Как защитить сотрудников от выгорания

И что делать, если уже запахло жареным

Время чтения:  6 мин

Если сотрудник теряет интерес к работе — возможно, дело в эмоциональном выгорании. Мы обсудили эту проблему с Еленой Воскресенской, директором по развитию бизнеса компании HT Lab — разработчика тестов для оценки персонала. Елена рассказала, чем опасно выгорание, как распознать его симптомы и помочь коллегам справиться с ним.

 
Елена Воскресенская, директор по развитию бизнеса компании HT Lab

Симптомы выгорания

Эмоциональное выгорание — синдром, вызванный хроническим стрессом на работе, который не был преодолен. Всемирная организация здравоохранения еще в 2019 году включила этот синдром в Международную классификацию болезней и описала симптомы:

  1. Потеря мотивации. 
  2. Ощущение физического истощения.
  3. Падение работоспособности.
  4. Человек психологически дистанцируется от работы, негативно или с цинизмом относится к профессиональным обязанностям.
 

Чем опасно выгорание сотрудников для бизнеса

Если личные потребности сотрудника удовлетворены, все в порядке с его физическим и психическим здоровьем, в семье гармония, а на работе комфортная атмосфера, тогда он полностью вовлечен в рабочий процесс. А вот человек, который испытывает эмоциональное выгорание, думает о задачах компании в последнюю очередь. 

Выгорание может проявляться в срыве дедлайнов, невнимательности, безынициативности, грубом или циничном общении с коллегами или клиентами. 

Например, команда готовит для заказчика коммуникационную стратегию на будущий год. Все уже закончили, а выгоревший сотрудник затягивает сдачу своей части. После нескольких убедительных просьб он все-таки отправляет работу, но она выходит неаккуратной и неинформативной. В результате команда вынуждена в авральном режиме доделывать проект — это похоже на марафон, в котором бегунам нужно по очереди нести на себе обессиленного коллегу.

По данным исследовательского института Gallup, сотрудники, которые испытывают выгорание, на 63% чаще берут больничный, на 23% чаще оказываются в больнице и в 2,6 раза чаще ищут новую работу. 

Выгоревший сотрудник обходится компании дороже, чем вовлеченный. Дело в том, что человек с синдромом выгорания неспособен трудится в полную силу — не хватает «топлива». Например, за весь день он работает только 4 часа, а в остальное время прокрастинирует. Соответственно, час его реального рабочего времени стоит дороже.

Издание «Дело Модульбанка» подсчитало: если специалист с ежемесячной зарплатой в 70 000 ₽ работает вполсилы, то он обходится компании в 1 635 840 ₽ недополученной прибыли ежегодно. 

 

Как понять, что сотрудник выгорает

 

Методика №1: тестирование

Этот метод поможет определить уровень удовлетворенности работой и выяснить, что конкретно мешает человеку эффективно трудиться. Не рекомендую пользоваться бесплатными тестами в интернете — как правило, они довольно низкого качества. Чтобы получить достоверные результаты исследования, лучше обратиться к компаниям, которые профессионально занимаются оценкой персонала.

Качественный тест должен соответствовать Российскому стандарту тестирования и проходить регулярную проверку психометрических свойств — надежности, валидности, репрезентативности и достоверности — на российских выборках. Показатели качества теста можно посмотреть в психометрическом паспорте. Не стесняйтесь спрашивать такой паспорт у компании, которой заказываете исследование.

Хороший тест должен исследовать различные факторы мотивации:

  • интерес к работе,
  • творчество,
  • признание заслуг,
  • перспектива роста,
  • полезность для команды,
  • отношения с начальством и коллегами,
  • зарплата,
  • соцпакет и бонусы,
  • условия работы.

Отчет по тесту показывает, чем сотрудники удовлетворены в большой степени и на какие факторы стоит обратить внимание, чтобы улучшить ситуацию. Например, так выглядит отчет по методике DeMetrics:

 
 

Расскажу, как читать этот график. По кругу расставлены факторы мотивации, а в желтых кружках обозначены баллы — от 1 до 10. Прямая линия внутри круга — степень удовлетворенности, пунктирная — важность мотива для сотрудника. 

Как оценивается удовлетворенность:

✅ Хорошо: от 4,5 балла — работник доволен, рисков нет.

🤔 Нормально: от 3,5 до 4,5 — умеренная удовлетворенность, возможны риски. 

❌ Плохо: ниже 3,5 балла — работник неудовлетворен, есть риски. 

Вместе с графиком дается подробная текстовая расшифровка результатов теста и описание потенциальных рисков. 

Например, здесь мы видим, что человек недоволен зарплатой (2,5 балла), а финансовый мотив для него крайне важен (10 баллов). Это значит, что есть риски разочарования, выгорания и ненадлежащего выполнения работы, ведь сотрудник демотивирован продуктивно трудиться. 

 

Методика №2: корпоративный опрос

Чтобы люди не боялись отвечать честно, проводите анонимные опросы и подробно рассказывайте, зачем они нужны. На начальном этапе важно показать, что HR-команде можно доверять, а мнение сотрудников действительно интересует компанию и влияет на принятие решений.

Приготовьтесь к тому, что первые попытки окажутся скорее пробными, чем показательными: сотрудники будут осторожничать и давать социально одобряемые ответы. Людям нужно время, чтобы привыкнуть к такому формату сбора информации и убедиться в собственной безопасности. Типичный страх на этом этапе: «А вдруг руководство прочитает то, что я напишу, и станет хуже ко мне относиться?» Как только коллеги поймут, что все в порядке, ответы станут смелее — вы сможете больше узнать об их болях и потребностях. 

В отличие от профессионального тестирования, результаты корпоративного опроса придется анализировать своими силами. Причем такая методика зачастую не дает прямого ответа, чем именно довольны и недовольны сотрудники, но для общего понимания их настроения и психологического состояния этого достаточно. 

Организовать опрос не так сложно: для этого существуют специальные онлайн-сервисы, например SurveyMonkey или Simpoll. Вот примеры вопросов, которые можно задать: 

 
 

Методика №3: личная беседа

Внимательно относитесь к изменениям в поведении и настроении человека. Допустим, сотрудник был пунктуальным и ответственным, но вдруг начал опаздывать и срывать дедлайны без объективной причины. Или всегда веселый и позитивный коллега принимается язвить и саркастически высказываться в адрес окружающих. Это повод для разговора: спросите, что случилось, почему его поведение изменилось и чем помочь.   

Иногда обычный разговор позволяет вскрыть проблему. Например, выясняется: сотрудник пока не может адаптироваться к новым условиям работы на удаленке. У него просто нет отдельного рабочего места, сбился режим дня или возникли сложности в общении с коллегами по интернету.

Основная проблема личной беседы — в контексте отношений между руководителем и сотрудником. Человек просто постесняется рассказать о своих проблемах, если не привык общаться с руководителем по душам.

Доверительная беседа, а также результаты тестирования или хорошо составленного опроса помогут определить, что у сотрудников «болит» сильнее.

 

Как бороться с выгоранием сотрудников

Причина выгорания кроется в неудовлетворенности материальными и нематериальными факторами. Сервис Работа.ру провел опрос и выяснил, что сотрудники увольняются:

  • из-за низкой зарплаты (31%), 
  • стресса (15%), 
  • отсутствия карьерного роста (13%). 

Чтобы не допустить увольнения или потери продуктивности персонала, компании вводят well-being-программы — комплекс мер для увеличения уровня благополучия и профилактики эмоционального выгорания сотрудников. 

Well-being-программы включают 5 основных направлений:

  1. Здоровье — психологическая помощь, ДМС, тренировки в фитнес-клубе, консультации диетолога, тренинги по развитию личной осознанности, лекции по счастливому образу жизни. 
  2. Профессия — создание комфортных условий для работы в офисе или на удаленке. Комфорт достигается гибким графиком, эргономичным рабочим местом, организацией зоны отдыха в офисе, проведением тренингов повышения квалификации, уходом от авторитарного стиля управления, поощрением инициатив и достижений сотрудников.
  3. Финансы — консультации по финансовой грамотности, бесплатное питание и скидки от компаний-партнеров.
  4. Юридическая поддержка — консультации с юристом, например, по жилищным вопросам, семейным правоотношениям или авторским правам на объект интеллектуальной собственности.
  5. Социальные связи — тренинги по нетворкингу и навыкам общения, творческие вечера, тимбилдинги.

Состав well-being-программы зависит от бюджета компании и выбирается не случайным образом, а по результатам тестирования и опросов. 

Сначала нужно понять, чего именно не хватает сотрудникам, а потом уже думать, как это предоставить или чем компенсировать.

 

Чем полезны well-being-программы

Они помогают сотрудникам защититься от выгорания, разобраться в себе, наладить физическое и психологическое здоровье и в целом стать счастливее. 

Такие программы позволяют работодателю удерживать ценные кадры и привлекать новых специалистов. Вместе с улучшением самочувствия сотрудника растет его вовлеченность — это положительно влияет на прибыль и успех компании.

Еще немного статистики. По данным исследования британской HR-компании CIPD, в организациях, которые запустили well-being-программы: 

  • на 58% повысилось вовлечение сотрудников, 
  • на 16% улучшился клиентский сервис,
  • на 28% снизилась текучесть персонала. 
 

Что делать, если нет ресурсов на well-being

Well-being — дорогое удовольствие, и не всем оно по карману. Если не получается внедрить полноценную программу, можно ограничиться психологической помощью для сотрудников.

Есть три варианта:

  1. Компенсировать первые психотерапевтические сеансы. Многие люди не обращаются за помощью, хотя нуждаются ней, потому что страшно, дорого или просто лень. Но когда работодатель бесплатно дает такую возможность, то почему бы и не попробовать.
  2. Предоставить сотрудникам постоянный доступ к онлайн-сервису психотерапии.
  3. Взять психолога в штат. Этот вариант самый проблематичный, потому что обычно психологи специализируются на конкретных направлениях. Чтобы закрыть все возможные проблемы сотрудников, потребуется нанять нескольких специалистов с разной специализацией.

Учтите, что в России не нужна лицензия, чтобы работать психологом. Еще недавно человек был условно водителем автобуса, но прошел короткие курсы, немедленно стал психологом и теперь готов спасать ваших коллег от выгорания. Чтобы не нарваться на неопытных специалистов или шарлатанов, обращайте внимание на квалификацию и стаж психолога, изучайте отзывы и пользуйтесь сарафанным радио. Отдавайте сотрудников только в надежные руки.

Психотерапия — основное средство в борьбе с выгоранием.

 

Что нужно знать о выгорании

  1. Если сотрудник хорошо справлялся с работой, но вдруг стал невнимательным, замкнутым, начал срывать дедлайны и грубить — вероятно, он переживает эмоциональное выгорание.  Штрафовать или проводить дисциплинарные беседы в этом случае бесполезно. 
  2. Выгоревший сотрудник дорого обходится компании. Он меньше работает, больше отвлекается, потому что не может эффективно концентрироваться на задачах. 
  3. Если вы видите, как коллега горит на работе, поговорите с ним лично, выясните, что не так. Когда работодатель беспокоится о состоянии сотрудников и хочет им помочь, это всегда приятно. Неравнодушное отношение к сотрудникам — важное условие для повышения лояльности персонала.
  4. Проведите опрос или тестирование на предмет неудовлетворенности работой. Так вы поймете, чего не хватает коллегам, чтобы эффективно справляться с задачами. 
  5. Лучше обратиться к профессионалам, а не использовать бесплатные тесты из интернета.
  6. Запустите well-being-программу, чтобы сократить текучесть кадров и помочь сотрудникам справиться с выгоранием. 
  7. Если нет ресурсов на полноценную программу поддержки, то для начала внедрите систему психологической помощи сотрудникам. 
  8. Психотерапия — основное средство в борьбе с выгоранием.

Еще из рубрики “Экспертиза”

Экспертиза

Как и зачем нанимать стажеров

Объясняет эксперт из компании Ozon

Экспертиза

Как релоцировать кандидатов

Опыт компаний Innovative People и Русал

хантфлоу, huntflow, рекрутинг, собеседование, интервью
Экспертиза

Что делать, если кандидат не воспринимает рекрутера всерьез

Как доказать свой профессионализм и объяснить необходимость интервью с рекрутером