Кто такой HR-generalist и как им стать

И швец, и жнец, и на дуде игрец

11 апреля 2022
Время чтения:  5 мин

Продолжаем серию материалов о ролях и функциях в эйчаре и рекрутинге. Мы уже выяснили: 

Теперь попробуем разобраться, кто такой HR-generalist, какие у него задачи, как им стать и куда расти дальше. Об особенностях этой должности Хантфлоу рассказала HR-generalist компании «Кнопка» Наталия Шорохова.

 

Наталия Шорохова, HR-generalist, Кнопка

 

Кто такой HR-generalist

Эту роль можно описать выражением «и швец, и жнец, и на дуде игрец». В компании такой специалист одновременно и кадровик, и рекрутер, и HRBP, и массовик-затейник.  

Довольно часто потребность в должности HR-generalist отпадает с ростом компании и усложнением всех бизнес-процессов. Тогда уже требуются более узкие специалисты для подбора, обучения, адаптации персонала и кадрового делопроизводства. Впрочем, некоторые функции можно отчуждать от HR-generalist и отдавать на фриланс, даже если у вас еще небольшая компания. Например, можно частично или полностью передать кадровому агентству функцию подбора.

Опытный HR-generalist способен практически в одиночку справляться с делами в компании, где работает до 200 сотрудников. Дальше самостоятельно вести подбор и решать внутренние кадровые задачи уже невозможно. Тяжела и работа на этой условной «границе», когда приходится одновременно развивать несколько проектов, вести документооборот и заниматься подбором. В результате могут возникать ошибки, приходится чаще задерживаться на работе и отказываться от каких-то проектов.

 

Обязанности специалиста

HR-generalist проходит весь цикл — от поиска кандидата до оффбординга сотрудника. Чем он занимается:

  • составляет описание вакансий, 
  • ищет кандидатов, 
  • проводит собеседования, 
  • оформляет документы при приеме на работу, 
  • адаптирует новичков, 
  • собирает обратную связь, 
  • развивает сотрудников, 
  • организует корпоративы и тренинги,
  • оформляет все документы для увольнения. 

Конечно, если в компании сложный кадровый учет — например, нужно оформлять вахтовых сотрудников, делопроизводством может заниматься отдельный специалист. Но на первых порах и эти функции HR-generalist способен брать на себя.

С ростом компании и увеличением обязанностей пора нанимать помощника. В первую очередь HR-generalist может передать в другие руки задачи по поиску кандидатов и проведению первичных интервью.

 

Навыки и качества

Для этой должности софт-скиллы важнее «хардов». Особого успеха достигают специалисты, которым свойственны:

  • неиссякаемая энергия и многозадачность. С ростом числа задач и их усложнением важно не сбавлять темп и не терять в качестве;
  • развитые навыки коммуникации. Собеседования, адаптация, тимбилдинги и внутрикорпоративные университеты — любая задача дженералиста предполагает общение с людьми. Кандидатам нужно «продать» вакансию, руководству — доказать эффективность планируемого образовательного проекта. Здесь нужно уметь убеждать, слушать и договариваться;
  • высокий уровень эмпатии. HR-generalist должен отлично чувствовать коллег, замечать назревающие конфликты и вовремя их устранять.

А требования по хард-скиллам зависят от специфики компании. Например, если вы часто самостоятельно организуете внутрикорпоративные образовательные и развлекательные мероприятия, вам пригодятся навыки бюджетирования и составления смет.

 

Как стать дженералистом

Часто на эту должность приходят из рекрутмента. 

Рекрутер — это первое знакомое лицо сотрудника в компании. Он проходит с ним путь от первого собеседования до принятия оффера. Поэтому, когда новичку требуется совет или поддержка, он естественным образом обратится к рекрутеру. Таким образом и расширяется зона влияния рекрутера.

Со временем рекрутер перестает заниматься только подбором и постепенно начинает организовывать мероприятия для своих коллег, разрабатывать образовательные проекты, собирать обратную связь и выстраивать коммуникации между руководством и сотрудниками. У него становится больше обязанностей, и он перестает быть исключительно специалистом по подбору.

 

Перспективы профессии

Как правило, дальнейший карьерный трек дженералиста — это чаще всего углубление одной из функций, которая была у него до этого. Можно стать специалистом по адаптации или заниматься обучением персонала — все зависит от интересов и стремления развиваться в какой-то более узкой области.

При наличии таланта к стратегическому планированию HR-generalist способен вырасти в HRBP. Но чтобы это сделать, придется развивать навыки аналитики и расчета метрик, научиться оперировать данными и показателями. Эти компетенции необходимы, чтобы решать задачи бизнеса и говорить с ним на одном языке.

Возможны и переходы в совершенно другие функции. Эйчары обладают привилегией близко общаться с людьми из разных отделов, наблюдать за работой команд и «примерять» на себя разные должности, чтобы понять, куда двигаться дальше.

Например, у меня был опыт работы проджект-менеджером. Мы запускали платформу для сотрудников — внутренний трекер задач в Джире. Несмотря на то что я HR-generalist, передо мной стояли задачи, с которыми обычно работает проджект-менеджер. 

 

Сколько зарабатывает HR-generalist

Зарплатная вилка на этой позиции зависит от нескольких условий:

  • сфера, 
  • регион, 
  • задачи, 
  • зона ответственности.

Разброс зарплат в этой профессии огромный: в одной компании HR-generalist может зарабатывать 35 000–50 000 ₽, в другой — 150 000 ₽. 

 
Вакансии HR-generalist, размещенные на Хедхантере
 

Где найти и как нанять дженералиста в вашу компанию

Я уверена, что такого специалиста лучше искать среди своих коллег: он глубоко погружен в корпоративную культуру, уже знает сотрудников. Нанятый на стороне человек может не вписаться в культуру компании — велика вероятность, что в таком случае придется возобновлять поиски специалиста.

Где и как искать, если вы решите нанимать стороннего специалиста:

  • джоб-сайты — Хедхантер, Работа.ру и аналогичные платформы;
  • карьерный сайт;
  • таргетированная реклама на лендинг с вакансией;
  • поиск подходящих вам специалистов в соседних отделах — возможно, кто-то из коллег подумывает о смене карьерного трека;
  • поиск по знакомым и друзьям ваших сотрудников — попросите коллег опубликовать информацию о вакансии в своих аккаунтах в соцсетях.
 

Как оценить кандидата на позицию HR-generalist

 

Оценка резюме

Изучая резюме кандидата, обратите внимание на внешние признаки:

  • описание обязанностей на каждом из предыдущих мест работы — насколько они подробны и в каком стиле написаны;
  • структура резюме;
  • общий стиль оформления — визуальная подача, соблюдение правил русского языка. 

Хороший специалист, просматривая массу чужих резюме, берет на заметку интересные решения и подходы в оформлении, а потом использует их в описании собственного опыта работы.

Если резюме заполнено не полностью, нет фотографии, не указаны возраст, зарплатные ожидания и пожелания к работе, это повод задуматься о компетентности кандидата.

 

Тестовое задание 

Претендентам на позицию HR-generalist можно предложить три задания:

  • описать вакансию;
  • отобрать резюме на определенные должности;
  • организовать мероприятие.

Задание должно проверять важные навыки, но не отнимать много времени.

 
 

На что обратить внимание на интервью

Проводите интервью с позиции партнера: расскажите, чего вы ждете от кандидата, и узнайте, чем бы он хотел заниматься на предложенной позиции. Важно проговорить ожидания кандидата: может оказаться, что онкандидат хочет развиваться в адаптации новичков, а на текущей позиции нужно заниматься всем и сразу.

Интервью — это возможность оценить личные качества кандидата и его софт-скиллы. Поговорите с кандидатом о его целях, ориентирах и приоритетах. Если собеседник ничем не заинтересован и у него нет стремлений, велика вероятность, что и в должности дженералиста такой человек будет стагнировать — не будет развиваться ни он сам, ни его отдел.

Такая незаинтересованность бывает признаком профессионального выгорания. Внимательнее относитесь к кандидатам, которые давно работают в должности эйчара. Возможно, они уже начали выгорать, но даже не замечают этого. На интервью такой специалист расскажет о своих знаниях и умениях, но не проявит явной заинтересованности ни к своей текущей работе, ни к потенциальной. 

Часто кандидаты пытаются сбежать от выгорания с помощью смены компании и должности.

Обратите внимание и на то, как кандидат общается. Если человек неискренен, уклончиво отвечает на элементарные вопросы, это повод задуматься. В будущем могут возникнуть проблемы с откровенностью и доверием к такому человеку.

 

Выводы

  1. HR-generalist — это многопрофильный специалист, который может заниматься подбором, адаптацией, развитием персонала и кадровым документооборотом.
  2. По мере того как численность персонала компании приближается к 200, HR-generalist все с большим трудом справляется с растущим объемом задач. 
  3. Если дженералист не справляется с задачами, то часть его функций — например, по поиску кандидатов и проведению первичных интервью —  можно передать кому-то еще. Для этого выделите ему помощника и привлеките к подбору фрилансеров. 
  4. Для дженералиста важны развитые софт-скиллы: навыки общения, высокий уровень эмпатии и неиссякаемая энергия.
  5. Довольно часто на позицию HR-generalist переходят рекрутеры, которые кроме подбора берут на себя задачи по развитию сотрудников и адаптации новичков.
  6. Кандидата на позицию HR-generalist лучше искать среди своих коллег. Такой человек уже погружен в культуру компании и знает ее сотрудников.
  7. Оценивая резюме кандидата, обратите внимание на стиль оформления и то, насколько подробно описан опыт.
  8. В качестве тестового задания можно предложить описать вакансию, подобрать резюме подходящих специалистов или разработать внутрикорпоративное мероприятие.
  9. Интервью — это возможность оценить софт-скиллы кандидата на позицию HR-generalist. Обращайте внимание на вовлеченность, заинтересованность в профессии и будущих задачах, искренность ответов.

Еще из рубрики “Экспертиза”

Экспертиза

Как провести первый контакт с кандидатом

Делимся тезисами из книги Ксении Окунцевой «Все, что вы хотели знать об IT-рекрутинге»

Экспертиза

«Лакированный фасад никому не нужен, все хотят увидеть реальность»

Основы управления скандалами от эксперта по HR-коммуникациям