• Москва
  • 28 мая
  • 09:30
НАЁМ

Честная конференция
про IT-рекрутинг

Программа и регистрация
хантфлоу, huntflow, сорсинг, булевый поиск, операторы, плагины
Редактор:  Дарья Краснопевцева

Инструменты сорсинга

Краткий обзор для начинающих

Мы уже говорили о том, как занимаются сорсингом в GitLab, и о том, как с нуля настроить сорсинг в компании, и даже составили руководство по сорсингу для начинающих. Теперь мы подготовили небольшую шпаргалку про основные инструменты сорсеров — булевые запросы, X-Ray-поиск, сервисы и плагины для браузеров. 

Подготовить этот материал нам помогла профессиональный сорсер Людмила Звонкова.

Булевые запросы

Булевые запросы называются так по имени английского ученого Джорджа Буля. Буль — основатель математической логики. В этом разделе математики над высказываниями производят различные операции, доказывая их истинность или ложность. Чтобы производить такие операции, например отрицать одно или соединять два других высказывания, используются логические операторы И, ИЛИ и НЕ.

Такой же принцип лежит в основе поиска с помощью булевых запросов: операторы помогают расширять область поиска или сужать ее, добавляя или исключая ключевые слова и фразы. 

Основные элементы синтаксиса (базовые операторы AND, OR и NOT) есть во всех поисковых системах. Их написание может различаться. Модификаторы — астериск, скобки и кавычки — везде используются по-разному. 

Мы разберем, как работают базовые операторы и модификаторы на примере Гугла, Линкедина и Хедхантера.

Оператор AND

Этот оператор позволяет объединять несколько поисковых запросов. В выдаче вы увидите результат поиска по всем этим запросам.

Обратите внимание: многие поисковые движки по умолчанию интерпретируют пробел как оператор AND. Поэтому вместо запроса «Developer AND Vue AND London» можно просто написать «Developer Vue London» — результат выдачи от этого не изменится.

Оператор OR

Этот оператор нужен, чтобы в выдаче были результаты по одному или нескольким словам из списка. Обычно используется для расширения выдачи.

OR отлично подходит для формирования запроса, в котором у слова может быть несколько написаний или синонимов:

Эйчар OR HR OR HR-менеджер 

Вместо оператора OR можно использовать символ «|»:

Developer | девелопер | разработчик | программист

Оператор NOT

NOT позволяет сузить поиск, исключая указанные слова или фразы.

Обратите внимание: Гугл не распознает оператор NOT, вместо него нужно использовать минус или дефис (-). Между дефисом и исключаемым словом не должно быть пробелов:

JavaScript Developer -React

Если вы хотите исключить из выдачи фразу, используйте кавычки:

Дизайнер Москва –"креативное агентство"

Скобки

С помощью скобок можно группировать похожие слова и запросы:

(Девелопер OR Developer) AND (Москва OR Санкт-Петербург OR Екатеринбург).

Используйте скобки и чтобы изолировать часть запроса. Например, если вы ищете людей, в чьем профиле есть слово «рекрутер» и «Пермь» или «Екатеринбург», то запрос можно составить так:

рекрутер AND (Пермь OR Екатеринбург).

Скобки можно использовать, когда в поисковом запросе один и тот же оператор появляется больше одного раза:

Девелопер AND PHP NOT (java OR javascript)

Обратите внимание: в Гугле скобки не работают, а, например, в Линкедине их можно использовать. Также не забывайте, что NOT можно использовать в Хедхантере и Линкедине, а в Гугле вместо него нужно написать минус или дефис.

Кавычки

Если вам нужно найти страницу, где слово или фраза употребляется в конкретной форме, то нужно заключить его в кавычки. Так можно избежать поиска похожих словоформ. Например, если в поисковой строке ввести “программа”, то вы не увидите в выдаче результатов со словами «программист», «программный».

В поисковых запросах работают только универсальные прямые кавычки — " ".

Обратите внимание: в Хедхантере для поиска слова в конкретной форме вместо кавычек используется восклицательный знак перед словом:

!программа

Если вам необходимо найти в Хедхантере конкретное словосочетание, то его необходимо заключить в кавычки, а перед ними поставить восклицательный знак:

!"ценные бумаги"

Астериск

Астериск (звездочка) — это подстановочный знак, который можно использовать для поиска однокоренных слов. Астериск заменяет меняющиеся части слова или сразу несколько слов. 

Например, если вы введете в поисковой строке Хедхантера «программ*», то в поисковой выдаче будут результаты со словами «программист», «программа», «программный»  и «программирование». 

А вот в Гугле астериск заменяет несколько слов:

python * meetup — с помощью такого запроса можно найти страницы, на которых между словами “python” и “meetup” еще несколько слов: “Python Software Foundation Meetup”, “Moscow Python Beer Meetup”.

Обратите внимание: использование астерисков замедляет поиск. Линкедин не поддерживает поиск с их помощью. 

В зависимости от баз данных и поисковых систем в качестве подстановочного знака может использоваться *, !, ? или #.

Если астериск может заменять несколько символов или слов, то ? используют для замены одного символа:

Натал?я — результатами такого поиска будут страницы с вариантами имени «Наталья» и «Наталия».

Пять важных правил оформления поисковых запросов

Другие операторы поиска

Для поиска в Гугле можно использовать и ряд других операторов:

Х-Ray-поиск

X-Ray-поиск — это метод поиска по определенному сайту с помощью поискового движка. Обычно этот метод используется, когда поиск на самом сайте ограничен или нужны более разнообразные результаты, а собственный движок поисковой системы не может полноценно решить ваши задачи.

Например, такой способ «просвечивания» часто применяют для сорсинга кандидатов на LinkedIn: с помощью внешнего поиска можно составлять более сложные и длинные запросы.

Для поиска на конкретном сайте применяется оператор site:, например:

site:linkedin.com с# moscow — такой запрос можно использовать для поиска на LinkedIn C#-разработчиков из Москвы.

Пригодятся и другие операторы из таблицы выше — например, inurl: и allinurl:.

Плагины

Для автоматизации поиска можно пользоваться специальными сервисами и расширениями для браузеров. Вот лишь некоторые из них:

  • Recruit’em. Сервис помогает формировать запросы для поиска по LinkedIn, GitHub, Dribble, Stack OverFlow и твиттеру.
  • Lusha. С помощью этого расширения можно получать актуальные контактные данные человека, чей профиль вы просмотрели. Расширение ориентировано на поиск бизнес-контактов, корпоративных имейл-адресов.
  • CandyJar. Этот плагин агрегирует в одном профайле информацию о разработчиках и их хард-скиллах из GitHub и LinkedIn.
  • Skrapp. Расширение для поиска контактов хорошо работает в связке с LinkedIn и помогает найти email-адрес кандидата — преимущественно корпоративный.

А чтобы сохранять все подошедшие резюме и профили, используйте Волшебную кнопку Хантфлоу.

Еще более 150 инструментов для сорсинга можно найти в блоге Ирины Шамаевой.

Что нужно знать начинающему сорсеру

  1. Для оптимизации поиска нужно использовать булевые запросы — запросы с логическими операторами AND, OR, NOT и модификаторами поиска.
  2. Оператор AND конкретизирует поиск, OR расширяет его, а NOT сужает.
  3. Модификаторы — кавычки, астериск и скобки — позволяют оптимизировать и уточнить запрос, чтобы он не был громоздким, а результат поиска был более точным. В Гугле скобки не работают.
  4. В Гугле можно использовать различные операторы, чтобы искать кандидатов на конкретном сайте, странице или доменной зоне, а также без привязки к конкретному сайту — по ряду других критериев.
  5. Операторы site:, inurl: и аналогичные используются в X-Ray-поиске. Это внешний поиск по конкретному сайту. Он нужен, когда поиск на самом сайте ограничен. Такой способ используют и для расширения поисковых возможностей, когда собственный движок поисковой системы не может полноценно решить ваши задачи.
  6. Чтобы автоматизировать и ускорить поиск, многие сорсеры пользуются специальными сервисами и расширениями для браузеров.