• Москва
  • 28 мая
  • 09:30
НАЁМ

Честная конференция
про IT-рекрутинг

Программа и регистрация
Редактор:  Екатерина Самохвалова

Марина Мень, благотворительный фонд «ТОК»: «Мы помогаем людям, которые привыкли быть никому не нужными»

О найме людей с инвалидностью и вызовах, с которыми сталкивается организация

В новом выпуске подкаста Хантфлоу Инсайт мы пообщались с Мариной Мень — председательницей и соучредительницей благотворительного фонда «Творческое объединение „Круг“».

Полную версию беседы с Мариной слушайте на популярных подкаст-площадках. А в этой статье мы делимся самыми яркими тезисами разговора о том, чем занимается фонд «ТОК», сколько в нем могут зарабатывать люди с инвалидностью и какие проблемы приходится решать Марине как руководителю.

О благотворительном фонде «Творческое объединение „Круг“»

«Творческое объединение “Круг”» — социально значимый проект. Мы нанимаем людей с инвалидностью на свое производство, даем необходимые для этого навыки, а также помогаем им жить качественно и полноценно. Мы начинали с помощи в организации досуга и трудоустройстве слепоглухим, а сейчас помогаем еще и людям с ментальными особенностями.

Труд — основа нашей деятельности. Мы работаем по логике системы УПП (учебно-производственных предприятий) Общества слепых и глухих. В советское время у слепых в справке об инвалидности было написано: «Пригоден к работе в специально созданных условиях». Мы в «ТОК» и создаем эти специальные условия труда для наших подопечных. 

Наше производство — 500-метровая мастерская, литейный цех, цех ручной лепки, росписи, глазурования. Изделия мы продаем на маркетах и благотворительных ярмарках. Также сотрудничаем с корпоративными клиентами и работаем на заказ.

На производстве «ТОК» работает больше 120 людей с инвалидностью. Сопровождают и обучают их 40 кураторов и мастеров. 

Каждый год за несколько предновогодних месяцев мы производим продукцию приблизительно на 10–12 миллионов рублей. Для меня это предмет гордости.
Мы стараемся использовать все каналы финансирования. Если говорить про наш бюджет, то 40% составляют гранты, 20% — аутстаффинг, фандрайзинг. В этом году еще 20% — реализация нашей продукции.

Хантфлоу передает 3% прибыли в организации, которые помогают людям с особенностями развития найти работу. Узнайте больше о таких фондах и о том, как вы можете их поддержать.

То, что мы зарабатываем, идет на финансирование наших программ. Например, как фонд мы стараемся оплачивать аренду квартир для размещения людей, которых забираем из психоневрологических интернатов. 

Как организован наем людей с инвалидностью

Рекрутинговые организации приводят к нам людей с инвалидностью, которых никто не нанял. Заявок на работу больше, чем вакансий, поэтому с наймом мы не спешим. Устраиваем сначала экскурсии и предлагаем кандидатам пройти у нас стажировку, после которой можем заключить трудовой или гражданско-правовой договор, если сама работа и условия их устроят. 

Мы предлагаем задачи, посильные каждому. У нас есть программа «защищенного трудоустройства» — это означает, что мы не предъявляем универсальных требований к нашим работникам. Выполняя посильную задачу, человек достигает определенных результатов, которые мотивируют его продолжать.

Нам очень важно показывать подопечным, что они получают зарплату не только за то, что проснулись, позавтракали, пришли на работу и что-нибудь сделали. Мы платим по сдельной системе. Работа сотрудников, которые подходят к труду с отдачей и делают максимум возможного, оплачивается с повышающим коэффициентом. 

Верхняя граница зарплаты у людей с инвалидностью в нашем фонде — 70 тысяч рублей

О вызовах, с которыми приходится сталкиваться 

Не все приходящие сотрудники задерживаются в нашем фонде. Обычно человек уходит, если понимает, что не сможет реализовать себя в той же лепке или, например, говорит о работе с брезгливостью. 

Наем административных работников или профессионалов, которые обучают наших подопечных, многие годы был моей болью. Я задавалась вопросом: если нет бюджета, обеспеченного на год, кого можно нанять? В итоге брала тех, кто был готов с нами работать и более-менее соответствовал требованиям. 

Сейчас у нас сформировалась хорошая команда мотивированных людей, которые вместе с нами прошли тяжелые времена. Они получают нормальные зарплаты, так как теперь нас относительно стабильно финансирует государство. Было время, когда мы начинали год, не зная, как будем платить сотрудникам и за аренду мастерской. Заказы керамических изделий обычно появлялись только к концу года, а грантовое финансирование для фондов — это лотерея.

Как сотрудничать с фондом «ТОК»

Мы всегда ищем средства для финансирования наших новых программ.

Мы принимаем благотворительные пожертвования от компаний. Заключаем с ними договор и отчитываемся платежными документами, показываем нашу бухгалтерию, траты. 

Для нас ценно, если организации вступают с нами в отношения аутстаффинга. Чтобы мы могли нанимать людей без риска оставить их без зарплат, нам нужно финансирование компаний, которые выполняют свои квоты по трудоустройству инвалидов. 

К нам можно приходить в качестве корпоративных волонтеров и помогать с несложной работой в мастерской. Благодаря этому мы можем сделать до пяти тысяч керамических елочных игрушек. 

Мы принимаем корпоративные заказы, заказы на мерч, керамическую и текстильную продукцию

Можем прийти в компанию с презентацией. В фонде есть слепые и слепоглухие — мы называем их пиар-менеджерами, — которые могут выполнять функции мотивационных лидеров. Они хорошо рассказывают о себе и потребностях человека с инвалидностью и могут сделать презентацию о том, как создавать доступную среду и открытое сообщество.