Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности
Опыт tutu, Dodo Brands и Avon
Почти каждый второй из 1500 соискателей считает, что гибридный формат работы положительно повлияет на его эффективность. На это указывают результаты исследования компании «Яков и партнеры» и hh.ru.
Что такое гибридный график, какие у него есть преимущества и как его эффективно организовать, рассказала руководитель направления внутренних коммуникаций tutu Татьяна Ипатова. Также опытом перехода на гибридный формат поделилась HRD Dodo Brands Галина Ветошкина и директор по персоналу в Avon Анна Муромцева.
Гибридный формат работы предполагает сочетание удаленной занятости и работы из офиса.
Не стоит пытаться унифицировать гибридный режим работы для всей организации. Он может отличаться в зависимости от подразделения. Одни специалисты могут ходить в офис раз в неделю, другие — раз в два месяца. Устанавливая периодичность, нужно отталкиваться от специфики команд и задач, которые они решают.
На примере некоторых должностей tutu расскажу, как устроен гибридный график работы у нас.
У нас есть сотрудники, которые никогда не приезжали в офис, так как работают из далеких городов. Однако нам важно, чтобы часть сотрудников появлялась в офисе. У этого есть 3 причины:
После времен тотальной удаленки многие компании хотят вернуть сотрудников в офис. Однако гибридный формат предпочтительнее для бизнеса и сотрудников, чем постоянная работа из офиса.
Специалисты могут планировать нагрузку, исходя из места работы. Например, задачи, которые требуют высокой концентрации, можно выполнять дома. Проекты, связанные с креативом и работой в команде, можно реализовывать в офисе.
Благодаря гибридному формату сотрудники могут посвятить утренние часы не поездке в офис, а прогулке с собакой или завтраку с семьей. Так у человека появляется больше свободы и времени на личную жизнь.
Гибридный формат работы позволяет компаниям сократить затраты на офис. Например, можно арендовать не два этажа, а один, так как в офис единовременно приходит меньше специалистов.
Юристы, бухгалтеры, эйчары и другие специалисты бэк-офиса часто сталкиваются с необходимостью работать из офиса. Для таких сотрудников работодатель, который предлагает гибридный формат, будет привлекательнее.
Если в компании есть специалисты, которые работают только из офиса, в гибридном формате и всегда удаленно, какие-то сотрудники могут не получать достаточно внимания от эйчаров и менеджеров.
Сочетая работу из офиса и удаленку, сотрудник может неравномерно распределять нагрузку. Такое случается, если в офисе чаще всего проходят планерки, а дома приходится засиживаться допоздна, чтобы разобраться с рутиной. Это чревато демотивацией и выгоранием.
Даже если специалист несколько дней работает из дома, он все равно сталкивается с переизбытком информации из-за постоянной активности в рабочих чатах и необходимости отвечать на сотни сообщений.
Несмотря на экономию на аренде офиса, гибридный формат работы может потребовать дополнительных затрат на компенсации сотрудникам и техническое оснащение.
Переходу tutu на гибридный формат работы способствовала пандемия коронавируса. В 2020 году за несколько дней мы смогли перевести всех сотрудников из офиса на удаленку: выдали доступы к сервисам, предоставили технику и офисную мебель, помогли организовать удобное рабочее место дома.
После окончания самоизоляции, когда компании стали возвращаться в офис, мы перешли на гибридный формат работы. Это было просто, так как все процессы уже были налажены.
Чтобы команда эффективно работала в гибридном формате, советую продумать 3 аспекта.
Бывает так, что сотрудник, который работает из офиса, хочет пару дней в неделю работать из дома. Или специалист с гибридным графиком просит перейти на полную удаленку.
Несмотря на плюсы и минусы каждого режима работы, решение нужно принимать индивидуально по каждому специалисту. Можно предложить сотруднику месяц поработать в тестовом режиме в новом формате и оценить его эффективность. Если он успешно справляется с задачами, можно переводить на новый формат на постоянной основе.
Если менеджер сомневается, что сотрудник сможет самостоятельно организовать рабочий процесс, можно предусмотреть инструменты планирования. Например, ежедневные пятиминутные созвоны для обсуждения задач на день или еженедельные отчеты в формате «Что было запланировано» и «Что удалось выполнить».
Если специалист регулярно просит особых условий, не согласен с большинством правил и принципов компании, стоит задуматься, подходит ли он для дальнейшей работы.
Dodo Brands изначально развивали офисы в разных городах и выстраивали инфраструктуру и коммуникации так, чтобы в онлайне могли работать 90% должностей. Поэтому пандемия и события 24 февраля 2022 года, когда многие ушли на удаленку, не расшатали процессы.
После того как ситуация начала стабилизироваться, многие специалисты, которые работали постоянно из офиса, захотели сохранить возможность пару дней работать из дома. Так случился переход на гибридный формат работы, однако специально мы к этому не готовились.
Чаще всего в гибридном формате в Dodo Brands работают:
В Dodo Brands нет жестких требований, сколько дней специалисты должны проводить в офисе. Каждая команда определяет это сама вместе с менеджером. Также на этапе подбора мы создаем профиль вакансии. Там мы заранее продумываем, в каком формате может работать сотрудник на должности.
После перехода мы отслеживали обратную связь сотрудников и проводили опросы. Оказалось, что специалисты, которые работают в гибридном формате, имеют более высокие показатели по индексам лояльности, вовлеченности и удовлетворенности, чем специалисты, которые всегда ходят в офис или работают только удаленно.
Основной недостаток удаленки и гибрида — это формирование разобщенности. Поэтому важно инвестировать ресурсы в сближение специалистов: добавлять ценности офлайн-встречам и обучать руководителей налаживать взаимодействие в командах с разными форматами работы.
Что мы делаем для этого в Dodo Brands:
Сотрудники Avon перешли на гибридный формат работы после отмены обязательной самоизоляции во время пандемии коронавируса. До этого мы несколько раз задумывались о гибриде, однако корпоративная культура и менеджеры были к этому не готовы.
В пандемию сотрудники получили опыт работы из дома, а менеджеры научились управлять распределенной командой. Поэтому после отмены ограничений возросло желание специалистов работать в более свободном графике. Мы оценили готовность бизнеса и решили, что можем перейти на гибридный формат работы.
Гибридный формат работы распространяется практически на всех сотрудников Avon. Исключение — специалисты, которые для выполнения задач должны находиться на рабочем месте в офисе постоянно, например сотрудники ресепшена, кофе-леди, специалисты производства в Наро-Фоминске.
Удаленно в Avon работает меньшинство сотрудников. В таком формате сложнее находить общий язык с коллегами, а работа часто проседает, потому что нужно тратить время на поиск информации и ответственных. Поэтому удаленно могут работать специалисты, труд которых не связан с ежедневным взаимодействием с командой.
В среднем сотрудники проводят в офисе 2 дня в неделю, но жестких требований нет, главное — соблюдать договоренности. Если команда решила раз в неделю встречаться в офисе для подведения итогов спринта, сотрудники планируют эту встречу.
Расскажу о пяти факторах, которые могут помешать при переходе на гибридный формат работы.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности