• Москва
  • 28 мая
  • 09:30
НАЁМ

Честная конференция
про IT-рекрутинг

Программа и регистрация
Редактор:  Анна Ефимова

Что такое PAEI-тест, расшифровка результатов

Как использовать методологию Ицхака Адизеса в построении команд

Вслепую сложно построить эффективную команду. Поэтому исследователи предлагают разные методики, которыми может вооружиться рекрутер при подборе сотрудников. Код Адизеса — один из таких ориентиров.

Вместе с HR-консультантом Эльвирой Гариповой разобрались, в чем суть метода Адизеса и как его можно использовать в подборе сотрудников и управлении командой. 

Эльвира Гарипова,
HR-консультант-фрилансер в сфере EdTech

PAEI — это код, который отражает 4 функции менеджмента, которые, по мнению Ицхака Адизеса, должны выполняться в любой компании. Наличие управленцев, которые могут взять на себя каждую из функций, обеспечивает рентабельность бизнеса.

Более подробно суть методики Ицхак Адизес описал в книге «‎Идеальный руководитель: почему им нельзя стать и что из этого следует».‎

Как использовать код Адизеса при подборе сотрудников

Чтобы компания была эффективной, необходимо, чтобы среди руководителей были люди, воплощающие каждую из четырех функций. Особенно это правило касается топ-менеджмента. Важно, чтобы один руководитель был явным «предпринимателем», другой — «‎производителем» и так далее.‎ ‎Если у вас есть возможность определять преобладающие функции в руководителях департаментов и более крупных подразделений, делайте это. 

Понять стиль менеджмента кандидата можно тремя способами.

Оцените интервью с кандидатом

На основе интервью с кандидатом подумайте, какую функцию он может воплощать. Например, если специалист сказал, что любит решать сложные задачи, пробовать новое и не боится перемен, перед вами, скорее всего, «‎предприниматель».

Задайте специальные вопросы

С помощью особых вопросов можно определить, к какому типу относится специалист. Бывает так, что из проведенных интервью не всегда понятно, какая функция преобладает в человеке. Тогда можно задать кандидату кейс-вопрос и оценить ответ. Например, спросите, как он поступит, если продажи упали. В таком случае «‎производитель»‎ задумается о запуске нового продукта, а «‎интегратор» посчитает, что необходимо лучше мотивировать команду, чтобы сотрудники работали эффективнее.‎

Попросите специалиста пройти тест Адизеса

Важно помнить, что человек может давать социально одобряемые ответы, поэтому даже тестирование не является абсолютно достоверным способом определения стиля руководства.

Так выглядит результат теста Адизеса. Он показывает в процентах, насколько в человеке преобладает каждая из четырех функций модели PAEI

Ни одна типология не заменит насмотренность рекрутера. Поэтому при подборе сотрудников специалисту важно опираться на свой опыт и ощущения, а не руководствоваться только теориями об эффективном построении команды.

Расшифровка результатов теста Адизеса

Р — производитель

Преобладающие качества менеджера:

  • решительный;
  • стремится к быстрому достижению целей;
  • ориентирован на результат;
  • имеет прокачанные навыки тайм-менеджмента;
  • умеет делегировать;
  • может находить новые варианты достижения целей.

Зачем необходим бизнесу: помогает достигать целей, повышать производительность, принимать решения в условиях хаоса.

Слабая сторона: если в компании много производителей, ей будет недоставать гибкости и могут начаться конфликты.

А — администратор

Преобладающие качества менеджера:

  • замечает детали и нюансы;
  • предрасположен к операционной деятельности;
  • мыслит системно;
  • умеет организовывать и оптимизировать процессы;
  • умеет декомпозировать задачи;
  • знает, как управлять командой и привести бизнес к нужному результату;
  • в работе делает акцент на структурированность и следование стандартам.

Зачем необходим бизнесу: умеет управлять системами, знает, как упорядочить процессы и управлять сложными проектами, где нужен высокий уровень организованности.

Слабая сторона: привык работать по принятым стандартам, поэтому не всегда способен мыслить креативно, предлагать нетривиальные решения и вдохновлять команду.

Е — предприниматель

Преобладающие качества менеджера:

  • может привнести в бизнес новые идеи;
  • мыслит масштабно и креативно;
  • не боится рисковать;
  • может принимать нетривиальные решения, которые приведут к прорыву;
  • умеет мотивировать и вести за собой команду;
  • не теряется в условиях неопределенности;
  • стрессоустойчивый.

Зачем необходим бизнесу: помогает внедрять инновации, придумывать новые продукты. Полезен при запуске проектов, где нужен креативный подход и готовность рисковать.

Слабая сторона: низкий уровень организованности, ему сложно следовать стандартам и консервативным решениям.

I — интегратор

Преобладающие качества менеджера:

  • ориентирован на людей и отношения в команде;
  • имеет высокий уровень эмпатии;
  • понимает чувства и потребности других людей;
  • коммуникабельный;
  • умеет разрешать конфликты и уменьшать их количество;
  • может создать сильную команду с благоприятной атмосферой.

Зачем необходим бизнесу: объединяет производителей, администраторов и предпринимателей, сплачивает команду. 

Слабая сторона: низкий уровень структурированности и нацеленности на результат, сложно проявлять аналитический подход. 

Стили менеджмента

Методология Адизеса дает возможность описать стиль менеджмента руководителя. Для этого используются заглавные и строчные буквы. Преобладающий стиль обозначается заглавной буквой в коде, а менее проявленные — строчными. Например, стиль менеджмента «‎Предприниматель» зашифровывается так — ‎paEi. Чаще всего у руководителя может быть не более двух заглавных букв в коде.

Бывают руководители, у которых некоторые стили не проявлены вообще. В таком случае для обозначения используется прочерк. В книге «‎Стили менеджмента — эффективные и неэффективные» Адизес описывает такие вариации и называет их неправильными.

Кто такой эффективный менеджер

По мнению Ицхака Адизеса, эффективный менеджер имеет 4 качества:

  1. Может адаптироваться к изменяющейся среде.
  2. Умеет эффективно управлять ресурсами.
  3. Умеет создавать эффективные команды и управлять сотрудниками.
  4. Знает, как обеспечить качество продукта. 

При этом Адизес считает, что идеальный менеджер, у которого на высоком уровне проявлены все 4 функции кода PAEI, это миф. 

Какие типы менеджеров нужны компании на разных этапах развития

В книге «‎Управление жизненным циклом компании. Как организации растут, развиваются и умирают и что с этим делать»‎ Ицхак Адизес подробно рассказывает о 10 стадиях развития, которые проходит любая компания.

В таблице кратко описали, что собой представляет каждый этап и какие типы топ-менеджеров нужны компании на каждой стадии.

Чтобы определить, на каком этапе находится ваша компания, используйте тест Адизеса.

Как использовать код Адизеса в управлении

Преодолеть сложность

Допустим, в компании пытаются построить систему мотивации, однако попытки были неудачными. Чтобы разобраться в причинах, эйчару стоит проанализировать типы топ-менеджеров. Может оказаться так, что среди руководства только амбициозные и креативные «‎предприниматели», которым тяжело дается упорядочивание процессов. Чтобы преодолеть проблему, можно привлечь стороннего консультанта с задатками «‎администратора», который имеет опыт построения систем мотивации. Или нанять в качестве HR-директора такого специалиста. 

Уладить конфликт

В команде могут возникать недопонимания, когда одна из функций западает, но ни один из управленцев не готов взять за нее ответственность. Например, среди топ-менеджеров консервативные и упорядоченные «‎администраторы», которым тяжело дается креатив. Таким специалистам будет тяжело искать новые способы увеличить прибыльность бизнеса, им привычнее совершенствовать запущенные процессы.

Чтобы разобраться в конфликте, важно понять, какой функции недостает и есть ли в команде менеджеры с аналогичным стилем управления. Если нет, стоит задуматься о найме специалиста, которому можно делегировать соответствующие задачи. 

Советы по использованию методологии Адизеса

  1. Целесообразно использовать методологию Адизеса при найме топ-менеджмента, чтобы восполнить недостающую функцию и обеспечить рентабельность бизнеса.

  2. Определяя, какие топ-менеджеры нужны компании, опирайтесь на тип бизнеса, этап жизненного цикла компании, ее цели и стратегию. Также проанализируйте, какие типы управленцев уже есть в бизнесе. Это поможет понять, кого необходимо найти в первую очередь. Чтобы определить, какие роли занимают топ-менеджеры, помимо методологии Адизеса можно использовать тест Белбина или соционический тест.

  3. Принимая решение о найме, не стоит опираться только на стиль менеджмента кандидата по Адизесу. Рекрутеру важно ориентироваться на свой опыт и проявлять насмотренность.

  4. Убедитесь, что топ-менеджеры занимаются задачами, которые помогают им наиболее полно применять свои способности.

  5. Обеспечьте поддержку и обучение сотрудников, чтобы они могли прокачивать свои сильные стороны. Не стоит пытаться развить слабые навыки: если у человека нет к ним предрасположенности, вряд ли обучение даст результаты, так как специалист будет внутренне сопротивляться этому.
О чем расскажем: