Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

И защитить его перед руководством
Если рекрутеры и эйчары стали часто пользоваться Экселем или Гугл Таблицами, значит, пришло время планировать бюджет на следующий год. Чтобы вы не утонули в сложных формулах, гигантских таблицах и замысловатых расчетах, мы провели митап про HR-бюджет.
С экспертами из Ostrovok.ru, Спортмастера и Хантфлоу обсудили, что входит в HR-бюджет, как рассчитать затраты на подбор и понять, от каких трат можно отказаться. Также разобрались в моделях бюджетирования и поговорили про аргументы, которые позволят защитить расходы перед руководством.
Удобство рекрутеров — слабый аргумент в пользу покупки инструментов автоматизации. Обосновывать затраты перед бизнесом нужно на языке цифр.
Лучше опираться на сокращение сроков закрытия позиций. В Хантфлоу есть специальные возможности и инструменты, которыми можно влиять на этот показатель.
Аналитика. В Хантфлоу можно отслеживать среднее время нахождения кандидата на каждом этапе воронки. Наша аналитика позволяет выявлять и устранять зависания, которые тормозят подбор. Чтобы обнаруживать и исправлять большие системные ошибки, важно понимать, почему кандидаты не проходят на следующий этап. Это можно сделать, анализируя воронку подбора и причины отказов.
Вовлечение заказчиков в наем. Чтобы подбор был предсказуемым и прозрачным, рекрутеры и нанимающие менеджеры должны работать в едином информационном пространстве. Так заказчики будут видеть всю историю работы по кандидатам, воронку подбора и аналитику, чтобы понимать тенденции рынка.
Автоматизация рутины. Главная задача рекрутеров — искать кандидатов и общаться с ними. Рутину стоит доверить Хантфлоу — времени на важное станет больше.
Рассчитайте планируемую нагрузку на команду подбора:
Если в следующем году ожидается значительный рост плана найма, то заложите в бюджет затраты на расширение команды рекрутмента.
Одна из основных статей расходов HR-бюджета — затраты на поиск и привлечение кандидатов. Важно знать, сколько кандидатов приносит канал и до каких этапов доходят специалисты из определенного источника. Эта информация поможет отказаться от бесполезных каналов и перераспределить деньги на более эффективные инструменты поиска.
Обычно подготовка HR-бюджета занимает от одного до трех месяцев. Чтобы этот процесс прошел гладко, соблюдайте 3 правила.
Пользуйтесь сценарным планированием. Важно подготовиться к изменениям и планировать затраты с учетом разных событий в компании и мире. Открытие еще одного подразделения, запуск нового продукта, расширения отдела, кризис — все это сценарные условия, которые повлияют на расходы HR-подразделения. Нужно спрогнозировать несколько вариантов развития событий и просчитать возможные траты.
Не экономьте на команде, но знайте, на что расходуются деньги бизнеса. Чтобы эффективно использовать трудовые ресурсы, надо детально понимать траты бизнеса на персонал и уметь оценивать эффективность расходов.
При этом утвержденный бюджет не должен становиться ограничением. Не спешите отказываться от найма, если для нового проекта нужны дополнительные люди, которых нет в плане. Разберитесь в рентабельности задумки и на бизнес-показателях обоснуйте свое решение.
Помогайте руководителям планировать затраты на сотрудников. Итоговый бюджет складывается в том числе из информации от менеджеров о зарплате и других денежных поощрениях сотрудников.
Чтобы руководителям было проще аккумулировать расходы на команду, попросите их заполнить таблицу.
Выбор метода расчета затрат на команду зависит от сферы деятельности компании, количества сотрудников, устройства HR-подразделения и финансового департамента. Для разных статей расходов можно использовать разные подходы к расчету.
Расчет на основе планов и фактов предыдущих лет. При планировании расходов нужно опираться на исторические данные. Это самый простой метод, который подойдет крупным корпорациям и компаниям с небольшими неизменными затратами на сотрудников.
Расчет по сотрудникам. Я часто пользуюсь этим методом:
Расчет по организационной структуре. Нужно вычислить доход всех сотрудников и внести его в план на следующий год. Эти же цифры будут ориентиром для расчета расходов на зарплаты новым специалистам. Такой моделью сложно пользоваться, если зарплаты зависят от многих факторов, например, от региональных тарифов или KPI.
Обычно в расходы HR-подразделения включают:
В бюджет важно заложить все расходы, чтобы денег хватило на все. Подготавливая HR-бюджет, актуализируйте стоимость внешних услуг. Может случиться так, что контрагенты повысят цены и вы выйдете за рамки запланированных трат.
В новом бюджетном цикле необходимо:
Рассчитайте, сколько вакансий ежемесячно в среднем закрывает один рекрутер. Если у вас несколько команд найма, вычислите показатель для каждой команды.
Затем рассчитайте, сколько нужно рекрутеров, чтобы выполнить план найма на следующий год. Формула будет такой:
(Количество запланированных вакансий + количество замен) / количество вакансий, которые закрывает один рекрутер.
На основе исторических данных и опыта подумайте, как планы найма могут измениться.
Проанализируйте рыночные зарплаты рекрутеров и заложите их в ФОТ с учетом типа оформления сотрудников, валюты выплат и налогов.
Решите, от каких затрат можно отказаться. Для этого выявляйте малоэффективные источники подбора, тестируйте новые каналы и перенимайте опыт коллег. Это поможет не слить крупную сумму на бесполезные способы поиска кандидатов.
Синхронизируйтесь с другими отделами. Уточните, какие расходы берут на себя смежные подразделения. Например, отдел HR-бренд-маркетинга может заложить бюджет на продвижение карьерного сайта и ивенты деврелов. В таком случае эти расходы не надо отражать в бюджете рекрутмента, иначе будет задвоение.
Делите общие затраты на рекрутмент между всеми командами подбора. Это поможет точнее рассчитать стоимость найма каждой команды.
Составьте полный список трат. Вспомнить неочевидные расходы помогает EJM, созданная в Miro. Я описала все процессы в рекрутменте, а затем проанализировала, на что мы тратим деньги на каждом этапе.
Бюджет формируется на основе потребностей и задач компании, поэтому на защите:
Продумайте запасной вариант. Важно понимать, какие расходы вы можете сократить. Иначе это решение примет человек, не погруженный в процессы.
Расскажу по шагам, как рассчитать и защитить бюджет на подбор сотрудников.
Как вычислить общее количество вакансий в следующем году:
Если компания планирует расширяться, нужно заранее посчитать, сколько новых сотрудников необходимо, чтобы справиться с нагрузкой. Для этого важно понимать:
В ритейле особенно важно оценить потребность во временном персонале. Для этого нужно проанализировать:
Чтобы оценить сроки найма, опирайтесь на свой опыт или обращайтесь к коллегам, которые уже искали подобных специалистов. Помните: чем больше времени рекрутер тратит на подбор, тем выше стоимость найма.
Посчитайте, сколько позиций в месяц закрывает каждый рекрутер, и соотнесите это с планируемым объемом найма.
Например, в новом году нужно нанять 150 сотрудников. В команде 2 рекрутера, которые за прошедшие полгода наняли 50 человек. Рассчитаем, сколько позиций в месяц закрывает один рекрутер: 50 сотрудников / 2 рекрутера / 6 месяцев = 4.
Далее нужно понять ежемесячный объем найма в следующем году и оценить, справятся ли с этим ним 2 рекрутера. Если нет, стоит заложить деньги на расширение команды подбора или на услуги подрядчиков.
Формула для расчета стоимости найма:
СН = РР + ОА + РБ + ЗР + ПС + 10%.
СН — стоимость найма.
РР — расходы на рекламные объявления о вакансиях.
ОА — оплата услуг агентства.
РБ — реферальный бонус.
ЗР — затраты на зарплату рекрутерам.
ПС — затраты на размещение информации о вакансиях на
специальных сайтах.
10% — косвенные и непредвиденные расходы.
Также заложите дополнительные траты. Среди них могут быть:
На защите опирайтесь на экономическую целесообразность трат. Обращайте внимание бизнеса на то, как расход поможет сократить другие траты или время рекрутеров.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности