Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

Разбираемся вместе с экспертом из компании Ozon
По данным исследования Randstad, качественное корпоративное обучение — один из основных факторов выбора работодателя в России.
Обучение и развитие сотрудников стало стандартом рынка наряду с удаленкой и ДМС. В каждой второй вакансии упоминаются электронные книги, уроки английского и курсы, которые можно пройти за счет компании. А корпорации создают собственные школы и университеты, где обучают не только сотрудников, но и людей извне.
В этой статье мы расскажем, как развивать коллег, чтобы это было интересно им самим и полезно для бизнеса.
Компании организуют стажировки и открытые обучающие курсы, а лучшим ученикам делают офферы. На рынке труда идет яростная борьба за опытных специалистов — иногда выгоднее не участвовать в боевых действиях, а построить непрерывный конвейер джунов, которые будут расти внутри компании.
Мы уже рассказывали, как работают со студентами и стажерами Ozon, Тинькофф, Яндекс, Норникель и IBM.
Например, тестировщик хочет стать разработчиком. Если не предоставить ему такой возможности, рано или поздно он уйдет. Бизнесу невыгодно терять людей: если уж сотрудник хочет сменить сферу деятельности, пусть сделает это в рамках компании.
Но для перехода мало одного желания — нужны новые компетенции. Внутренняя программа переподготовки позволяет обучиться без отрыва от работы, чтобы потом перейти в другую профессию, но в этой же компании.
Курсы повышения квалификации дают дополнительные знания по той же области, в которой работает специалист. Например, инженер проходит обучение по практикам DevOps или менеджер осваивает курс об эффективных коммуникациях.
Большинство корпоративных учебных программ связаны именно с повышением квалификации. Бизнес заинтересован, чтобы сотрудники глубже погружались в свою профессиональную область, наращивали экспертность и могли решать все более сложные задачи.
А теперь от теории — к практике. Елизавета Князева из компании Ozon расскажет про разные форматы курсов, организацию системы обучения, а также о том, почему не всегда получается пробудить в сотрудниках аппетит к знаниям.
Елизавета Князева, руководитель направления по обучению, развитию, адаптации и внутренним мероприятиям, Ozon
Две главных причины:
Некоторые компании, особенно небольшие, опасаются инвестировать в развитие персонала. Они рассуждают так: «Мы вложим деньги в дорогостоящие курсы, работник прокачается, и его схантят. Получается, что мы будем учить людей для своих же конкурентов».
Но это путь в никуда. По такой логике нужно нанимать максимально некомпетентных сотрудников — их точно никто не заберет.
Конечно, неприятно, если сегодня вы отправите человека на недешевые курсы, а через месяц он уйдет. Что можно сделать, чтобы снизить риски:
Я слышала о работодателях, которые дают беспроцентные займы на обучение. Если человек увольняется до истечения согласованного срока, то должен будет вернуть деньги.
Мы развиваем сотрудников как силами нашей команды, так и с привлечением внешних провайдеров. Такой гибридный формат выбран по причине того, что обучение в компании делится на хардовое и софтовое. Обычно хардовое обучение проходит внутри компании — в роли тренеров и экспертов выступают сотрудники Ozon.
У нас много внутренних программ, где могут участвовать как наши сотрудники, так и талантливые люди, которые у нас еще не работают. Например, кратко расскажу о двух внутренних программах:
Участие в обеих программах бесплатно для студентов, а самые талантливые из них получают предложение присоединиться к команде Ozon Tech.
Для развития софт-скиллс мы чаще привлекаем внешних провайдеров, готовых кастомизировать программы под наши задачи. Мы ищем лекторов и тренеров, обладающих глубокой экспертизой в важной для нас теме, которая соответствует повестке бизнеса.
Например, мы хотим рассказать сотрудникам, как правильно работать в удаленных командах или бороться со стрессом. Никто не поможет нам в этом лучше, чем коучи, которые уже многие годы работают с такими проблемами.
Мы используем разные форматы обучения: одни занятия проходят удаленно через Microsoft Teams, другие — вживую, когда тренер находится в одной аудитории с учениками.
Выбор формата зависит от многих факторов, начиная с целей и заканчивая местонахождением потенциальных участников. Неизменно одно: обучение должно быть полезным для сотрудников — вне зависимости от того, встречаемся мы онлайн или офлайн. Мы против монотонных лекций: в обучении всегда должны присутствовать интерактивная и практическая части. Это необходимо для того, чтобы максимально вовлечь участников в учебный процесс и приумножить их количество.
Разумеется, все офлайн-мероприятия мы проводим с соблюдением всех антиковидных рекомендаций.
Информация о системе обучения должна быть:
Расскажу, как система обучения устроена у нас. Все сотрудники получают анонс предстоящих курсов и тренингов. Они выбирают то, что им интересно и необходимо по работе, и записываются через своего руководителя. Также сотрудники могут не ждать анонсов, а действовать проактивно — зайти в календарь наших образовательных мероприятий и подать заявку.
Если для работы нужен курс, которого нет в календаре, сотрудник формирует специальную заявку и отправляет ее в Jira с пояснением бизнес-необходимости.
Руководитель может отказать в двух случаях:
В любом случае руководитель не просто отказывает, а объясняет причину и договаривается о следующих шагах. Может, нужно подождать или выбрать другое обучение либо вообще подобрать коуча или ментора.
В идеале разговор о развитии должен проходить не тогда, когда человек приходит с запросом на обучение. Необходимо как минимум 2–3 раза в год встречаться с сотрудником и говорить исключительно про его карьеру, обсуждать план развития и его реализацию.
Руководитель в рамках разговора о развитии может сам проявить инициативу и отправить подчиненного на учебу. Например, сотруднику нравится выступать на конференциях, но каждый раз он сильно волнуется и тратит недели на подготовку. Руководитель видит эту проблему, дает ему обратную связь и предлагает пройти курс по публичным выступлениям.
У нас есть портал с записанными онлайн-курсами — как по хард-, так и по софт-скиллс. Сотрудник заходит на платформу, выбирает программу и начинает учиться — не нужно ничего согласовывать с руководителем. Одни курсы факультативные, другие обязательные: без этих знаний не получится работать либо они являются обязательными с точки зрения законодательства.
В конце большинства программ идет тестирование — если его не пройти, то обучение не зачтется.
Исходя из задач и стратегии компании, нужно определить компетенции, которые нужны команде, оценить текущий статус. Недостающие компетенции можно:
Например, у компании есть продукт, который плохо продается. Нужно выяснить, в чем проблема. Может быть, допущены ошибки в ценообразовании, сам продукт сырой или просто не нужен рынку. Допустим, с продуктом и маркетингом все хорошо, а все дело в нехватке навыков у менеджеров по продажам. Тогда можно организовать серию тренингов по переговорам, работе со сложными клиентами, по презентациям.
К примеру, мы запустили Лигу переговорщиков для сотрудников коммерческого блока Ozon. Там менеджеры по работе с партнерами могут получить необходимые знания по темам: деловая коммуникация, работа с коммерческими предложениями, особенности онлайн-переговоров. А потом на очных тренингах они формируют умение продавать решения и вести переговоры.
Кроме того, мы помогаем применять полученные знания и умения на практике с помощью переговорных поединков. В рамках этих поединков каждый участник Лиги может тренировать навык ведения переговоров и получать подробную обратную связь от тренера.
Таким образом мы достигаем необходимого уровня профессиональной подготовки сотрудников коммерческого блока.
При выборе обучения необходимо:
Если вы не знаете, какую обучающую платформу выбрать, как построить обучение, то можно проконсультироваться с профессиональным сообществом. Мои любимые T&D-комьюнити в телеграме: канал WTF HR, чат HRDome и cообщество Злой HR.
Рассказывайте о системе обучения с самого начала — еще на собеседовании, при приеме на работу и после испытательного срока. Пишите письма сотрудникам и размещайте эту информацию в интранете, если он у вас есть.
Мы задействуем максимум информационных каналов, чтобы рассказать коллегам об обучении. У каждой команды есть свои мессенджеры — через линейных руководителей мы транслируем туда информацию о доступных курсах. На внутренних ивентах делаем специальные пятиминутки — рассказываем о программах, которые запустили.
Если сотрудник заинтересован в своем развитии, он получит максимум пользы от обучения. Многое зависит:
В целом мотивация — это командная работа. Работодатель должен уметь донести до сотрудника, что развитие повлечет за собой карьерные перспективы. А сотрудник, в свою очередь, должен понимать, чему ему нужно научиться, чтобы двигаться по карьерной лестнице.
Созданная обучающая среда в компании должна:
Допустим, человеку предстоит важное выступление перед топ-менеджерами, которые обожают наглядные и понятные презентации. Он беспокоится: на кону судьба проекта или даже его карьера. И вдруг ему предлагают классный курс по презентациям.
Скорее всего, он будет максимально мотивирован на учебу, которая поможет решить его задачу. Но если никакого выступления не предвидится, то интерес того же самого сотрудника к точно такому же курсу будет гораздо меньше.
Сразу после обучения мы просим сотрудников заполнить опросник — так собираем горячую обратную связь. Фидбек помогает нам развивать систему так, чтобы она соответствовала интересам не только бизнеса, но и учащихся.
По некоторым программам дополнительно берем холодный фидбек — от сотрудника и его руководителя. По прошествии времени люди могут точнее оценить эффективность обучения и рассказать, как оно повлияло на их работу.
Самый очевидный способ оценки — отследить, как меняются поведенческие индикаторы сотрудников после обучения.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности