Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

И каких ошибок избегать
Необязательно выдумывать инновационные подходы, чтобы мотивировать команду. С течением времени базовые потребности сотрудников мало изменились, поэтому увеличивать производительность команды можно с помощью проверенных способов. Один из таких — двухфакторная теория мотивации Герцберга.
Руководитель центра мотивации, организационного развития и HR-аналитики в IT-компании Анастасия Козинченко рассказала, в чем суть теории Герцберга, каким компаниям она подойдет и как на ее основе выстроить систему мотивации сотрудников. Также обсудили, какие ошибки совершают компании, внедряя теорию Герцберга в процессы.
Анастасия Козинченко, международный эксперт в области C&B, автор канала Global Total Rewards
Теория носит имя американского психолога Фредерика Герцберга. Более 50 лет назад он провел опрос с участием 200 работников предприятия в Питтсбурге. Герцберг спрашивал респондентов, что вызывает у них удовлетворение от работы, а из-за чего они, наоборот, бывают недовольны.
На основании опроса он выделил 2 группы факторов, от которых зависит мотивация и удовлетворенность сотрудников работой — гигиенические и мотивирующие.
Гигиенические факторы теории мотивации Герцберга связаны с обстановкой и атмосферой в коллективе. А еще они удовлетворяют базовую потребность человека в безопасности.
Виды гигиенических факторов:
Мотивирующие факторы отражают содержание работы, отношение сотрудника к тому, что он делает и чем отвечает ему компания.
Виды мотивирующих факторов:
Важно уделять внимание обеим группам факторов — как мотивирующим, так и гигиеническим. Только тогда специалисты будут удовлетворены работой, и их производительность может возрасти на 17%.
Например, в креативном бюро сотрудники работают с видом на Кремль, каждый день пьют свежевыжатые соки и получают рыночную зарплату. Но команда вынуждена мириться с неконструктивной критикой руководства и микроменеджментом. В такой ситуации компанию не спасут соки и живописные виды — неудовлетворенность будет расти, производительность снизится, сотрудники начнут увольняться.
Это правило действует и в обратную сторону — вдохновляющие задачи и свобода в выборе решений не помогут, если люди зарабатывают существенно меньше, чем готов предложить им рынок.
Для повышения мотивации недостаточно только повысить зарплату или дать интересные задачи. Важно прорабатывать обе группы факторов и регулярно оценивать удовлетворенность сотрудников.
Часто главным недостатком теории Герцберга считают то, что она применима только для офисных сотрудников, а организовать систему мотивации для рабочего персонала по ней не получится.
Я считаю, это не так. Подход подойдет любой компании, главное — правильно адаптировать его под бизнес: учесть специфику сферы и выяснить, какие факторы влияют на удовлетворенность команды.
Для этого нужно:
В первую очередь важно проработать гигиенические факторы, которыми недовольны сотрудники, затем браться за мотивационные. Для этого:
Если у вас пока нет системы мотивации, советую сосредоточиться на проработке базовых факторов:
Факторы неудовлетворенности — это то, что сильно бьет по мотивации сотрудников здесь и сейчас. Это пожар, который надо срочно тушить. Если на предыдущем этапе вы уже проработали наиболее проблемные зоны, можно переходить к плановым улучшениям.
На этом этапе идет работа над факторами, которые сами сотрудники не отмечали как проблемные. Но эта работа важна — она позволяет найти дополнительные источники мотивации команды.
При этом важно тщательно оценивать любые нововведения, которые затрагивают гигиенические факторы. Излишние требования к порядку и перфекционизм руководства могут обнулить проведенную работу по мотивации и спровоцировать всплеск неудовлетворенности.
Например, я работала в компании, где даже за опоздание на минуту штрафовали — так сотрудников мотивировали приходить вовремя. Когда я принимала решение об увольнении, это был один из аргументов в пользу расставания. А в другой компании сотрудники с пониманием относятся к строгому графику и штрафам за опоздания — это «зашито» в ее культурном коде.
Прежде чем устанавливать правила и предлагать поощрения, подумайте, насколько они актуальны для сотрудников и легко ли команда к ним адаптируется.
Следите за четырьмя метриками:
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности