Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

Мы уже говорили о том, как занимаются сорсингом в GitLab, и о том, как с нуля настроить сорсинг в компании, и даже составили руководство по сорсингу для начинающих. Теперь мы подготовили небольшую шпаргалку про основные инструменты сорсеров — булевые запросы, X-Ray-поиск, сервисы и плагины для браузеров.
Подготовить этот материал нам помогла профессиональный сорсер Людмила Звонкова.
Булевые запросы называются так по имени английского ученого Джорджа Буля. Буль — основатель математической логики. В этом разделе математики над высказываниями производят различные операции, доказывая их истинность или ложность. Чтобы производить такие операции, например отрицать одно или соединять два других высказывания, используются логические операторы И, ИЛИ и НЕ.
Такой же принцип лежит в основе поиска с помощью булевых запросов: операторы помогают расширять область поиска или сужать ее, добавляя или исключая ключевые слова и фразы.
Основные элементы синтаксиса (базовые операторы AND, OR и NOT) есть во всех поисковых системах. Их написание может различаться. Модификаторы — астериск, скобки и кавычки — везде используются по-разному.
Мы разберем, как работают базовые операторы и модификаторы на примере Гугла, Линкедина и Хедхантера.
Этот оператор позволяет объединять несколько поисковых запросов. В выдаче вы увидите результат поиска по всем этим запросам.
Обратите внимание: многие поисковые движки по умолчанию интерпретируют пробел как оператор AND. Поэтому вместо запроса «Developer AND Vue AND London» можно просто написать «Developer Vue London» — результат выдачи от этого не изменится.
Этот оператор нужен, чтобы в выдаче были результаты по одному или нескольким словам из списка. Обычно используется для расширения выдачи.
OR отлично подходит для формирования запроса, в котором у слова может быть несколько написаний или синонимов:
Эйчар OR HR OR HR-менеджер
Вместо оператора OR можно использовать символ «|»:
Developer | девелопер | разработчик | программист
NOT позволяет сузить поиск, исключая указанные слова или фразы.
Обратите внимание: Гугл не распознает оператор NOT, вместо него нужно использовать минус или дефис (-). Между дефисом и исключаемым словом не должно быть пробелов:
JavaScript Developer -React
Если вы хотите исключить из выдачи фразу, используйте кавычки:
Дизайнер Москва –"
креативное агентство"
С помощью скобок можно группировать похожие слова и запросы:
(Девелопер OR Developer) AND (Москва OR Санкт-Петербург OR Екатеринбург).
Используйте скобки и чтобы изолировать часть запроса. Например, если вы ищете людей, в чьем профиле есть слово «рекрутер» и «Пермь» или «Екатеринбург», то запрос можно составить так:
рекрутер AND (Пермь OR Екатеринбург).
Скобки можно использовать, когда в поисковом запросе один и тот же оператор появляется больше одного раза:
Девелопер AND PHP NOT (java OR javascript)
Обратите внимание: в Гугле скобки не работают, а, например, в Линкедине их можно использовать. Также не забывайте, что NOT можно использовать в Хедхантере и Линкедине, а в Гугле вместо него нужно написать минус или дефис.
Если вам нужно найти страницу, где слово или фраза употребляется в конкретной форме, то нужно заключить его в кавычки. Так можно избежать поиска похожих словоформ. Например, если в поисковой строке ввести “программа”, то вы не увидите в выдаче результатов со словами «программист», «программный».
В поисковых запросах работают только универсальные прямые кавычки — " "
.
Обратите внимание: в Хедхантере для поиска слова в конкретной форме вместо кавычек используется восклицательный знак перед словом:
!программа
Если вам необходимо найти в Хедхантере конкретное словосочетание, то его необходимо заключить в кавычки, а перед ними поставить восклицательный знак:
!"
ценные бумаги"
Астериск (звездочка) — это подстановочный знак, который можно использовать для поиска однокоренных слов. Астериск заменяет меняющиеся части слова или сразу несколько слов.
Например, если вы введете в поисковой строке Хедхантера «программ*», то в поисковой выдаче будут результаты со словами «программист», «программа», «программный» и «программирование».
А вот в Гугле астериск заменяет несколько слов:
python * meetup — с помощью такого запроса можно найти страницы, на которых между словами “python” и “meetup” еще несколько слов: “Python Software Foundation Meetup”, “Moscow Python Beer Meetup”.
Обратите внимание: использование астерисков замедляет поиск. Линкедин не поддерживает поиск с их помощью.
В зависимости от баз данных и поисковых систем в качестве подстановочного знака может использоваться *, !, ? или #.
Если астериск может заменять несколько символов или слов, то ? используют для замены одного символа:
Натал?я — результатами такого поиска будут страницы с вариантами имени «Наталья» и «Наталия».
Для поиска в Гугле можно использовать и ряд других операторов:
X-Ray-поиск — это метод поиска по определенному сайту с помощью поискового движка. Обычно этот метод используется, когда поиск на самом сайте ограничен или нужны более разнообразные результаты, а собственный движок поисковой системы не может полноценно решить ваши задачи.
Например, такой способ «просвечивания» часто применяют для сорсинга кандидатов на LinkedIn: с помощью внешнего поиска можно составлять более сложные и длинные запросы.
Для поиска на конкретном сайте применяется оператор site:, например:
site:linkedin.com с# moscow — такой запрос можно использовать для поиска на LinkedIn C#-разработчиков из Москвы.
Пригодятся и другие операторы из таблицы выше — например, inurl: и allinurl:.
Для автоматизации поиска можно пользоваться специальными сервисами и расширениями для браузеров. Вот лишь некоторые из них:
А чтобы сохранять все подошедшие резюме и профили, используйте Волшебную кнопку Хантфлоу.
Еще более 150 инструментов для сорсинга можно найти в блоге Ирины Шамаевой.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности