• Москва
  • 28 мая
  • 09:30
НАЁМ

Честная конференция
про IT-рекрутинг

Программа и регистрация
Редактор:  Дарья Коростеньская

«Уверен в себе и знает, чего добиваться»: кто такой лидер и зачем он бизнесу

Разобрались вместе с экспертами по лидерскому развитию

Редакция Журнала Хантфлоу разобралась, зачем бизнесу нужны лидеры и как их развивать. За помощью мы обратились к директору программ лидерского развития московской школы управления СКОЛКОВО Андрею Шапенко и консультанту в области управления персоналом Галине Сартан.

Чем лидер отличается от обычного сотрудника

  1. Берет на себя ответственность за происходящее, свои поступки и воплощение своих идей.
  2. Уверен в себе и своих действиях.
  3. Ориентируется в ситуации и понимает:
    1. что происходит;
    2. в каком контексте; 
    3. какую роль в ситуации он играет;
    4. чего нужно добиться;
    5. что нужно делать дальше.
  4. Проявляет инициативу.
  5. Получает удовольствие от руководства другими людьми.
  6. Синхронизирован с целями компании.

Почему компаниям полезно выращивать лидеров

Андрей Шапенко,
профессор бизнес-практики и академический директор программ лидерского развития московской школы управления СКОЛКОВО

Лидеры нужны там, где требуются изменения, рост и развитие. Не растить лидеров — значит в перспективе ослабить свою команду.

Когда сотрудник становится лидером, он самоорганизуется: может самостоятельно поставить себе задачу, организовать других людей, найти ресурсы, принять на себя ответственность. Такой человек приходит к руководству не с вопросами, а с ответами и идеями — это напрямую отражается на бизнес-результате.

Галина Сартан,
основательница и руководительница Katarsis Business Group, эксперт в построении команд, работы с лидерами и руководителями

Однако важно, чтобы лидеры разделяли ценности компании и работали на ее цели. Если лидер работает исключительно в свою пользу, для компании он деструктивен.

Сколько лидеров может быть в команде

Важно учитывать, что по мере роста все лидеры берут на себя все больше проектов, зон ответственности и задач. Нужно вовремя давать им дополнительные ресурсы и расширять поле для деятельности. Если этого не сделать, они начнут конфликтовать друг с другом.

Есть разные подходы к определению количества лидеров в команде.

Андрей Шапенко

Как минимум каждый человек должен быть лидером для самого себя. Поэтому лидеров в команде может быть сколько угодно — даже вся команда может состоять из них. Вопрос, насколько грамотно распределены роли и ресурсы между ними. Если вовремя не «расширять поляну» — не давать поле для развития: новые проекты, ответственность, возможность проявлять инициативу и воплощать идеи — лидеры друг друга съедят.

Галина Сартан

Лидеров должно быть ровно столько, сколько необходимо для достижения целей бизнеса. В идеале участники команды должны совместно назначить лидеров и определить, для чего нужен каждый из них. Лидеры без определенных бизнес-целей и задач дестабилизируют команду.

Как развить лидера

Без желания самого сотрудника вырастить из него лидера не получится. Помогать становиться лидером нужно тому, кто: 

  • уже мотивирован на развитие; 
  • знает свои цели;
  • внутренне готов к этой роли и ответственности;
  • обладает лидерским потенциалом — например, инициативностью, умением организовывать рабочие процессы.

Человек не может заранее идеально научиться тому, чего еще никогда не делал. Постепенно расширяйте зону ответственности будущего лидера и оценивайте его успехи. Если сотрудник справляется, можно постепенно наращивать нагрузку.

Развивать лидерские качества нужно не ради появления этих самых качеств, а для получения результатов.

Чтобы развивать сотрудника в лидера, бизнес должен понимать:

  • для чего нужен именно этот лидер;
  • как будет использоваться его потенциал; 
  • куда дальше направить его карьерный трек.

Бывает, лидера растят «про запас», без определенной цели в компании. Это небезопасно: когда человек не видит возможности раскрыть свой возросший потенциал на текущем месте, он может уйти из компании. Бизнес потеряет время, силы и деньги на обучение, но не усилит свой штат.

Чем эйчар может помочь в становлении лидера

Андрей Шапенко

В основном работа над лидерскими качествами ведется в паре «руководитель — подчиненный». Например, руководитель может дать сотруднику возможность самому представить проект команды перед управляющим комитетом и тем самым помочь ему развить навыки выступления и аргументации.

Эйчар может выступать как коуч или ментор. На практике немало HR-специалистов имеют профессиональную коучинговую сертификацию и помогают сотрудникам в развитии внутри компании.

Галина Сартан

Любая работа с командами должна начинаться с руководителя: сотрудники берут его поведенческие стратегии за образец для подражания.

Руководитель должен стать таким лидером, какими ожидает увидеть своих сотрудников.

Поэтому у эйчара два пути:

  • развивать самого руководителя — например, организовать для него личные консультации с коучем; 
  • развивать руководителя вместе с командой.

В любом случае потребуется заручиться доверием руководителя. Оно возникает, когда руководитель уверен, что эйчар точно понимает его потребности, становится ему союзником и действительно намерен помочь ему и команде.

Завоевать доверие не всегда получается быстро и просто, но эти усилия всегда окупаются. 

В моей практике был случай, когда я пришла в компанию в качестве руководителя обучения регионального подразделения. В нем было 6 дирекций. Первое, что я сделала, — объездила всех директоров и познакомилась с ними лично. 

В дальнейшем наше общение протекало не формально и директивно, а на равных и по-человечески. Мы встречались в офисе и в ресторанах, говорили о жизни, рабочих задачах и потребностях директоров, я делилась планами по развитию их команд.

Так мне удалось убедить коллег в своей компетентности и показать, что я на их стороне и готова помочь. Доверие с самого старта дало нам ключ к эффективному взаимодействию.

После завоевания доверия руководителя можно начинать работу с командой. Важно не ограничиваться тестированиями и точечными интервью с сотрудниками, а еще и присутствовать на рабочих встречах команды: там лучше всего проявляются личностные особенности участников и нюансы общения между ними.

На развитие команды хорошо влияют и неформальные мероприятия с психологами и эйчарами. Эти встречи работают на улучшение взаимопонимания и сближение между сотрудниками: когда они оказываются в непринужденной обстановке, в которой легко могут поделиться чем-то личным, рассказать о своих ценностях и обсудить нерабочие вопросы, в команде формируется доверие. А оно обязательно пригодится в рабочих процессах.