Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

Лидерами рождаются или становятся?
Пару лет назад было модно организовывать тренинги по лидерству. Казалось, лидером должен быть даже менеджер по клинингу. Ажиотаж прошел, поэтому сейчас самое время понять, действительно ли лидеры нужны в таком количестве, в каком их готовили на курсах.
Разобраться в том, кто такой лидер, какие теории лидерства в менеджменте выделяют исследователи и как эйчару использовать эти знания для построения сильных команд, нам помог Associate Professor и академический директор программ лидерского развития московской школы управления СКОЛКОВО Андрей Шапенко.
Андрей Шапенко, Associate Professor, московская школа управления СКОЛКОВО
По статистике, около 80% сотрудников не вовлечены в работу и не любят то, чем они занимаются. Лидерство пытается ответить на этот вызов и помочь другим людям найти внутреннюю мотивацию.
Лидерство — это процесс, когда один человек воздействует на группу людей для достижения общей цели. Того, кто влияет на членов группы, называют лидером. У такого человека достаточно высокий уровень мотивации и вовлеченности, чтобы помочь обрести смысл в работе и другим. Лидер отличается от других участников команды тем, что позволяет им удовлетворить базовые потребности.
Соответственно, лидер выполняет четыре функции:
Лидер нужен там, где происходят изменения. Он наиболее полезен, когда необходимо преодолеть сопротивление переменам и проложить новый курс. В этом его главное отличие от управленца. В компании или команде, где есть четкие понятные задачи и все стабильно работает, нет особой потребности в лидере. Он может все только разрушить.
Руководитель не всегда обязан быть лидером. Нет исследований, которые бы показали, что лидеры добиваются лучших результатов, чем обычные руководители.
Руководитель | Лидер |
---|---|
Стремится к сохранению статус-кво, не ставит под сомнение стратегическую цель и обеспечивает выполнение задач. | Бросает вызов, ставит под сомнение цели, стремится к изменениям. Для него стабильность — это болото. |
На управленческую должность обычно ставят «сверху», а вот лидерская позиция возникает благодаря последователям — на нее назначают «снизу». Вспомним Махатму Ганди. Он не занимал никакого формального поста, но именно Ганди представлял Индию и индийский народ на переговорах с британцами в Лондоне.
При этом и сам лидер должен уметь подчиняться и при необходимости следовать за другими.
Бывают и обратные ситуации. Человека назначают начальником отдела, но команда его не принимает. В таком случае подчиненные будут выполнять свои задачи, чтобы получить зарплату и даже премию, но за руководителем не последуют.
Хороший индикатор: если вы покидаете компанию и начинаете собственный проект, к которому подключаются бывшие подчиненные и коллеги, значит, вы настоящий лидер.
Насчитывают около 60 теорий о природе и проявлении лидерства. Лидерство рассматривается как врожденное качество характера, осознанная модель поведения, выработанные навыки и компетенции, как социальный или глубокий психологический процесс между людьми.
Подробнее рассмотрим основные теории лидерства.
В чем суть: согласно этой теории, лидерами рождаются. Одним суждено вести за собой людей, другим нет.
Это самая старая теория, основы которой находят в древних текстах. Например, древние греки полагали, что лидерство — это дар от Бога. Неслучайно «харизма», которой обязательно обладают все лидеры, с древнегреческого переводится как «помазание» или «божий дар».
В чем суть: сторонники этого подхода считают, что лидеры обладают набором качеств, которые позволяют вести за собой людей.
Однако исследования XX века ставят теорию под сомнение. Связь между определенными чертами характера и лидерскими позициями существует, но сформировать универсальный набор характеристик невозможно. Все лидеры разные: одни экстраверты, другие интроверты, одни спокойные и уверенные, другие эмоционально нестабильные.
Исследователи пытаются создать конечный список характеристик, которыми наделяют лидеров в научных статьях. Со временем эти перечни только растут — в последних обзорах количество таких качеств превышает сотню. Людей, которые бы обладали всеми этими чертами, конечно, не существует.
Лидерство как набор свойств личности — это скорее комбинация врожденных качеств и приобретенных навыков. Кому-то от рождения дано чуть больше, кому-то чуть меньше. Поэтому и усилия, которые придется приложить, чтобы стать лидером, у всех будут разные.
Например, человек не может повлиять на собственный рост. При этом исследования показывают, что средний рост CEO на пару сантиметров больше, чем у популяции. Некоторые исследователи полагают, что мы выбираем лидеров, как животные: чем крупнее вожак, тем охотнее за ним пойдет стая. Значит, высоким людям будет чуть проще добиться лидерской позиции.
Другое исследование на разделенных однояйцевых близнецах показало, что наши результаты лишь на 24% определяются врожденными характеристиками. Два человека с идентичным набором генов независимо друг от друга делали одинаковый выбор: машины одной марки, жены одинакового типажа, схожие предпочтения в еде. Однако карьерные и личные достижения у них совершенно различались.
У каждого человека индивидуальная траектория развития. Если вы стремитесь развить в себе лидера, сравнивайте себя не с другими, а с собой вчерашним — и меняйте свое поведение, представление о мире и отношение к нему.
В чем суть: лидерство рассматривают как удачное совпадение персоналии и контекста. При изменении контекста и среды лидерами становятся разные люди за счет своих навыков или поведения.
Представим ситуацию, где дирижер — формальный и неформальный лидер оркестра. Его уважают, им восхищаются. Он становится худруком театра, на этой должности он проворовывается и отправляется в колонию. Он помещен в новый контекст, где теряет лидерскую позицию. Но вот начальство колонии решает подготовить музыкальный концерт и вспоминает о нашем дирижере, ведь хорошее настроение приехавшего начальства сулит определенные преференции. Он снова становится лидером — теперь от него зависит успех группы и достижение желаемого результата.
Таким образом, лидерами считаются те, кто умеет адаптировать поведение и стиль к контексту и людям, с которыми они взаимодействуют.
В любом лидерском взаимодействии всегда есть три переменные:
В зависимости от сочетания этих переменных лидер выбирает тот или иной стиль взаимодействия. Например, стартапу подойдет демократичный стиль, а системе с четкой иерархией — авторитарный подход.
В чем суть: лидер оценивается не по набору личностных качеств, эпизодов биографии и свойств психики, а по тому, как он ведет себя в той или иной ситуации.
Согласно одной из типологий, человек может управлять поведением и в разных ситуациях демонстрировать разные стили лидерства. Исследователь Дэниел Гоулман выделял следующие стили:
В зависимости от ситуации лидер может подать пример, дать инструкцию, делегировать принятие решения, помогать коллегам развиваться, фокусироваться на отношениях, людях и их эмоциях. Например, в случае чрезвычайной ситуации и кризиса лучше работает директивный стиль, а в ситуации потери ориентиров — визионерский.
Хороший лидер умеет работать не менее чем в 4 стилях. Но один из этих стилей будет доминировать над другими, то есть преобладать в поведении. У одного человека доминирующим может быть директивный стиль, у другого — демократический. Все остальные стили приходится в себе «воспитывать».
Хороших лидеров отличает способность чувствовать, какой стиль требуется в конкретной ситуации, и быстро переключаться между ними. При этом решение обычно принимается на основе интуиции и опыта, а не рассуждений и расчетов.
Если постоянно идти против своей природы и действовать, как велит ситуация, а не личные ощущения, вы будете тратить больше энергии. Я рекомендую придерживаться контекста, в котором ваши «родные» навыки наиболее актуальны.
Например, если вы по природе интроверт и любите решать сложные аналитические задачи, то сфера продаж вряд ли вам подойдет. А вот в аналитическом отделе вы сможете проявить себя. При этом здорово уметь быстро переключиться и применять «несвойственные» навыки — например, на совещании аргументированно защищать свое предложение перед публикой.
В чем суть: в основе этой теории идея о том, что лидером может стать только тот, кого видит лидером социальная группа. «Свой» лидер создает значимость для последователей и отражает их идеалы.
Например, в России 1990-х годов руководитель-иностранец, который приезжал на работу на велосипеде, мог не прижиться. Ведь это не заведено в нашей культуре — такой образ лидера чужд работникам завода в небольшом российском городе.
В чем суть: лидер — это тот, кто способен удовлетворить потребности своей группы.
Между лидером и группой происходит обмен: лидер удовлетворяет потребности людей в признании, безопасности, уважении, а они в ответ дают свое время, навыки, усилия и доверие.
В чем суть: лидер оказывает влияние на своих последователей. Он мотивирует, вдохновляет людей, интеллектуально стимулирует, меняет их систему ценностей и долгосрочные цели.
В результате такого воздействия группа добивается экстраординарных результатов, а сам лидер меняет не только последователей, но и организационную структуру и корпоративную культуру.
В чем суть: сторонники подхода утверждают, что люди — существа глубоко иррациональные. Выбор лидера основан на бессознательном, на глубинных потребностях в защитнике и сильной личности.
Сторонники этой теории делают особый упор на изучении «токсичного лидерства». Они пытаются понять, почему люди следуют за теми, кого сложно назвать образцом честности и этического поведения.
В чем суть: лидерское развитие рассматривают как эволюцию самосознания. Лидер — это тот, кто считает себя лидером и кого в этой роли признают другие.
Часто встречается разрыв между представлением о себе и мнением окружающих. Например, человека признают лидером, а у него низкая самооценка и он себя таким не считает. Или излишне самоуверенный сотрудник полагает, что он лидер, хотя в действительности им не является.
Согласно этой теории, развитие лидера — это изменение рамок дозволенного. То есть того, что лидер позволяет себе в поведении и принятии решений и что признают легитимным его последователи.
Задача эйчара — создавать ситуации, где люди могут проявить свои лидерские качества. Нужно замечать сотрудников, которые начинают брать на себя больше ответственности и работать не только в собственных интересах, но и помогать коллегам. То есть тех, кто перерастает свою роль.
Вместе с бизнесом и непосредственными руководителями таких сотрудников нужно предоставлять им возможности для роста. И конечно, никак не препятствовать становлению лидеров.
Современные теории лидерства довольно абстрактны и описывают концепцию лишь в общих чертах. Поэтому я не рекомендую использовать какие-то из них в качестве шаблона для проверки лидерских качеств в человеке.
На этапе найма сложно определить, станет ли соискатель «вожаком» в заданном контексте. Поэтому хочу предостеречь от использования опросников на определение лидерских качеств при оценке кандидатов.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности