• Москва
  • 28 мая
  • 09:30
НАЁМ

Честная конференция
про IT-рекрутинг

Программа и регистрация
Редактор:  Дарья Коростеньская

Поколение зумеров для HR: как привлекать, обучать и удерживать молодых специалистов

Тезисы онлайн-митапа

В августе 2023 года мы провели онлайн-митап об особенностях поколения Z, критериях успешной работы с его представителями и о том, как наем молодых специалистов поможет компании стать успешнее на рынке. Публикуем тезисы и видео выступлений:

Екатерина Воронина,
ex-HRBP, эксперт в MarHR: УГМК, Жизньмарт, Boxberry

Поколение зумеров: как мотивировать, удерживать, растить

Методы мотивации, которые не работают с поколением Z

  1. Угрозы. Увольнение, штрафы и порицание создают давление, которое зумеры ощущают как небезопасное. Они будут избегают взаимодействия с людьми или компаниями, которые создают такое ощущение.
  2. Манипуляции могут сработать на короткой дистанции. Когда манипуляция затягивается или повторяется, зумеры прекращают общение. Поколение Z хорошо взаимодействует с людьми на позиции взрослого человека: без эмоций и манипуляций, но со взаимным уважением и договоренностями.
  3. Деньги. Несмотря на то что зумеры указывают высокий уровень зарплатных ожиданий, сами по себе деньги им не важны. Если какую-то проблему можно решить, заплатив штраф, зумеры сделают это без сожалений. Они видят много возможностей получить доход и знают, что деньги легко заработать.
  4. Только один вид деятельности. Новые задачи и поручения из области интересов зумера мотивируют его, а рутина заставляет скучать.

При постановке задач нужно учитывать особенности зумеров:

  1. Зумеры не мультизадачны. Поручения им лучше давать последовательно: выполнил одно — принялся за следующее. 
  2. Зумеры мультипотенциальны. Они многое делают хорошо, потому что легко усваивают информацию, хотят расширять кругозор и нуждаются в реализации творческого потенциала.

Зумеры из глубинки отличаются от городских 

Глубинка — это не только маленькие населенные пункты, но и города в регионах. Когда городской зумер из Краснодара переезжает в Москву, он становится зумером из глубинки. Но есть нюанс: если у зумера из глубинки есть денежная подушка безопасности или надежный оффер, отличия от городского становятся не такими явными.

Отличия зумеров из глубинки от городских:

  1. Зумеров из глубинки можно мотивировать деньгами. Это будет работать, пока они удовлетворяют первичные потребности: жилье, еда, здоровье, домашний уют. Но как только зумеры их удовлетворят, мотивация перестанет действовать.
  2. Городские зумеры больше подвержены глобализации. Они чаще сидят в интернете и используют иностранные языки для чтения и общения. 
  3. Городские зумеры реже находятся в дефицитной среде. Они реже снимают квартиру, живут с родителями и берут ипотеку.
  4. У городских зумеров есть живые примеры. Зумеры из глубинки меньше сравнивают себя с блогерами или тиктокерами, потому что редко встречают их вживую. Городским способы заработка через тикток кажутся более доступными: они регулярно встречают таких блогеров и могут с ними пообщаться.
  5. Городские зумеры знают больше профессий и видят больше возможностей заработка. С точки зрения городских зумеров, конкуренция за рабочее место не так высока.

Поколению Z критически важен смысл того, что они делают. Зумерам нужен точный ответ на вопрос «Зачем я работаю?». Успех они измеряют не в деньгах, а в том, как они сами отражаются в результатах своей работы. Им важно приносить пользу.

Как удерживать зумера на рабочем месте и растить его как профессионала

  1. Признайте особенности зумеров и учитывайте их в работе.
  2. Транслируйте смыслы своей деятельности. Для хорошей работы зумера в вашей компании нужно, чтобы совпадал смысл вашего бизнеса и ценности зумера.
  3. Уделяйте внимание зумерам: проявляйте эмпатию, говорите не только о работе, давайте честную обратную связь.
  4. Соблюдайте договоренности. Если доверие обмануто, зумеры не чувствуют себя в безопасности.

У поколения Z большой управленческий потенциал. Эти качества зумеров особенно хороши:

  • наставничество;
  • готовность применять полученную информацию;
  • эмпатия и готовность сохранять отношения;
  • терпимость к ошибкам;
  • соблюдение договоренностей;
  • органичное развитие и способность учиться.
Мария Кириченко,
руководитель продукта в Nopaper

Смартфон — новое рабочее место зумера

Чего зумеры ожидают от технологичной компании

В каждой шестой вакансии можно встретить обещания о современном офисе или технологичности компании. Вот какие ожидания от этой формулировки у зумеров: 

В реальности многие процессы в компаниях нетехнологичные или низкотехнологичные:

  • нужно хранить бумажные документы;
  • документы отправляют по почте или курьером;
  • персональные данные передают через облако или мессенджеры — это небезопасно;
  • нельзя ознакомиться со всеми документами, относящимися к сотруднику.

Такие проблемы люди из поколения Z переносят тяжело: они привыкли решать все задачи парой кликов в смартфоне. 

Смартфон для зумера — привычное место для решения любых вопросов: от постановки задач и учебы до общения и заказа еды. Поэтому люди поколения Z ждут технологичности и в работе.

Исследование потребностей 100 сотрудников  Nopaper. Красным выделены потребности, которые оказались важны зумерам

Как удовлетворить потребности зумеров

60% сотрудников нашей компании из поколения Z. Чтобы удовлетворить ожидания зумеров, мы предложили формат удаленной работы и внедрили КЭДО.

Удаленная работа. Сейчас 80% наших сотрудников работают удаленно и в гибридном формате.

Кадровый электронный документооборот. До появления электронного документооборота в Nopaper на оформление нового сотрудника уходило 2 часа. А на прием документов могло уйти до 2 недель — например, если пакет документов сначала неделю шел из Москвы до Хабаровска, а затем обратно. В это время и работодатель, и сотрудник находились в неопределенности: точно ли новый сотрудник будет оформлен.

По закону на подписание трудового договора у работодателя есть 3 дня с момента выхода сотрудника. Если отправлять документы почтой или курьером, есть риск не успеть в установленный срок.

После внедрения КЭДО на оформление нового сотрудника стало уходить 30 минут.

За счет внедрения удаленной работы и кадрового электронного документооборота зумеры могут работать с помощью привычного для них инструмента — смартфона. Например, будущий сотрудник сможет принять оффер прямо со смартфона и подписать его электронной цифровой подписью.

Владислав Хилько,
руководитель проектов по обучению в Ozon

Роль наставника в адаптации сотрудников поколения Z

Зумеры ценят внимание к себе. Им важно, чтобы на новом рабочем месте рядом находился эксперт, который поможет пройти адаптацию в компании максимально эффективно.

Программа подготовки наставников в Ozon

Мы хотели найти программу обучения, которая научит наставников такому подходу. Но, проанализировав рынок, не нашли подходящую и разработали Ozon Guru — программу обучения наставников внутри компании. На текущий момент мы обучили более 700 наставников.

Требования к наставникам в Ozon:

  • желание быть наставником;
  • подтверждение от руководителя, что сотрудник может быть наставником;
  • опыт работы в Ozon минимум полгода; 
  • высокая оценка в периодическом профессиональном ревью.

За наставничество в Ozon не дают явных бонусов — ни прибавки к зарплате, ни мерча. Наставники получают только ачивку во внутрикорпоративной системе и возможность выиграть ДМС для близкого человека.

Наставники обучаются в Ozon Guru в три этапа:

  1. Сначала проходят курсы дистанционно. Смотрят короткие ролики по 15–20 минут, осваивают материал самостоятельно.
  2. После каждого курса выполняют практические задания на понимание изученного.
  3. Разбирают полученные знания на воркшопах. Выполняют групповые упражнения и отрабатывают применение инструментов наставников. Получают от тренеров ответы на вопросы, обмениваются кейсами.

После обучения наставники периодически посещают мастермайнды, где обмениваются кейсами.

Четыре сферы обучения в программе Ozon Guru

Осознание роли наставника. В ней разбираем смыслы и инструменты, которые наставник использует в работе:

  • суть роли наставника;
  • польза наставничества для самого наставника, подразделения, компании и новичка; 
  • этапы сопровождения новых сотрудников; 
  • индивидуальные планы развития; 
  • планы адаптации; 
  • скилл-сеты, 
  • шаблоны и фреймворки.

В результате изучения этой сферы наставник понимает, какие необходимые для этой роли навыки у него уже есть, а что придется добрать. 

Готовность направлять. В этой сфере наставник проходит небольшой управленческий цикл, в котором освещается, как ставить цели, контролировать работу подопечного и предоставлять обратную связь.

Умение обучать. Наставник узнает об особенностях обучения взрослых людей, в том числе и поколения Z. Учится упаковывать свои знания и передавать их новичку.

Понимание эмоций. Изучение этой сферы критически важно для работы с поколением Z. Зумерам необходимо, чтобы наставник был рядом в качестве партнера, понимал, что они чувствуют, и помогал справляться с эмоциями. Наставник осваивает эти навыки.

Как работает система наставничества в Ozon

Система наставничества работает так:

  1. Перед выходом нового сотрудника на работу система автоматически подбирает ему наставника. 
  2. Если этот наставник еще не участвовал в программе Ozon Guru, он получает приглашение, записывается в удобную группу и проходит обучение.
  3. После прохождения этой программы у наставника появляется пошаговый алгоритм действий и навыки для помощи новичку в адаптации. В первый рабочий день наставник встречает новичка и начинает с ним работу.

После адаптации в компании работа наставника и новичка прекращается, но не всегда прекращается их общение — часто они остаются приятелями. Дальше новичок может прокачиваться в системе менторинга. Он выбирает себе ментора и снова получает профессиональную поддержку.

Алина Качан,
HRD в Бланк Банк

Корпоративная культура vs подбор персонала

Особенности поколения Z

  1. Зумеры любят экспериментировать. Им можно давать задачи из разных сфер деятельности.
  2. Сотрудники поколения Z готовы вкладываться, если работа соответствует их требованиям. Чтобы зумер откликнулся на вакансию, она должна соответствовать его внутренним убеждениям.
  3. Зумеры активно используют интернет для общения и самовыражения.
  4. Поколение Z активно использует технологии в жизни.
  5. Зумеры сосредоточены на work-life balance. Таким сотрудникам не стоит жестко контролировать рабочее время.
  6. Зумеры много внимания и сил вкладывают в социальные связи.
  7. Зумеры предпочитают индивидуальные задачи. Они ценят свободу действия и принятия решений, в том числе и в рабочих задачах.

Как искать и нанимать зумеров

Чтобы продать зумерам вакансию, нужны:

  • cовременные технологии и широкий технологический стек в работе — зумерам это дает пространство для освоения новых карьерных треков;
  • корпоративная культура, которая по ценностям совпадает с ценностями кандидата.

При поиске полезно использовать булевый поиск и X-Ray. Он позволяет искать информацию по ключевым словам в популярных источниках, например в соцсетях.

Зумеры — активные пользователи интернета, поэтому используйте разные каналы подбора. Кроме джоб-сайтов, кандидатов стоит искать через мессенджеры и соцсети.

Популярные каналы для поиска кандидатов поколения Z

*Организация Meta (владелец соцсети Facebook) признана экстремистской и запрещена на территории РФ.

О чем расскажем: