании и дате собеседования.
  3. Если мы задерживаем сроки ответа кандидату, то ему отправляется письмо. Это показывает нашу заинтересованность в человеке.
  4. Интеграция с сайтом вакансий. Все заявки с нашего сайта приходят в Хантфлоу, дальше начинается коммуникация через электронную почту.
  5. Интеграция с лендингом реферальной программы.
 

Марина Ничипоренко,начальник отдела подбора и адаптации персонала в СИГМА

Расскажу, как мы используем шаблоны писем в Хантфлоу, и объясню, почему эта функция нужна каждому рекрутеру. 

Шаблоны позволяют задать текст и тему письма «по умолчанию», куда с помощью переменных подставляется нужная информация — в том числе данные кандидата и рекрутера, дата и время встречи. Можно добавить файлы, которые будут автоматически прикрепляться к каждому письму, например схему проезда или презентацию компании.

Мы решили сделать много разных шаблонов, чтобы упростить себе жизнь: не надо тратить время на рутину — выбираешь шаблон, нажимаешь кнопочку и письмо готово.

Шаблон — это живой организм, который можно и нужно менять и улучшать. 

 

Какие шаблоны мы используем

Мы добавили 27 шаблонов писем, которыми пользуемся на всех этапах подбора и при онбординге. Вот что у нас есть: 

  1. Приглашения — например, теплому и холодному кандидату, для айтишников, на встречу в конкретный офис со схемой проезда. 
  2. Оффер — три разных шаблона для писем с приглашением на работу.
  3. Отказ кандидату — максимально мягкое письмо.
  4. Запрос информации для службы безопасности.
  5. Письмо на выход кандидата.
  6. Письмо с сообщением об отправке велком-пака удаленному сотруднику.
  7. Письмо о закрытии испытательного срока.
 

Примеры писем

 
Примеры писем, которые формируются одним кликом через шаблоны. Первое письмо — приглашение на вакансию, второе — на интервью в наш офис 
 
Письмо с отказом. Шаблон называется «мягкий отказ от Валеры» — в честь нашего коллеги Валерия, который и составил текст письма
 

Кристина Речиц, контент-директор Хантфлоу

Рекрутеры и эйчары каждый день сталкиваются с текстами: они пишут описания компании и вакансий, письма кандидатам. Если сделать каждый текст чуть-чуть лучше, то ваш процесс рекрутмента и воронка тоже улучшатся. 

 

Как писать хорошо

 

Проведите исследование

Хороший текст начинается с хорошей подготовки. Поэтому первый шаг — разобраться, для кого вы пишете. Если у вас есть конкретный адресат послания, то соберите о нем максимум информации: что он лайкает, как общается с друзьями, чем интересуется. Это поможет в будущем сформировать адресное предложение, которое будет отвечать запросам кандидата.

Но чаще встречается ситуация, когда у вас нет конкретного человека, но есть позиция. В этом случае ориентируйтесь на того, кто максимально похож на портрет целевого кандидата. Допустим, вы ищете питониста. Посмотрите на ваших разработчиков: чем они интересуются, как общаются между собой, что делают после работы. Текст, который адаптирован под тех, кто у вас работает, позволит привлечь людей, которые легко впишутся в команду. 

Не бойтесь нарушать правила, если это поможет наладить контакт. Контекст важнее правил.

 

Определитесь, зачем вы пишете

У любого текста должна быть одна конкретная цель. Скорее всего, вашей целью будет привлечь кандидата на вакансию. Когда вы пишете текст, то держите эту цель в голове. Главная мысль должна идти первой: не надо скромничать и прятать ее вглубь. Это сэкономит время всем участникам процесса. 

Помните, что текст должен быть интересен не вам и не вашему заказчику, а кандидату. Например, кандидат — экоактивист. Тогда в описании вакансии можно указать, что в вашей компании проходят субботники. Но если он этим не интересуется, то не стоит давать ему информацию, которая не несет никакой дополнительной ценности. 

 

Что такое хороший текст

Хороший текст — это простой текст, из которого понятно, зачем он нужен и чего хочет от читателя автор. Но многие путают организационную простоту со смысловой.

Как не надо упрощать текст:

  1. Не нужно панибратства — не переходите личные границы. Не стоит общаться с незнакомцем так, как будто вы знаете его со школы. Это отталкивает.
  2. Не считайте собеседника глупым. Не надо разъяснять все, что есть в тексте, если целевой кандидат и так должен это знать.
  3. Избегайте мемов любой ценой. Они быстро устаревают, поэтому вы не можете включить их в шаблон. Кроме того, человек может не понять мем — это только усложняет коммуникацию.

Как добавлять простоту:

  1. Читайте свои тексты вслух. Если уже в середине предложения заканчивается воздух в легких, это плохой знак. Нужно упрощать мысль: разбейте ее на несколько частей. 
  2. Придерживайтесь принципа: одна мысль — один абзац. Каждый раз, когда открываешь полотно текста без разбивки на абзацы, становится дурно. 
  3. Если у вас получилось очень много абзацев, возможно, вы даете слишком много информации. Ответьте себе на вопрос «Зачем я это пишу?», пересмотрите текст свежим взглядом и выбросите из него все, что не способствует достижению цели. 
 

Что делать с написанным текстом

Анализируйте, что происходит с вашим текстом. Если вы отправляете письма, но их не открывают, то проблема в заголовке: поработайте с ним, вынесите другие главные мысли. Если письма открывают, но не отвечают на них, то проблема в тексте или в самой вакансии — возможно, предложение не соответствует рынку. 

То же самое и с публикациями на карьерных и джоб-сайтах. Если много просмотров и мало откликов, то с вакансией что-то не так или текст надо улучшить.