Как правильно проводить онлайн-интервью

Базовые знания для рекрутера

Время чтения:  6 мин

Все чаще работодатели нанимают сотрудников, не видя их вживую. Онлайн-интервью постепенно вытесняют классические собеседования в офисе. Это новая реальность, в которой рекрутер должен уметь работать с кандидатом дистанционно: выстраивать взаимодействие, оценивать его навыки и продавать вакансию. Александра Барсукова, HRD в Ippon Technologies, рассказала, как это делать. 

 
Александра Барсукова, HRD в Ippon Technologies

Плюсы онлайн-интервью

 

Экономия времени кандидата

Он не тратит время на дорогу, а общается с работодателем откуда угодно, в перерыве между своими делами. А вот для рекрутера особой выгоды по времени нет — к онлайн-интервью тоже необходимо готовиться.

 

Расширение зоны поиска 

Вы не ограничиваете себя городом, где находится офис компании, а можете общаться с любыми кандидатами без привязки к их географическому положению.

 

Проще собрать людей вместе 

Например, нужно провести встречу с участием кандидата, нанимающего менеджера, HRD и консультанта кадрового агентства. У всех этих людей свои планы, в которые проще встроить созвон в зуме, чем личную встречу. А если ваши сотрудники разбросаны по разным городам, то не будете же вы собирать их в офисе ради интервью.

 

Минусы онлайн-интервью

 

Сложнее продавать вакансию

Один сотрудник на корпоративе рассказал, что при трудоустройстве выбирал между нами и Мегафоном. Оказалось, что на его решение повлияла чашка кофе, которую я принесла ему во время интервью. В тот день он плохо себя чувствовал, ему было приятно, что я проявила заботу.

На онлайн-интервью вы не можете угостить кандидата чаем или кофе, провести экскурсию по офису, познакомить с командой. Нет той атмосферы и ощущения живого человеческого общения.

Кандидаты, которые проходят интервью в офисе, более лояльны к компании.

 

Можно получить ошибочное впечатление о кандидате

Есть риск упустить некоторые поведенческие моменты и реакции, которые вы бы непременно заметили при личном общении. По факту оценивается голос и только то, что можно прочитать по лицу человека. А вот дрожащие руки останутся незамеченными, потому что не попадут в кадр.

Порой разница между виртуальным образом и реальным человеком бывает огромной. Например, мы искали управляющего в бизнес-центр класса B+. Я поговорила с кандидатом онлайн, все было классно — казалось, что это тот, кто нужен. Но когда увидела его лично, то сразу поняла: он не подойдет. Мы искали жесткого руководителя, а передо мной был мягкий и услужливый человек в костюме и очках. Это не считывалось при дистанционном интервью, но мгновенно стало понятно на личной встрече.

 

Кандидаты используют шпаргалки

Некоторые люди прямо во время технического онлайн-интервью ищут ответы на вопросы в интернете. Вы можете понять это по таким признакам:

  • собеседник смотрит не в камеру, а на экран, при этом взгляд бегает;
  • заминки при ответах на вопросы, во время которых он что-то набирает или кликает мышкой.

Это лишь косвенные «улики», которые еще ничего не доказывают, но бросают тень сомнения на человека. Приходится ломать голову: глаза бегали, потому что волновался, читал ответ из интернета или наблюдал за своей кошкой?

 

В каких случаях нужно онлайн-интервью

Некоторые работодатели проводят онлайн-интервью на начальном этапе подбора — чтобы отсеять нерелевантных кандидатов. А уже потом приглашают тех, кто остался, на личную встречу в офис. 

Существенный минус такого подхода — добавляется промежуточный этап, а чем их больше, тем выше риск потерять кандидата. Пока вы согласовываете встречу в зуме, а потом договариваетесь об очном интервью, более расторопные конкуренты перехватят специалиста. Для первичной фильтрации больше подойдет телефонный звонок — его организовать быстрее и проще, чем онлайн-интервью.

Живое общение лучше виртуального. Онлайн-интервью — это вынужденная мера, когда нельзя увидеться лично.

Вот 3 случая, когда стоит использовать онлайн-интервью:

  1. Для сложных собеседований с участием технических специалистов, чье время стоит очень дорого.
  2. Если невозможно встретиться лично. Например, нанимающий менеджер находится в одном городе, кандидат — в другом, а вы — в третьем.
  3. При работе на высококонкурентном рынке труда. Сейчас многие компании проводят онлайн-интервью, что удобно для кандидатов. Вот вы приходите к разработчику уровня senior и предлагаете: «Приезжайте на другой конец города к нам в офис. Буквально 2 часа, и вы у нас». Он отвечает: «А зачем мне ваш офис нужен? У меня и так сегодня 5 дистанционных интервью, на которые не нужно никуда ехать». В такой ситуации придется назначать онлайн-встречи, чтобы не терять кандидатов.
 

Особенности подготовки

По части подготовки онлайн-интервью мало чем отличается от обычного офисного собеседования. Рекрутеру точно так же необходимо провести предварительную работу, например изучить резюме кандидата, подготовить список вопросов и составить план разговора. Но у него появляются еще и дополнительные задачи.

 

Изучите платформу

Рекрутер должен уметь работать с программой для проведения интервью, знать, что может пойти не так, уметь быстро решать технические проблемы. Приготовьтесь: иногда придется ощущать себя специалистом техподдержки зума или скайпа. 

 

Напомните всем о встрече

Почему-то многие люди воспринимают онлайн-интервью как второстепенное мероприятие, куда допустимо опаздывать. Причем такое легкомысленное отношение свойственно не только кандидатам, но и рекрутерам с заказчиками. 

Не надейтесь на человеческую память и ответственность: фиксируйте встречи в календаре и не стесняйтесь напоминать о них остальным. В день интервью я обязательно пишу кандидату и уточняю, все ли в силе. Такой же вопрос задаю и нанимающим менеджерам примерно за 30 минут до начала.

 

Подготовьте кандидата к созвону

Обычно кандидаты из IT-сферы без проблем подключаются к встрече, а для всех остальных лучше сделать инструкцию. У меня есть документ с техническими требованиями для онлайн-интервью, в котором подробно расписано, какие программы нужно установить и какая скорость интернета потребуется. 

Этот файл я заранее скидываю кандидату, а до встречи мы проводим тестовый созвон: нужно убедиться, что все настроено и работает. Иногда в этот момент всплывают проблемы — например, собеседник не знает, как включить камеру. Или он не выходит на связь, потому что забыл скачать программу. Мы вместе начинаем все устанавливать, запускать, перезапускать, нажимать разные кнопочки. Главное, чтобы к началу интервью, когда придет заказчик, все заработало. 

Если встреча проходит с участием сложного и статусного заказчика, то лучше созвониться за 15 минут до старта. Этого времени хватит, чтобы все проверить и решить технические трудности. 

Обязательно созванивайтесь до начала встречи и все проверяйте, если не хотите, чтобы кандидат «посыпался» перед заказчиком из-за технических проблем.

 

Как сохранять вовлеченность кандидата при дистанционном общении

Без личных встреч кандидат сильно ограничен в источниках, из которых можно составить впечатление о компании. В этом случае на первый план выходит маркетинг. Важно транслировать правильное впечатление о компании во всех точках, где кандидат соприкасается с HR-брендом компании: от текста вакансии до общения с заказчиками. 

Если у вас классный офис, который пока нельзя показать вживую, то составьте красочную презентацию и приложите ее к приглашению на интервью. Если вы гордитесь своей культурой, то расскажите кейсы, в которых она ярко проявляется, покажите видео с внутренних мероприятий.

В онлайне можно продавать вакансию только словами, доброжелательностью и процессами — больше на вас ничего не работает.

Постарайтесь показать кандидату, что по ту сторону экрана не функция в лице рекрутера, а живой человек. Например, если я замечу гитару, то поинтересуюсь у собеседника, умеет ли он играть. Если в кадр попадет домашний питомец, то обязательно узнаю, как его зовут. Это мелочи, которые помогают расслабить и раскрыть кандидата, наладить с ним контакт. 

 

Семь советов рекрутеру, которые помогут просто и безболезненно провести онлайн-интервью

  1. Не используйте большие полноразмерные наушники — они плохо смотрятся в кадре. Для онлайн-интервью больше подойдут маленькие «капельки».
  2. Внешний вид рекрутера должен соответствовать культуре работодателя. Допустим, в компании принят деловой стиль, тогда на интервью нужно одеться соответствующим образом, даже если вы выходите на связь из дома.
  3. Обязательно присутствуйте на интервью с участием заказчика. Не стоит надеяться, что кандидат и нанимающий менеджер сами все организуют, встретятся и при необходимости решат технические проблемы.
  4. Не забывайте о том, что вас снимает камера. Однажды во время собеседования наш техлид прогуливался вдоль бассейна и вдруг начал раздеваться. Оказалось, он то ли не знал, то ли забыл, что включена камера. Все, включая кандидата, сделали вид, что так и было задумано — просто заказчик решил искупаться.
  5. Опасайтесь зеркальных поверхностей. Мой коллега рассказывал про кандидата, за спиной которого стоял зеркальный шкаф. Благодаря отражению было видно, что он сидит в пиджаке и трусах. Вот еще забавный случай: собеседник читал подсказки с компьютера, а они отражались в его очках.
  6. Если звук постоянно прерывается, картинка замирает, не получается нормально пообщаться, то не мучайтесь — перенесите встречу. Если кандидат несколько раз переспрашивает или отвечает на один и тот же вопрос, то на подсознательном уровне возникает ощущение, что он недостаточно компетентен. В результате впечатление заказчика смазывается, человек получает отказ.
  7. Пользуйтесь программами, которые требуют минимальных настроек и обеспечивают качественную связь. Советую Zoom — многие кандидаты умеют с ним работать. Еще мы общаемся через Google Hangouts, но для его использования нужна учетная запись на Gmail. Skype часто лагает, Telegram теряет связь и не позволяет организовать конференции, у WhatsApp тоже посредственное качество.
 

На что обращать внимание во время интервью

Некоторые рекрутеры просят кандидатов чуть ли не провести онлайн-экскурсию по квартире. Якобы по окружающему порядку или хаосу можно сделать какие-то выводы о человеке. Мне же кажется, что вторгаться в личные границы другого человека непрофессионально, а гадания по квартире — это что-то из области нумерологии и астральной магии. Профессионалы полагаются на научные теории и статистические выборки. Но нет доказательств того, что порядок или беспорядок дома хоть как-то коррелирует с качеством работы. 

Вот на что действительно надо обратить внимание:

  1. Сфокусированность собеседника. Некоторые люди во время интервью отвечают на звонки, переписываются в мессенджерах, перещелкивают вкладки в браузере. Это негативный признак — человек не сконцентрирован на беседе. Причины могут быть разными: например, вакансия ему не очень интересна или он просто не в силах сфокусироваться на чем-то одном. 
  2. Не пользуется ли он шпаргалками. Если вы подозреваете, что кандидат подсматривает, то есть два пути. Можно спросить его в лоб или начать строить вопросы так, чтобы нельзя было найти готовый ответ. Например, спрашивайте не «принципы ООП», а «как вы применяете принципы ООП в работе».
  3. Невербальные сигналы. Их удобно считывать, потому что на интервью, как правило, крупным планом видно лицо собеседника. Например, можно отслеживать мимику кандидата и глазные сигналы доступа — движения глаз, свидетельствующие об определенных мыслительных процессах.
 

Резюмируем

  1. Онлайн-интервью — вынужденная мера на тот случай, когда провести личную встречу невозможно.
  2. Онлайн-интервью экономит время кандидата и заказчика, но не рекрутера. Напротив, к стандартным рекрутерским задачам добавляются новые: изучить платформу, подготовить кандидата и заказчика к созвону, оперативно решать технические проблемы.
  3. Продавая вакансию дистанционно, особенно важно формировать правильное впечатление о компании на каждом этапе подбора и во всех коммуникациях.
  4. Во время онлайн-интервью вы снимаете меньше информации о кандидате, чем при живом общении: ускользают многие поведенческие моменты и реакции. 
  5. Возможность трудоустроиться не выходя из дома — конкурентное преимущество работодателя в борьбе за кандидата.
  6. Обращайте внимание, на чем сфокусирован кандидат: занят ли он только общением с вами или чем-то еще, например ищет в интернете ответы на вопросы нанимающего менеджера. 
  7. В онлайне сложнее раскрыть собеседника и установить доверительный контакт. Постарайтесь общаться с кандидатом так, чтобы он увидел в вас живого человека, а не просто голову в мониторе.

Еще из рубрики “Экспертиза”

huntflow, хантфлоу, экспертиза, рекрутинг, кадровый резерв, образовательные программы, яндекс
Экспертиза

Готовь кадры смолоду: опыт Яндекса

Как и зачем компании работают со школьниками и студентами. Часть 3

huntflow, хантфлоу, экспертиза, рекрутинг, кадровый резерв, образовательные программы, тинькофф
Экспертиза

Готовь кадры смолоду: опыт Тинькофф

Как и зачем компании работают со школьниками и студентами. Часть 2

huntflow, хантфлоу, экспертиза, рекрутинг, кадровый резерв, образовательные программы
Экспертиза

Готовь кадры смолоду: опыт Норникеля и IBM

Как и зачем компании работают со школьниками и студентами. Часть 1

хантфлоу, huntflow, новинка, форма заявки, рекрутинг
Экспертиза

Как поля в формах заявки и вакансии повышают эффективность рекрутера

Адаптируйте рекрутинговую систему под бизнес-процессы в вашей компании. Это бесплатно!