• Москва
  • 28 мая
  • 09:30
НАЁМ

Честная конференция
про IT-рекрутинг

Программа и регистрация
Редактор:  Дарья Коростеньская

Как не допустить конфликтных увольнений

Расстаться мирно на любом этапе: от подбора до ухода из компании

Эксперты из HR-PROF, Unicon Outsourcing, Go Ahead и Хантфлоу поделились, как избежать потенциальных конфликтов еще во время найма, не нанять скандалиста, уволить работника, покинувшего пределы РФ. Публикуем тезисы выступлений спикеров.

Мария Консманова,
HR-эксперт, основатель кадрового агентства HR-PROF

Портрет кандидата: как не столкнуться со скандалистом

Чтобы удачно подобрать кандидата, у заказчика и кандидата должны совпасть ожидания о совместной работе. Рекрутер может проверить это совпадение с помощью трех инструментов:

  • описание портрета кандидата;
  • проверка кандидата на конфликтность;
  • исследование мотивации кандидата.

Портрет кандидата

При запуске процесса поиска важно составить подробный портрет кандидата. Он позволяет определить, кого именно мы ищем, и избежать конфликтных ситуаций при общении нового сотрудника с коллегами и руководством.

Портрет кандидата не сухой список качеств и навыков. Он описывает живого человека с определенными характеристиками. 

Портрет кандидата включает в себя следующие данные о кандидате:

  • возраст и пол;
  • образование и квалификация;
  • опыт работы;
  • жесткие навыки;
  • мягкие навыки;
  • задачи, которые кандидат будет решать; 
  • цели, которых он будет достигать.

Сначала составьте портрет кандидата по требованиям заказчика, а затем проверьте его реалистичность и соответствие рынку. Если идеального кандидата не удается найти, можно корректировать портрет, ориентируясь на реальную ситуацию.

Проверка на конфликтность

Нанимать конфликтного сотрудника опасно для бизнеса: это ухудшает моральный настрой в коллективе, повышаются правовые и репутационные риски компании.

Несколько способов проверить кандидата на конфликтность:

  • глубинное собеседование с проективными вопросами не только о работе, но и о жизненных ситуациях;
  • ролевые и деловые игры;
  • психологические тесты;
  • стресс-интервью;
  • сбор рекомендаций с предыдущих мест работы.

Сигналы, которые указывают на потенциального скандалиста:

  • агрессивное поведение, нетерпимость, критические замечания, повышение голоса, неспособность контролировать свои эмоции;
  • неуважительное отношение к предыдущему работодателю;
  • слишком высокая самооценка и неумение принимать критику;
  • активный пересказ конфликтных ситуаций на предыдущем месте работы;
  • несоблюдение профессиональной этики;
  • неуважительное отношение к интервьюеру.

Исследование мотивации кандидата

Чтобы понять мотивацию кандидата, нужно исследовать:

  • его личные качества — например, эмоциональный интеллект, критическое мышление, адаптивность;
  • основные компетенции;
  • мотивацию перехода в другую компанию.
Анастасия Виннер,
коммерческий директор в Unicon Outsourcing

Конфликтные увольнения: как свести риски к минимуму

Рассмотрим несколько кейсов увольнений и определим, как минимизировать риск возникновения проблем в каждом из них.

Увольнение в день подачи заявления

Потенциальные негативные последствия:

  • административные штрафы за нарушение ТК РФ (ст. 5.27 КоАП РФ);
  • длящийся конфликт с работником, в том числе судебные споры;
  • внеплановая проверка компании со стороны ГИТ.

Рекомендации работодателю:

  1. Если компания не успевает рассчитать сотрудника день в день, нужно начислить и выплатить ему компенсацию за задержку зарплаты в связи с увольнением согласно ст. 236 ТК РФ.
  2. Направить в ГИТ уведомление о принятых работодателем мерах в связи с вынесенным предупреждением.

Увольнение по СМС и в мессенджерах

В такой переписке невозможно достоверно идентифицировать отправителя и установить, истинно ли намерение работника уволиться. Поэтому появляется риск оспаривания увольнения работником с последующим его восстановлением на работе.

Рекомендации работодателю:

  1. Отказать работнику в увольнении.
  2. Попросить работника предоставить подписанное заявление лично в офисе работодателя или заказным письмом по почте.

Увольнение через КЭДО

Потенциальные негативные последствия:

  • восстановление работника на работе, выплата среднего заработка за вынужденный прогул, компенсация морального вреда;
  • имиджевые риски.

В такой ситуации лучше отменить приказ об увольнении работника.

Увольнение дистанционного работника с уведомлением по почте

Потенциальные негативные последствия:

  • восстановление работника на работе по решению суда или ГИТ;
  • выплата среднего заработка за вынужденный прогул;
  • компенсация морального вреда;
  • административные штрафы за нарушение ТК РФ;
  • репутационные потери компании.

Рекомендации работодателю:

  1. Отменить приказ об увольнении работника.
  2. Повторно направить уведомление работнику по электронной почте с новой датой увольнения и дополнительно включить функцию «Уведомление о доставке» и «Уведомление о прочтении».
  3. Получить от сотрудника подтверждение о получении уведомления.
  4. Уволить его в дату, указанную в повторном уведомлении.

Увольнение дистанционного работника без предложения альтернативных вакансий

Потенциальные негативные последствия:

  • восстановление работника в компании по решению суда или ГИТ;
  • выплата среднего заработка за вынужденный прогул;
  • компенсация морального вреда;
  • административные штрафы за нарушение ТК РФ;
  • репутационные потери.

Рекомендации работодателю:

  1. Отменить приказ об увольнении.
  2. Восстановить восстановить сотрудника в прежней должности.
  3. Предложить работу на другой должности при сохранении условия о дистанционной работе.
  4. Получить от работника письменное согласие или отказ от предложенных вакансий. В случае отказа — уволить работника, в случае согласия — заключить дополнительное соглашение к трудовому договору.

Увольнение дистанционного работника, который не выходит на связь

Дистанционных работников нельзя уволить за прогул. Увольнение дистанционного сотрудника, который не выходит на связь с работодателем, относится к дисциплинарным увольнениям. Поэтому здесь важно соблюсти процедуру, аналогичную увольнению за прогул.

Потенциальные негативные последствия:

  • восстановление работника на работе по решению суда или ГИТ;
  • выплата среднего заработка за вынужденный прогул;
  • компенсация морального вреда;
  • административные штрафы за нарушение ТК РФ;
  • репутационные потери.

Рекомендации работодателю в сложившейся ситуации:

  1. Запросить у работника письменное объяснение происходящего. Запрос нужно направить по электронной почте или иным способом, указанном в локально-нормативных актах (ЛПА) компании или трудовом договоре. Работник должен ответить на запрос в течение 2 рабочих дней.
  2. При отсутствии ответа сотрудника составить акт о невыходе сотрудника на связь.
  3. При выходе на связь попросить работника объяснить, что случилось.
  4. После объяснения работника определить наличие или отсутствие уважительных причин.
  5. При отсутствии уважительных причин уволить его по ч.1 ст. 312.8 ТК РФ. При наличии уважительных причин — отказаться от увольнения.

Увольнение дистанционного работника, который выехал за пределы РФ

Дистанционный работник может быть уволен по ч. 2 ст. 312.8 ТК РФ в связи с изменением местности выполнения трудовой функции, если он больше не может исполнять обязанности по трудовому договору на прежних условиях. В этом случае увольнение — право, а не обязанность работодателя.

Потенциальные негативные последствия:

  • восстановление работника на работе по решению суда или ГИТ;
  • выплата среднего заработка за вынужденный прогул;
  • компенсация морального вреда;
  • административные штрафы за нарушение ТК РФ;
  • репутационные потери.

Рекомендации работодателю в сложившейся ситуации:

  1. Восстановить работника и создать возможность для выполнения трудовой функции на прежних условиях (в том городе, где сотрудник работал изначально).
  2. Подать апелляционную жалобу.
  3. Дальнейшее развитие ситуации зависит от принятия решения судом апелляционной инстанции.
Екатерина Петюкова,
HRBP Team Lead в Go Ahead

Система офбординга: как выстроить эффективный процесс прекращения трудовых отношений

Основные факторы, вызывающие недовольство сотрудников:

  • неэффективная коммуникация в компании;
  • пробелы в системе контроля — например, не зафиксированы KPI и ожидания от сотрудника;
  • несвоевременность в принятии решений.

Эти три фактора вызывают у сотрудников негатив не только во время работы, но и при увольнении. Ситуация усугубляется, когда одновременно проявляются все три фактора. Поэтому лучше время от времени проводите их аудит и своевременно устраняйте проблемы.

Что делать эйчару, чтобы увольнение прошло без конфликтов и бесшовно:

О чем расскажем: