хантфлоу, huntflow, T&D-менеджер
Редактор:  Дарья Краснопевцева

Кто такой T&D-менеджер и как им стать

И почему развивать нужно даже самых компетентных сотрудников

По данным исследования Евразийского института конкурентоспособности и консалтинговой компании Strategy Partners, около 40% предъявляемых к сотрудникам требований изменятся в течение 5 лет. Это же исследование показало, что более 50% специалистов нуждаются в переквалификации. Это значит, что компаниям нужно организовывать тренинги, курсы и корпоративные университеты, чтобы их сотрудники соответствовали требованиям нового времени.

Развитием и образованием людей в компании занимается T&D-менеджер. Кто это, какие задачи он решает, в чем его польза для бизнеса и какие навыки требуются успешному T&D-специалисту, рассказала тимлид T&D Авито Анастасия Чертовских.

 

Анастасия Чертовских, тимлид T&D в Авито

 

Кто такой T&D-менеджер и чем он занимается

T&D-менеджер — это партнер бизнеса в обучении и развитии сотрудников. Он помогает решать такие вопросы:

  • как развиваться руководителям и линейным сотрудникам; 
  • как подбирать, организовывать и проводить обучение;
  • как сделать так, чтобы среда, в которой находятся сотрудники, способствовала обучению и развитию.
 

Типы специалистов

В некоторых компаниях T&D-менеджер и организует образовательные мероприятия, и сам выступает в роли тренера, а в других только управляет системой обучения и развития. На набор функций T&D-менеджера в разных организациях влияют:

  • индустрия и структура компании;
  • состав T&D-команды;
  • цели и задачи, которые ставят перед T&D-отделом заказчики из бизнеса.

Например, в крупных банках высокая текучесть и много массовых позиций: менеджеров по работе с клиентами, кассиров и сотрудников службы поддержки. В таких компаниях нужно постоянно обучать сотрудников стандартам работы, навыкам продаж и общению с клиентами. Здесь требуется целый отдел T&D, который будет заниматься организацией образовательного процесса. В него войдут и специалисты по организации тренингов, и тренеры.

В небольшом стартапе все эйчар-функции выполняет один человек. Поскольку он вынужден заниматься всем, от подбора до кадрового делопроизводства, его временной ресурс ограничен. Обычно такой специалист сам не проводит тренинги, но он должен понимать:

  • как строится обучение;
  • в чем основные принципы обучения взрослых;
  • где и как найти людей, которые смогут обучить сотрудников.
 

Зачем обучать сотрудников

Потребность в T&D-специалистах чаще всего возникает в двух случаях:

  1. C расширением компании появляется много массовых позиций. Для быстрого ввода, адаптации и погружения в рабочий процесс новичков нужен специалист, который будет регулярно проводить тренинги и обучение.
  2. Компания заинтересована в том, чтобы ее сотрудники росли и получали возможности для развития.  Любой хороший специалист со временем хочет расти и развиваться — повысить свою экспертность или перейти на руководящую позицию. В таком случае у работодателя два пути:
  • отпустить сотрудника в другую компанию, где он реализует свои желания;
  • сделать так, чтобы сотрудник остался в компании: помочь ему с определением карьерного трека и выбором инструментов для развития. 

Обучение и развитие сотрудников преследует три основные цели:

  • увеличить производительность сотрудников и, как следствие, повысить прибыль компании;
  • мотивировать персонал;
  • сформировать или повысить лояльность к бренду работодателя. Для сотрудников важно, чтобы компания вкладывалась в них.
 

Навыки и качества T&D-менеджера

Для T&D-специалиста «хардами» считаются навыки, которые для любого другого профессионала являются «софтами» — гибкими навыками:

  1. Навыки коммуникации — умение говорить с заказчиками, сотрудниками и подрядчиками на одном языке, выявлять потребности в обучении.
  2. Навыки аргументации — T&D-менеджер должен уметь защитить обучающую программу перед заказчиками или обосновать, почему система обучения в компании именно такая. 
  3. Умение вести переговоры. Этот навык часто нужен, например, при обсуждении конечной стоимости образовательной программы с провайдерами.
  4. Управление проектами. Процесс организации обучения и выстраивания системы развития сотрудников подразумевает работу с проектами.

Здорово, если T&D-менеджер будет развивать навыки менторинга или коучинга. Так он может помогать сотрудникам с их планом развития и сам в этом случае выступать экспертом. 

Развитие сотрудников — это игра вдолгую. Здесь большой горизонт планирования, поэтому T&D-специалистам нужно развивать системное и стратегическое мышление.

Если T&D-менеджер также является «играющим» тренером, то ему нужно знать:

  • методологию создания программ обучения;
  • основные принципы обучения взрослых;
  • особенности работы с групповой динамикой.
 

Как оценить кандидата на позицию T&D-менеджера

Сейчас мы ведем подбор на позицию «T&D-менеджер». В кандидатах оцениваем:

  • знание рынка провайдеров образовательных услуг;
  • опыт работы с этими провайдерами;
  • понимание принципов обучения взрослых;
  • умение составлять образовательные программы;
  • опыт организации мероприятий. 

На интервью мы также уточняем: 

  • с какими группами сотрудников работал кандидат; 
  • для кого проводил обучение;
  • как взаимодействовал с заказчиками; 
  • как решал сложные кейсы;
  • с помощью каких инструментов находил решения для задач заказчиков и запросов сотрудников.

Во время беседы довольно сложно определить, подходит ли кандидат на данную позицию. Поэтому если нужен специалист с навыками тренера, то стоит добавить демо-этап, на котором кандидат проведет небольшой тренинг для мини-группы на заданную тему. 

А если в потенциальном T&D-специалисте важнее оценить менеджерские и организаторские навыки, подготовьте для него кейс. Опишите задачу и попросите предложить решение. Оценивая кейс, обратите внимание:

  • насколько внимательно кандидат прочитал и выполнил все условия;
  • задавал ли вопросы;
  • какие шаги предложил;
  • видит ли кандидат картину целиком или концентрируется на отдельной и наиболее знакомой части задачи.
 

Плюсы и минусы профессии

 
 

Где учиться, чтобы стать T&D-менеджером

Академических образовательных программ по направлению «T&D-менеджер» в России нет. Можно пойти на смежную специальность — «Управление персоналом». 

Рекомендую присмотреться к курсам, которые позволяют развивать отдельные навыки:

Я получила психологическое образование и прошла обучение командному и индивидуальному коучингу. На мой взгляд, такой бэкграунд отлично подходит для работы T&D-менеджером.

 

Карьерный путь

 

Как стать T&D-менеджером

К позиции T&D-менеджера можно прийти двумя путями. Некоторые специалисты начинают с координаторских позиций в отделе обучения и развития персонала. Они решают несложные организационные задачи, занимаются документооборотом, постепенно расширяя область ответственности.

Есть и второй вариант: перейти на эту должность с другой позиции, связанной с подбором и управлением персоналом. 

 

Где продолжить карьеру

Для T&D-менеджеров, которые уже переросли свою позицию, есть два карьерных трека внутри компании:

  1. Стать руководителем своего отдела, если такая позиция есть в компании.
  2. Перейти из бэк-офиса в бизнес-команду. Специалистам по обучению и развитию доступны тренинги, которые они организовывают для своих коллег. Можно получить дополнительные знания и перебраться в другой департамент в своей же компании.
  3. Стать HRBP. Для этого нужно получить дополнительные компетенции в сфере C&B, вовлечении персонала и КДП.

T&D-менеджер может развивать свою карьеру и за рамками конкретной компании:

  • стать фасилитатором или тренером и уже в качестве провайдера услуг работать с различными компаниями;
  • основать собственную тренинговую или консалтинговую компанию.
 

Зарплата T&D-специалиста

Оклад специалиста зависит от многих факторов:

  • рынка, на котором работает компания;
  • региона;
  • задач и функций специалиста. 

Нижняя планка зарплаты на таких позициях около 50 000 ₽, но в некоторых регионах она еще меньше. Разброс огромный: например, зарплатные вилки на схожие вакансии в Москве и Краснодарском крае различаются в два раза.

 
Вакансии специалистов по обучению и развитию персонала в Москве, размещенные на Хедхантере

 
Вакансии специалистов по обучению и развитию персонала в Краснодарском крае, размещенные на Хедхантере

 

Выводы

  1. T&D-менеджер — это партнер бизнеса в обучении и развитии сотрудников. Он может как выстраивать систему обучения и организовывать образовательные мероприятия для сотрудников, так и самостоятельно проводить тренинги.
  2. Обучение и развитие сотрудников преследует три цели:
  • повысить производительность персонала и тем самым увеличить прибыль компании;
  • мотивировать сотрудников;
  • сформировать или повысить лояльность к бренду работодателя.
  1. «Харды» T&D-менеджера для других специальностей считаются софт-скиллами. 
  2. Основные требования к T&D-специалисту:
  • умение выстраивать коммуникацию с любой целевой аудиторией;
  • навыки ведения переговоров;
  • умение аргументировать свое решение;
  • знание методологии создания обучающих программ.
  1. Если T&D-менеджер еще и тренер, он также должен знать основные принципы обучения взрослых и уметь работать с групповой динамикой.
  2. Чтобы оценить кандидата на позицию T&D-менеджера, включите в процесс подбора дополнительный этап — решение кейса или проведение демо-версии тренинга.
  3. Чтобы стать компетентным T&D-менеджером, рекомендую пройти дополнительные курсы по проведению тренингов или наставничеству (коучингу и менторингу).
  4. Обычно до T&D-менеджеров вырастают младшие сотрудники отдела обучения и развития персонала, а иногда на эту позицию переходят бывшие рекрутеры или эйчары.
  5. T&D-менеджер может продолжать свою карьеру в качестве HRBP или сотрудника бизнес-юнита, стать фрилансером и даже основать собственную тренинговую компанию.