хантфлоу, huntflow, рекрутер-фрилансер, рекрутер, рекрутинг, фриланс, рекрутмент
Редактор:  Дарья Краснопевцева

Кто такой рекрутер-фрилансер и как он работает

И стоит ли уходить из штата на фриланс

Считается, что работа с фрилансерами всегда сопровождается нарушением дедлайнов и низким качеством услуг. В подборе такие риски недопустимы.

Опытный рекрутер на фрилансе Кристина Лао Оливарес рассказывает, справедливо ли это утверждение, как работает рекрутер-фрилансер и стоит ли уходить из штата и становиться вольнонаемным специалистом.

 

Кристина Лао Оливарес, IT-рекрутер на фрилансе

 

Кто такой рекрутер-фрилансер

Принципиальное отличие рекрутера-фрилансера от штатного рекрутера — в функциях, которые он выполняет. Конечно, в первую очередь он занимается подбором. Однако рекрутер-фрилансер постоянно вынужден самостоятельно искать клиентов, чтобы иметь стабильный заработок. 

Для рекрутера-фрилансера заказчиком может быть и нанимающий менеджер, и эйчар в компании, куда требуется сотрудник.

 

Плюсы и минусы работы на фрилансе

 
хантфлоу, huntflow, рекрутер-фрилансер, рекрутер, рекрутинг, фриланс, рекрутмент
 

Что должен уметь рекрутер на удаленке

Я фрилансер в IT-подборе, поэтому расскажу о тех навыках, которые требуются именно в этом направлении. 

 

Софт-скиллы

Рекрутеру-фрилансеру важно быть гибким и коммуникабельным. Кроме общения с бесчисленным количеством людей — заказчиками и кандидатами, — нужно уметь продавать себя и свою экспертизу. Рынок услуг подбора высококонкурентный: нужно выделяться на фоне других фрилансеров и кадровых агентств.

Рекрутер на фрилансе должен быть и экспертом: в нужный момент подсказать клиенту, если необходимо внести коррективы в процесс подбора или изменить количество этапов найма.

 

Хард-скиллы

Если вы не работали в сфере IT-подбора, то придется самостоятельно освоить всю терминологию и особенности каждой из IT-профессий, для того чтобы говорить с кандидатами на одном языке. 

Сорсинг — еще один необходимый навык для IT-рекрутера на фрилансе. Более того, этот навык позволяет экономить: на Хедхантере сейчас нужно платить за каждое открытие резюме, но, если знать булевые запросы и X-ray-поиск, тех же кандидатов можно найти в социальных сетях и профессиональных сообществах.

Посмотрите, какие инструменты пригодятся начинающему сорсеру

 

Почему компании работают с фрилансерами

К рекрутерам на фрилансе обращаются тогда, когда своими силами компания закрыть вакансию не может по одной из причин:

  • нет рекрутера в штате;
  • штатный рекрутер долго не может закрыть вакансию собственными силами;
  • у штатного рекрутера нет достаточной экспертизы в требуемой сфере.

В отличие от кадровых агентств, фрилансеры более заинтересованы в том, чтобы должность занял специалист, который соответствует корпоративной культуре заказчика и обладает нужной мотивацией. Часто агентства грешат тем, что показывают одного и того же кандидата нескольким компаниям вне зависимости от того, насколько он подходит на конкретную позицию. В это же время рекрутеры-фрилансеры не работают с таким потоком заказов, как агентства, поэтому могут более тщательно подбирать специалистов.

Как правило, фрилансер часто становится «имплантом» в компании-заказчике и активнее погружается в культуру компании. Например, с некоторыми заказчиками я сотрудничаю уже не первый год, прекрасно знаю внутрикорпоративную культуру и понимаю, какие люди приживаются в организации, а кто может не подойти. 

Еще одно преимущество фрилансера перед агентством — стоимость услуг. Как правило, агентство получает за свои услуги 17–20% годового дохода кандидата, а гонорар фрилансера обычно — один месячный оклад кандидата.

 

Доход рекрутера на фрилансе

Доходы штатного рекрутера и рекрутера-фрилансера могут различаться в разы. Однако, в отличие от зарплаты инхаус-рекрутера, доход фрилансера нестабильный и зависит от количества закрытых вакансий и условий сотрудничества с каждым клиентом.

Обычно оплата моей работы — это процент от общегодового дохода кандидата, иногда — один оклад до вычета НДФЛ. Плату я получаю по факту выхода кандидата на работу. Бывают месяцы, когда дохода нет совсем, а иногда за месяц можно заработать значимую сумму — все зависит от количества закрытых вакансий и уровня кандидатов.

Однажды за месяц работы на фрилансе я заработала 2 миллиона рублей.

 

Как рекрутеру перейти на фриланс

 

Создание портфолио

Как правило, у рекрутеров-фрилансеров есть лендинг или сайт с перечнем клиентов и описанием кейсов. Если вы создаете такую страницу, не забудьте указать:

  • кейсы и проекты;
  • какие вакансии закрывали;
  • кандидатов с каким стеком нанимали;
  • за какие сроки закрывали вакансии;
  • какими ресурсами для подбора пользовались. 
 

Выбор инструментов

Набор инструментов фрилансера не отличается от тех, чем пользуется инхаус-рекрутер. Принципиальное отличие лишь в том, что фрилансеру приходится оплачивать все из собственного кармана, когда штатному рекрутеру все программы и сервисы покупает работодатель.

У фрилансера есть возможность поработать в разных рекрутинговых CRM — все зависит от того, где ведет подбор заказчик. Например, у меня был опыт работы в Хантфлоу, Potok и Breezy HR.

 

Где искать заказчиков

Для стабильного потока клиентов рекрутеру-фрилансеру важно развивать личный бренд, заниматься нетворкингом и использовать все возможные каналы для поиска заказов.

 

Социальные сети

Я активно развиваю свой профиль на фейсбуке*. У меня в друзьях много рекрутеров, которые знают, что я фрилансер. Меня часто отмечают под постами с предложениями по подбору IT-специалистов. 

Также сейчас я тестирую социальную сеть TenChat. Там есть возможность искать людей определенной специальности или на конкретной должности. 

 

Биржи

Наиболее известные биржи для рекрутеров:

  • HRspace от Хедхантера;
  • Upwork. К сожалению, теперь она недоступна российским рекрутерам;
  • Хабр Фриланс;
  • HRTime.

На мой взгляд, заказы с бирж подойдут скорее начинающим фрилансерам: на таких площадках исполнители активно демпингуют, поэтому высокой платы за услуги можно не ждать.

 

Конференции, семинары, выставки

Находить заказчиков можно и на профильных мероприятиях. Из-за пандемии я много участвовала в онлайн-мероприятиях, а до этого активно посещала офлайн-конференции. Например, одна из крупнейших конференций, где можно и познакомиться с коллегами, и найти клиентов, — TechRec.

 

Рекомендации

Отлично работает и «сарафанное радио»: клиенты рекомендуют мои услуги другим заказчикам.

 

Самостоятельный поиск клиентов

Периодически я ищу заказы на фейсбуке* по ключевым словам или мониторю ленту новостей — именно поэтому я активно развиваю свой профиль в этой соцсети, добавляю в друзья IT-специалистов и IT-рекрутеров.

Можно искать заказы и на LinkedIn. Там я рекомендую находить лиц, принимающих решения: HRD, ведущих IT-рекрутеров — и предлагать им свои услуги.

 

Как организовать взаимодействие с заказчиком

В данный момент я чаще всего подписываю с заказчиками договор ГПХ. Иногда сотрудничаю как самозанятая. 

За время своей работы фрилансером я постепенно дополняла договор пунктами, которые полнее описывают взаимодействие с заказчиком и обязанности каждой из сторон.

Вот что включено в типовой договор на подбор кандидата:

  • стоимость услуг. Обычно оплата моей работы — это процент от общегодового дохода кандидата. Эти условия обычно фиксируются в отдельном протоколе согласования цены;
  • гарантия замены кандидата, условия по замене и сроки;
  • обязательство рекрутера предоставить информацию заказчику по каждому кандидату: резюме, результаты первичного скрининга и проведенного интервью, результаты профтестирования, отзывы с предыдущих мест работы;
  • количество кандидатов, которых показываю заказчику. В мою услугу по подбору входит показ пяти релевантных кандидатов, которых заказчик одобрил после моего первичного скрининга. Если заказчик не выбирает никого из предоставленных специалистов, то он доплачивает небольшую сумму за каждого показанного кандидата;
  • сроки закрытия вакансии;
  • сроки фидбека по кандидату с момента передачи информации заказчику. Обычно это 1–2 рабочих дня;
  • обязательство заказчика проинформировать рекрутера об изменении даты, времени или места проведения интервью не позднее, чем за сутки;
  • сроки принятия решения о перемещении кандидата на дальнейшие этапы. Обычно это также 1–2 дня;
  • сроки принятия финального решения после собеседования с последним из предложенных кандидатов. Здесь ограничение такое же — 2 рабочих дня;
  • обязательство заказчика принять кандидата на вакансию, соответствующую заявке;
  • обязательство заказчика полностью оплатить услуги рекрутера вне зависимости от трудовых отношений с кандидатом. В моей практике был случай, когда кандидата нанимали не про трудовому договору, а по договору ГПХ или на полставки вместо полной, после этого я включила такой пункт в договор;
  • обязательство заказчика выплатить гонорар, если кого-то из представленных ему кандидатов он нанимает в одну из своих структур или оформляет у третьих лиц в течение 6–12 месяцев с момента показа ему резюме;
  • обязательство заказчика выплатить 50% от согласованной за подбор суммы, если рекрутер провел работу по поиску и первичному скринингу кандидатов, а заказчик отказался от проведения собеседований;
  • обязательство заказчика выплатить неустойку, если он не явился на собеседование;
  • обязательство заказчика выплатить неустойку, если он не остановил свой выбор ни на одном из представленных кандидатов.
 

Резюмируем

  1. В отличие от штатного рекрутера, фрилансер тратит свое рабочее время и на поиск заказчиков, и на активный нетворкинг.
  2. Рекрутер-фрилансер должен быть гибким, коммуникабельным и уметь продавать свои услуги.
  3. Навыки сорсинга — это не только обязательный хард-скилл IT-рекрутера на фрилансе, но и способ сэкономить на оплате услуг джоб-сайтов.
  4. Компании прибегают к услугам фрилансеров, когда не могут своими силами закрыть вакансию. При этом, в отличие от работы кадровых агентств, услуги фрилансеров стоят значительно меньше.
  5. Гонорар рекрутера-фрилансера — это один оклад нанятого специалиста или процент его общегодового дохода.
  6. Чтобы успешно продавать свои услуги, фрилансеру стоит разработать личный сайт с перечнем клиентов и описанием успешных кейсов.
  7. Заказчиков можно искать в социальных сетях, на биржах, на конференциях и семинарах или через знакомых коллег.
  8. Чаще всего рекрутер-фрилансер подписывает с заказчиками договор ГПХ, где прописаны все условия по закрытию вакансии.

*Facebook принадлежит Meta, признанной экстремистской в России