Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности
Melon Fashion Group объединяет 5 фэшн-брендов и выпускает 12 коллекций в год. Без слаженной и эффективной работы команды не получилось бы прийти к таким показателям. Поэтому люди — главный ресурс бизнеса.
О том, как построить команду с учетом принципа человекоцентричности и каких ошибок стоит избегать менеджерам, поговорили с заместителем директора по персоналу Melon Fashion Group Юлией Емельяновой.
Ключевая цель создания команды — достижение результатов, необходимых бизнесу. Но еще команды нужны для выполнения таких задач:
Сильная команда обладает тремя качествами:
Быстро оценить потенциал команды можно с помощью опроса или фасилитационной сессии. Участники сильной команды:
Бывает так, что один сотрудник тормозит развитие команды. Например, плохо справляется с задачами, не выполняет дела в срок или противится изменениям. Я не сторонница резких прощаний. В первую очередь стоит поговорить с человеком и понять, что мешает ему работать эффективнее. Возможно, ему не подходит текущая роль, появился конфликт с коллегами или специалист уверен, что нововведения не принесут пользы, и может это обосновать. Такой разговор даст много полезной информации и поможет справиться с факторами, которые мешают специалисту работать лучше, без замены в штате.
Несмотря на приоритет человекоцентричности, я не рекомендую эйчарам удерживать специалистов любой ценой и забывать об интересах бизнеса. Если сотрудник не заинтересован в работе и не идет вам навстречу, лучше найти ему замену.
В Melon Fashion Group действует принцип «свобода, подкрепленная ответственностью». Поэтому мы отказались от бюрократии в процессах и кипы регламентов. При этом я считаю, что свод правил в том или ином виде необходим каждой компании и является инструментом управления командой. Он помогает:
В нашей компании есть Melon Book, где закреплены наши культы — принципы, которых мы придерживаемся в работе. Всего их 7:
Но мало закрепить принципы и правила на бумаге. Важно, чтобы сотрудники верили в то, во что верит бизнес. Для этого на этапе подбора мы уделяем большое внимание проверке, насколько человеку близки наши ценности. Также транслируем их на корпоративном портале и в социальных сетях. Таким образом через все коммуникации говорим о том, что для нас важно.
Умение ставить цели, которые команда будет готова воплощать, — важнейший навык менеджера. Прежде чем ставить команде цель, проверьте ее по методике SMART.
Чтобы цель вдохновляла специалистов, мы в Melon Fashion Group сверяемся еще на этапе подбора.
«Проверка на горящие глаза». Подробно рассказываем, какие глобальные цели стоят перед бизнесом, как он планирует их достигать и какие микроцели будут стоять перед кандидатом. То, насколько вовлеченно специалист слушает рекрутера и как реагирует на это, помогает понять, вдохновляют ли его вызовы, с которыми ему предстоит столкнуться.
Оценка гибкости и адаптивности. Цели бизнеса могут меняться, поэтому нам важно, чтобы сотрудник быстро адаптировался к изменениям и мог перестраивать свою работу. Для этого в формате кейс-вопросов спрашиваем у сотрудника, как бы он повел себя в ситуации, когда цель кардинально изменилась.
Задачи — это действия, которые должен выполнять каждый сотрудник, чтобы бизнес пришел к намеченным целям.
Распределяя задачи, стоит учитывать не только навыки специалистов, но и их пожелания. Например, если тестировщик хочет попробовать себя в разработке, договоритесь с менеджером направления и предложите ему несколько небольших задач. Такой подход помогает заслужить лояльность специалиста, который чувствует вашу вовлеченность, а также в перспективе получить сильного разработчика.
Однако бывают ситуации, когда сотрудник хочет попробовать себя в сфере, которая с большой вероятностью ему не подойдет. Например, человек, который избегал частого взаимодействия с коллегами, захотел попробовать себя в организации мероприятий для команды. В таком случае эйчару стоит:
Обратная связь — это способ сонастроиться с коллегами и скорректировать путь достижения цели. О том, как научить сотрудников давать и принимать фидбэк, читайте в статье. Повторим ключевые принципы.
Главное правило фидбэка — он должен быть экологичным и развивающим. Это значит, что в обратной связи нет места оценке личностных качеств человека. Акцент необходимо делать на фактах и профессиональных навыках.
Расскажу о двух моделях обратной связи.
Обратная связь с акцентом на факты и результаты:
Обратная связь по модели «бутерброда»:
Неумение давать правильный фидбэк — одна из главных проблем начинающих руководителей. Часто они переходят на агрессивный и требовательный тон. В Melon Fashion Group мы специально создали курс, который помогает отточить навык давать экологичную и развивающую обратную связь.
Также рекомендуем нашим менеджерам книги о том, как правильно давать фидбэк:
👍 Редакция рекомендует: бесплатный курс «Наставник в IT» от Практикума с уроками о том, как правильно давать обратную связь
Как правило, нематериальная мотивация не менее значима для членов команды, чем деньги.
52% специалистов недовольны нематериальной мотивацией в своей компании
Чтобы понять, что важно нашей команде, мы спрашиваем у самих сотрудников, что им необходимо, и анализируем EVP компаний-конкурентов в фэшн-сфере. Это помогает более точечно оценить, что нужно специалистам из нашей индустрии, а не бездумно гнаться за широким набором бонусов, который предлагают, например, IT-компании.
Благодаря исследованию EVP мы ввели эксклюзивный бонус для команды — скидку 50% на все коллекции наших брендов. Так как в штате работают в основном девушки, такая льгота помогает привлекать и удерживать сотрудников, а также поддерживает интерес команды к нашей продукции.
Также мы знаем, что команда работает в высоком темпе, поэтому сделали в офисе комфортные зоны отдыха и оборудовали спортзал, где тренеры проводят занятия.
Эйчарам важно помнить, что у сотрудников, помимо работы, есть семья, друзья и увлечения. Это знание помогает говорить с людьми на языке их ценностей. Например, мы дарим новогодние подарки детям сотрудников.
Также мы помним о тех, кто стоял у истоков Melon Fashion Group, — о ветеранах фабрики «Первомайская заря» в Санкт-Петербурге. Поэтому каждый год дарим подарки и им.
Melon Fashion Group выпускает 12 коллекций в год, а атмосфера в офисе периодически напоминает фильм «Дьявол носит Prada». Работая в таком темпе, многие сотрудники сталкиваются с выгоранием и конфликтами. Чтобы поддерживать эффективную работу, мы внедрили коучинговый подход к управлению. Его суть в том, что в каждом подразделении есть HRBP, который является главным помощником менеджера и другом для команды. HRBP доносит актуальную информацию, помогает решать конфликты, уравновешивает интересы сотрудников и бизнеса.
Также коучинговый подход мы используем в решении проблемы частых выгораний. Если к нам приходит специалист, который потерял интерес к работе, в первую очередь мы помогаем ему быстро найти точки ресурса с помощью упражнения:
Только после того как специалист отдохнул и сместил фокус с работы, мы начинаем решать проблему выгорания. Возможно, сотруднику необходимо расширить зону ответственности или помочь в организации процессов, так как он устал от рутины.
В нашей компании из-за специфики деятельности меньшинство сотрудников работает дистанционно, однако мы все равно учитываем этот фактор при управлении командой.
Для этого соблюдаем 3 принципа:
Важно придерживаться правил SMART-планирования. Чем лучше проработаны цели, тем проще нанимать сотрудников, которые смогут их воплотить.
На этом этапе важно учитывать цели и ценности бизнеса, чтобы сверяться с кандидатами и нанимать тех, кто близок по духу.
При формировании команды я делаю больший акцент на софт-скиллы. Я могу многому научить человека, но у меня вряд ли получится за короткие сроки сделать его более эмпатичным, коммуникабельным и организованным.
Убедитесь, что нужные процессы выстроены, а каждый сотрудник понимает свою роль. На первых порах полезно оцифровывать процессы в регламентах, чтобы предотвратить хаос.
С этой стадией сталкиваются все команды. Конфликт — это точка роста и индикатор, что необходимо улучшить в процессах.
Брать на себя решение конфликтов в первую очередь должен менеджер. Если спор глубокий и затрагивает многих сотрудников, можно привлечь фасилитатора. После разрешения сложной ситуации стоит провести рефлексию:
Речь может идти о достижении промежуточных целей на пути к более масштабным. Кроме того, важно помнить, что менять приоритеты, ставить новые цели и отказываться от старых нормально. Если это случается, компания переходит на первый этап цикла создания команды.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности