• Москва
  • 28 мая
  • 09:30
НАЁМ

Честная конференция
про IT-рекрутинг

Программа и регистрация
Редактор:  Анна Ефимова

Как эйчарам запускать проекты и управлять ими

Основы проджект-менеджмента для HR-специалистов

Запуск чего-то нового или совершенствование старого — это проект. Чтобы работа была упорядоченной и эффективной, разработчики программ придумали методики управления проектами. Применять их можно в любой сфере, в том числе и в HR.

Вместе с менеджером проектов по развитию персонала Nemo.Travel Василием Харламовым разобрались, как применять популярные методологии для управления HR-проектами. Также обсудили, какие инструменты разработчиков можно использовать для работы.

Василий Харламов,
менеджер проектов по развитию персонала в Nemo.Travel

Что такое HR-проект

Главная цель HR-проекта — оптимизация процессов, связанных с управлением персоналом и корпоративной культурой. 

HR-проект обычно ограничен во времени и имеет предполагаемый результат. Итогом проекта становится выстроенный процесс, который переходит в руки ответственного специалиста. Например, проектом может быть улучшение онбординга. После завершения у компании появляется модернизированный процесс, который контролирует эйчар. 

Реализацией HR-проектов могут заниматься сотрудники HR-департамента и других подразделений, компетенции которых подходят для работы над задачей. HR-проджект-менеджер необходим, если у компании нет ресурсов реализовывать новые проекты или нужен специалист, который знает, что и как нужно исправить, чтобы процесс стал эффективнее.

Особенности HR-проектов

Так как команда — живой организм, у HR-проектов есть несколько особенностей:

  1. Требуется более длительная предварительная подготовка.
  2. Важно предварительно согласовать проект с участниками потенциальных процессов.
  3. Сложно проводить отладку после тестирования решения.
  4. Важно учитывать разные способы управления сотрудниками в подразделениях, чтобы проект взлетел.‎ 

Какой метод управления HR-проектом выбрать

Scrum — для реализации проекта, где изначально понятно, помощь каких специалистов потребуется

Scrum — это гибкая методика управления проектами семейства Agile. Она предполагает, что работа строится спринтами — периодами от 1 до 4 недель. У каждого спринта есть цель, на основании которой формируется объем задач.

Чтобы команда не отклонялась от намеченного пути, в оригинальном описании методики практикуются ежедневные 15-минутные созвоны и перераспределение приоритетов. В условиях одновременной работы над несколькими проектами удобнее проводить ретроспективные созвоны по окончании цикла — спринта. На них важно обсудить, все ли было сделано, как задумано, и верно ли были расставлены приоритеты. На основании анализа формируется пул задач на следующий спринт. 

Например, с помощью методики Scrum можно реализовать проект по запуску HR-бота:

  1. Эйчары анализируют текущие проблемы и составляют список задач, которые нужно выполнить для реализации проекта. Определяют пул приоритетных задач на ближайший спринт.
  2. Менеджер проекта продумывает структуру и логику процессов.
  3. Менеджер проекта передает проект разработчикам в виде технического задания. Работа разработчиков также строится спринтами.
  4. В конце каждого спринта проектная команда обсуждает, что удалось сделать, тестирует промежуточные результаты и при необходимости добавляет задачи в бэклог.

Scrum используют в проектах с высокой степенью неопределенности. Однако если выполнить задачи спринта не получится без участия других специалистов, все может сломаться. Допустим, в компании планируют пересмотреть систему грейдов. В проекте участвуют эйчары, бухгалтеры и руководители подразделений. Так как задействовано много специалистов, организовать их работу в рамках спринта будет непросто и есть вероятность, что задачи не будут выполняться в срок.

Kanban — для реализации краткосрочного проекта

Kanban — еще одна методика управления проектами семейства Agile. Чаще всего она ассоциируется с kanban-досками, например в Trello. Однако суть подхода шире. Kanban строится на шести принципах:

  1. Все задачи по проекту систематизируются на доске, разделенной на столбцы, например «‎Запланировано», «‎В работе», «‎Готово».
  2. Необходимо декомпозировать крупные задачи до максимально небольших.
  3. Важно определить максимальное количество ‎задач в каждом столбце и не добавлять больше.
  4. Чтобы отслеживать прогресс проекта, наблюдайте, как движутся карточки на доске.
  5. Задачи могут появляться и перемещаться по доске по определенным правилам, которые установлены в команде. Важно управлять потоком и приоритетами задач.
  6. Можно проводить встречи, чтобы понимать, как быстро происходит реализация проекта и укладывается ли команда в срок. 

Kanban подойдет для работы над краткосрочным проектом, если в нем участвуют 5–10 человек. Например, методику можно использовать для создания зоны отдыха в офисе. Это несложная задача с небольшим количеством задействованных специалистов, сроки которой можно четко определить. Для реализации проекта необходимо:

  1. На доске в колонке «‎Запланировано»‎ сформировать пул задач, которые нужно выполнить, например заказать пуфики, перенести диван из другой части офиса, купить комнатные растения.
  2. Определить срок исполнения каждой задачи, назначить ответственных и перенести карточки в колонку «‎В работе». 
  3. Раз в неделю отслеживать прогресс, пополнять колонку «‎Запланировано» новыми задачами или переводить то, что выполнено, в статус «Готово‎».‎ ‎ ‎  
Пример kanban-доски по HR-проектам

Waterfall — для реализации проекта с простыми взаимосвязанными этапами 

Если Agile — это гибкая методология, то Waterfall — каскадная, где этапы работы над проектом взаимосвязаны и идут строго друг за другом. Обычно реализация любого проекта по Waterfall включает 5 этапов:

  1. Определить требования к результату проекта, составить техническое задание. 
  2. Детализировать техническое задание и согласовать с заказчиком механику процесса. 
  3. Подобрать инструменты для реализации проекта и начать работу. 
  4. Протестировать процесс и найти узкие места.
  5. Ввести в эксплуатацию процесс и назначить ответственного за него. 

Например, с помощью Waterfall можно реализовать проект по обучению дизайнеров. Для этого нужно:

  1. Определить, какие результаты должно принести обучение, составить список требований к курсу.
  2. Обсудить с руководителем отдела дизайна требования к обучению, при необходимости дополнить первоначальный список.
  3. Определиться, с помощью каких ресурсов будет проходить поиск курсов. Выбрать обучение, которое подходит по всем параметрам.
  4. Заключить договор с компанией, предоставляющей курс, организовать сотрудников: выдать доступы или рассказать о дате и месте обучения.
  5. После обучения оценить, насколько оно понравилось сотрудникам и удалось ли достичь намеченных результатов. Выявить возможные ошибки, которые стоит учитывать в будущем.

Недостаток Waterfall в обязательной четкой последовательности действий. Если на каком-то этапе встречается проблема, ее важно решить и только потом двигаться дальше. Из-за этого реализация может затягиваться. 

Кроме того, планируя по Waterfall, сложно корректировать проект. Например, компания решила провести One Day Offer с тремя этапами собеседований в один день. Проект спланировали по Waterfall и приступили к реализации. В процессе поняли, что для специалистов недостаточно трех собеседований и важно дать тестовое задание. Такое дополнение сложно включить в негибкую методику.

PRINCE2 — для реализации масштабных проектов с большим количеством согласующих

PRINCE2 предполагает:

  • четкие этапы реализации проекта; 
  • усиленный контроль за качеством;
  • строгое разграничение ролей участников команды;
  • документирование процесса;
  • учет прошлого опыта для снижения рисков.

Методология считается бюрократизированной, поэтому лучше подойдет для масштабных инициатив, где необходимо согласование с большим количеством руководителей. Например, для пересмотра системы мотивации всей команды. В таком случае нужно:

  1. Проанализировать текущую систему поощрений, выявить ошибки и узкие места. 
  2. Прописать этапы создания новой системы мотивации.
  3. Определить роль каждого участника проектной команды.
  4. Фиксировать промежуточные и итоговые результаты — например, в положении о поощрении. 

Если в компании менее 300 человек, применение PRINCE2 избыточно.

«Шесть сигм» — для реализации проекта, который будет охватывать большую часть команды

Методика «‎Шесть сигм»‎ помогает улучшать процессы, избегать сбоев и сокращать ошибки. Этапы реализации проекта по «‎Шесть сигм»:

  1. Определить цели проекта и понять, какие проблемы должны быть решены для достижения определенного уровня отклонения процесса от нормы. Например, целью может быть улучшение онбординга, чтобы больше сотрудников проходили испытательный срок. Проблемы могут быть связаны с тем, что специалистам не хватает инструкций для начала работы, а также со сложностями в налаживании общения с распределенной командой.
  2. Понять, как обстоят дела в процессе сейчас, и определить метрики, которые будут свидетельствовать, что процесс улучшен. В случае с онбордингом метрикой может быть ‎коэффициент кандидатов, прошедших испытательный срок‎. Если он станет больше, значит, цель проекта достигнута.
  3. Доработать процесс, чтобы избавиться от ошибок. Можно написать недостающие инструкции и внедрить практики знакомства новичка с командой.
  4. Оценить, удалось ли улучшить процесс. Для этого понять, как изменились показатели по контрольным метрикам.

Для оценки процессов часто используют метрики эффективности. Чтобы данные были достовернее, важно собирать статистику с большой выборки специалистов. Поэтому метод лучше подходит для команд численностью около 1000 сотрудников. 

Метод критического пути — для реализации краткосрочного и простого по структуре проекта

Метод похож на создание майнд-карт — roadmapping. Техника помогает определить последовательность действий, которые необходимы для реализации проекта, — критический путь.

Вариант планирования проекта по методу критического пути. Для каждого из трех этапов описаны задачи, которые необходимо выполнить для достижения результата

В масштабном и долгом проекте критический путь будет очень длинным, поэтому планирование может быть не наглядным и путаным. 

Lean — для реализации проекта в команде без постоянно горящих дедлайнов

Методика предполагает быстрый запуск проекта и отладку на основе отзывов пользователей или заказчиков. Например, если компания решила запустить корпоративный портал, по методу Lean не нужно долго тестировать его. Надо запустить минимальную версию, получить комментарии сотрудников о ней и доработать.

Lean не подойдет командам, которые постоянно сталкиваются со срочными задачами и вынуждены менять приоритеты. В таком случае времени на доработку процесса будет не хватать.

Я в работе использую Scrum, Kanban и метод критического пути. Считаю, что не нужно зацикливаться на одном методе, лучше миксовать. Подходящий инструмент важно выбирать в зависимости от масштаба компании и проекта, доступных инструментов для реализации, ожидаемого результата и пути развития проекта.

Как оценивать целесообразность HR-проекта

Оценивать целесообразность HR-проектов важно еще до начала реализации. Если оценка будет проведена неверно, усилия и время исполнителей могут быть потрачены впустую. Для анализа можно привлекать руководителя HR-направления, эйчаров и заказчиков, которые заинтересованы в запуске. Они помогут понять необходимость работы над проектом или приоритизировать решение проблем, если задача в этом. 

Оценивать целесообразность доработки уже существующих процессов можно с помощью показателей. Например, измерьте удовлетворенность онбордингом в компании. Если эйчаров, нанимающих менеджеров и топ-менеджмент все устраивает, усовершенствование процесса точно не должно становиться главной целью. Также можно фиксировать затраченное время на выполнение задачи. Например, если рекрутеры тратят много времени на переписки с кандидатами, это сигнал, что процесс стоит оптимизировать.

Инструменты для управления HR-проектами

Расскажу, чем я чаще всего пользуюсь, чтобы упорядочить работу над проектом:

  1. Трекер задач. Раньше я пользовался Jira. В текущей компании работа ведется в Notion. Также в бизнесе используют Youtrack, поэтому сейчас я изучаю, насколько он применим в моих задачах.
  2. Календарь с возможностью писать заметки. Сейчас использую Google Calendar, но подойдет и бумажный планер.
  3. Сервис для созвонов. 
  4. Сервис для хранения и структурирования документов по проекту. Это может быть Confluence, Notion, Google Диск.
  5. Искусственный интеллект. Мы с командой пользуемся Notion AI. Инструмент помогает написать, структурировать и перевести текст на иностранный язык, а также нарисовать диаграмму.
  6. Блокноты. Никак не могу избавиться от привычки писать на бумаге, поэтому за 4 месяца исписываю несколько больших бизнес-блокнотов. 
  7. Вайтборд. На доске наглядно видны процессы, поэтому с ними проще работать — анализировать и менять.

Главное об управлении HR-проектами

  1. HR-проект направлен на оптимизацию процессов, связанных с управлением персоналом и корпоративной культурой.
  2. Так как команда — это живой организм, чтобы запустить проект, нужен точный анализ текущей ситуации и грамотная предварительная работа.
  3. Для управления HR-проектом можно использовать разные методы:
    • Scrum — для реализации проекта с четко очерченной командой;
    • Kanban — для планирования краткосрочного проекта;
    • Waterfall — для реализации проекта с последовательными этапами;
    • PRINCE2 — для работы над проектом с большим количеством согласующих;
    • «Шесть сигм» — для реализации проекта, который затронет большую часть команды;
    • метод критического пути — для планирования простого по структуре и краткосрочного проекта;
    • Lean — для реализации проекта в команде без горящих сроков.
  4. При реализации проекта не обязательно ограничиваться одним методом, иногда стоит использовать лучшие практики из каждого. Выбор методики зависит от масштаба проекта и компании, ожиданий от проекта и доступных инструментов для реализации.
  5. Перед запуском проекта важно оценить его целесообразность, чтобы не тратить ресурсы команды впустую.
О чем расскажем: