Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

Разобрали по косточкам все этапы подбора технического директора
Продолжаем разбираться в особенностях подбора CTO. В первой части обсудили, какие компетенции нужны кандидату и где искать сильного технического директора. В этой статье расскажем, из каких этапов состоит подбор CTO и как избежать ошибок при найме.
Если компания решила самостоятельно искать СТО без помощи внешних экспертов, обычно подбором занимается специалист по executive search. Также с этой задачей может справиться старший рекрутер, HRBP или HRD с опытом подбора руководителей высшего звена.
Бизнес может передать поиск СТО сторонним экспертам. Это случается, если в компании нет экспертизы или ресурсов для подбора С-level-специалистов, либо необходимо проявить креативность в поиске кандидатов. Несмотря на то, что инхаус-специалисты глубже погружены в корпоративную культуру и бизнес-повестку, внешние консультанты обладают глубоким пониманием сферы и насмотренностью.
Стандартный процесс найма технического директора внутренней командой подбора выглядит так:
Количество и очередность собеседований можно менять — это зависит от внутренних договоренностей и процессов.
Если подбором занимается внешний подрядчик, он берет на себя:
Позиция закрывается в среднем за 3–6 месяцев.
Теперь детально расскажу обо всех этапах подбора.
Сначала составьте портрет кандидата. Обычно он состоит из следующих пунктов:
Например, российский онлайн-банк принял решение выходить на международный рынок. Список компетенций для CTO в такую компанию будет следующим:
Приоритезируйте качества. Вместо того, чтобы искать единорога, разделите критерии на две части: необходимые и желательные. С обязательными критериями все просто — кандидат, который им не соответствует, получает отказ. Если же соискатель не удовлетворяет желательным критериям, это не «красный флаг». Пробелы можно будет закрыть уже во время работы — с помощью обучения или найма дополнительного эксперта.
Согласуйте портрет с нанимающим менеджером. Главным заказчиком при найме CTO чаще всего является генеральный директор или владелец компании. В крупных структурах, например, в банках, эту роль может выполнять CIO (Chief Information Officer).
Также портрет кандидата стоит согласовать с другими бизнес-подразделениями, которым предстоит тесно взаимодействовать с CTO. Например, компания создает систему для бронирования отелей. Тогда важно привлечь к подбору директора по продукту, который выстраивает стратегию развития площадки и знает, какие задачи будут стоять перед CTO.
Чтобы заинтересовать кандидата, важно проработать сейлз-пойнты позиции. К ним относятся:
Важно помнить, что поиск СТО — это очень точечный подбор, поэтому к каждому кандидату надо находить свой подход, а не работать по общему шаблону. Для этого в процессе изучения опыта человека и общения с ним, нужно обращать внимание на 2 момента:
Во время изучения резюме обратите внимание на 5 факторов:
Во время изучения резюме можно обнаружить спорные моменты в опыте и компетенциях кандидата. Чаще всего встречаются 2 ситуации:
Спорные моменты в резюме не являются стоп-фактором для дальнейшего общения, а служат поводом подробнее обсудить опыт и навыки CTO во время глубинных интервью.
Телефонное интервью — первая точка контакта с кандидатом. Так CTO узнает основную информацию о компании, задачах на должности и условиях работы. Этих сведений достаточно, чтобы кандидат мог оценить, интересно ли ему предложение и стоит ли продолжать общение.
На этом этапе не стоит активно отсеивать людей. Так вы можете потерять ценного кандидата. Более глубокие разговоры лучше отложить на следующие собеседования.
Алгоритм скрининг-интервью:
С кандидатом на роль технического директора обычно проводят не менее 4 собеседований.
Чтобы глубже понять предстоящие задачи, кандидату полезно встретиться с бизнес-заказчиками. В зависимости от структуры и специфики компании это может быть:
Для оценки технических навыков можно привлечь внутреннего или внешнего эксперта, равного CTO по управленческому уровню. Это не должен быть тимлид разработки или другой сотрудник, который будет подчиняться нанятому техническому директору. Тимлид разработки погружен в технические детали и больше работает «руками», поэтому есть риск, что он не сможет задать релевантные вопросы и оценить ответы кандидата.
На роль технического эксперта можно пригласить CTO из дружественной компании или обратиться за помощью к внешним консультантам, у которых есть контакты профессионалов с нужным опытом и скиллами.
Проводя интервью по компетенциям, лучше сосредоточиться на проверке не более трех качеств на каждой встрече. Для этого используют биографические, ситуационные и мотивационные вопросы.
Советую собирать рекомендации методом «360 градусов». Важно обратиться к бывшим руководителям кандидата, бизнес-заказчикам и его команде. Их отзывы помогут составить полное впечатление о человеке.
Если вы получили негативную обратную связь о кандидате, не торопитесь отказывать. Сначала оцените, насколько негативные черты объективны и критичны для вашей компании.
Например, если прошлый руководитель CTO говорит, что кандидату было сложно увольнять неэффективных сотрудников или проявлять жесткость в переговорах, спросите у CTO, что он сам думает о проявленности этих качеств у себя. Также оцените, насколько его подход согласуется с корпоративной культурой внутри компании и какие ресурсы могут помочь ему прокачать недостающие навыки.
В некоторых компаниях это сделать невозможно, так как поиск технического директора ведется конфиденциально. Сотрудники и конкуренты не знают, что бизнес готов нанять CTO.
Но если вам не нужно скрывать подбор, знакомство кандидата с командой поможет ему лучше понять людей, с которыми предстоит работать. Встречу можно организовать онлайн или пригласить CTO на неформальное мероприятие, например, на корпоратив.
Некоторые компании не знакомят кандидата с командой, но СЕО лично встречается с техническим директором и рассказывает ему о целях и задачах компании. Такой разговор помогает погрузить CTO в культуру бизнеса и увлечь новыми вызовами.
Зачастую компании нужен сотрудник, который уже успешно справлялся с задачами, которые наметил бизнес. Но не всем CTO интересно заново браться за одни и те же вызовы, некоторые хотят попробовать что-то новое.
В таком случае важно договориться с бизнесом о расширении зоны ответственности кандидата. Стоит предоставить техническому директору возможность заниматься тем, что ему интересно, но с учетом потребностей бизнеса.
В некоторых случаях заказчики для проверки технических скиллов CTO используют сессию лайф-кодинга. Это может вызвать недоумение у технических директоров, которые привыкли решать стратегические задачи и сознательно уходят от самостоятельной разработки в сторону развития управленческих навыков.
В такой ситуации рекрутер должен донести до заказчика, что главная задача CTO — не писать безупречный код, а делать так, чтобы к этому стремились разработчики.
Для некоторых CTO расширение сети знакомств не является ценностью, и они привыкли общаться только по конкретным и интересным предложениям. Поэтому в первых сообщениях лучше четко обозначить предмет разговора и в начале процесса подбора предупредить о планируемом количестве интервью.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности