Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

Объясняет юрист в области трудового права
В идеальном мире идеальные люди работают идеально: не прогуливают, не опаздывают, не саботируют задачи. Но мы не там, а в реальности, где случается всякое. Порой работодателю приходится применять к сотрудникам санкции.
О том, как это правильно делать и не нарушить закон, поговорили с Марией Школьниковой — практикующим юристом в области трудового права.
⭐ Дисциплинарный проступок и взыскание: что это
⭐ Виды дисциплинарных взысканий
⭐ Что не относится ко взысканиям
⭐ Порядок применения дисциплинарных взысканий
⭐ Сроки
Мария Школьникова, практикующий юрист в области трудового права, эксперт по КДП
Дисциплинарный проступок — это виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
Дисциплинарное взыскание — вид наказания, которое работодатель вправе применить к работнику за совершение дисциплинарного проступка.
Обычно работодатели используют дисциплинарные взыскания:
Мера воздействия на работника. Чаще всего работодатель наказывает сотрудников, чтобы они «перевоспитались» — осознали проступки и изменили свое поведение.
Инструмент для управления системой оплаты труда. Если вознаграждение сотрудника состоит только из оклада, это снижает гибкость в управлении системой оплаты труда. Как бы плохо ни работал сотрудник, он все равно получит свой оклад. Поэтому компании разбивают вознаграждение на две части: фиксированную (оклад) и переменную (премия).
Тогда в Положении об оплате труда можно прописать, что премия зависит от надлежащего выполнения своих должностных обязанностей и отсутствия действующего дисциплинарного взыскания. Это добавит работодателю той самой гибкости.
Инструмент для увольнения проблемных сотрудников. Наверняка вы видели фильмы, где сотруднику сообщают: «Прости, Джон, ты уволен». И грустный Джон покорно собирает свои вещи в коробку и уходит из офиса.
Не верьте: в жизни такой Джон выпьет вам всю кровь. Работодатель связан по рукам и ногам трудовым договором и Трудовым кодексом РФ. Нельзя уволить человека, если он недостаточно эффективно работает или не соответствует корпоративной культуре.
Бывают совсем дикие истории. Например, одна женщина чем-то посыпала рабочие места коллег. Когда ее спросили, что это и зачем, она ответила: «Могильный песок». Сотрудники умоляли избавиться от нее, но увольнять за причуды нельзя: нет основания, если работник не нарушает внутренние локальные акты компании.
Дисциплинарные взыскания — это такие ступеньки, которые работодатель может в том числе выстраивать, чтобы в дальнейшем разойтись с работником. Но надо правильно фиксировать историю нарушений: это пригодится в суде, если нерадивый сотрудник решит оспорить увольнение.
В Трудовом кодексе РФ предусмотрены 3 вида наказаний: замечание, выговор и увольнение (ст. 192 ТК).
Замечание и выговор. Замечание объявляют за не слишком тяжелые проступки, выговор — за тяжелые проступки. Нет четких критериев, где провести эту черту. При выборе между замечанием и выговором нужно ориентироваться на здравый смысл, разумность, целесообразность и гуманность. Также следует учитывать, что любые сомнения трактуются судом в пользу работника.
Увольнение. Список оснований для дисциплинарного увольнения приведен в Трудовом кодексе РФ:
Есть дополнительные основания для увольнения отдельных категорий работников. Так, руководителя организации или филиала, его заместителей и главного бухгалтера можно уволить:
Дистанционных сотрудников увольняют, если они без уважительной причины не выходят на связь с работодателем более 2 рабочих дней (ст. 312.8 ТК). Есть и отдельные основания для педагогических работников (ст. 336 ТК).
С увольнениями сейчас все очень сложно, поэтому лучше не злоупотреблять этим инструментом. За последние 3 года судебная практика радикально поменялась в пользу работников: они выигрывают большинство трудовых споров.
Лишение премии не считается взысканием (Письмо Минтруда № 14-2/ООГ-15428). Недавно в Госдуме обсуждали законопроект, который должен был добавить депремирование в список взысканий. Но в итоге его отклонили.
Это хорошая новость для работодателей: если бы закон приняли, то лишение премий регулировалось бы государством.
Нельзя наказать человека за то, что он не был обязан делать. Поручить сотруднику нехарактерную для его должности работу можно только с письменного согласия и при условии дополнительной оплаты (ст. 60.2 ТК). Если юристу предложили еще и развозить документы по городу, а он не согласился, это не проступок. Подработка курьером не входит в его трудовую функцию.
Также нельзя наказать за отступление от правил, если они письменно не зафиксированы или нет доказательств, что нарушитель о них знал. Правила работы и обязанности сотрудника прописываются в трудовом договоре, должностной инструкции и внутренних локальных нормативных документах — правилах внутреннего трудового распорядка, актах, регламентах, приказах.
Я часто бываю свидетелем примерно такого диалога в суде:
Судья: Вы утверждаете, что работник не сдал отчет. А в каких документах указана такая обязанность?
Работодатель: Да вот же, Положение о сдаче отчетности, пункт 12.
Судья: А где подпись сотрудника, что он ознакомился с этим документом?
Работодатель: Ну… подписи нет, но он читал его. Кроме того, документ находился в свободном доступе — никто его не прятал.
Судья: Это не доказательство.
Важно запомнить два принципа:
1. Любое нарушение фиксируется со ссылкой на конкретный пункт документа, который нарушил сотрудник.
2. Локальный нормативный документ должен быть подписан сотрудником — это подтверждение того, что он знал о правиле, но все равно его нарушил.
Зафиксировать проступок можно с помощью докладной записки, акта, материалов видеонаблюдения, данных системы контроля и управления доступом (СКУД). При этом право использовать материалы видео- и аудиофиксации должно быть регламентировано локальными нормативными актами работодателя.
Нужно затребовать объяснительную записку у сотрудника — желательно письменно (ст. 193 ТК РФ). В требовании важно четко сформулировать суть нарушения:
Нарушитель должен расписаться в требовании — подтвердить, что получил его. Если он не хочет подписывать документ, то работодатель составляет акт об отказе.
При этом работодатель вправе запросить объяснение не только в личной беседе с сотрудником, но и всеми имеющимися способами:
Главное — фиксировать каждую попытку взаимодействия с работником в акте или протоколе. Если планируете записывать разговор на диктофон, обязательно известите об этом собеседника.
У сотрудника есть 2 рабочих дня, чтобы дать письменные объяснения. Отсчет лучше начинать со следующего дня после вручения требования. Работодатель должен выждать этот срок, даже если работник сразу ответил, что не станет ничего писать. У него есть право передумать.
Если работник не предоставляет объяснительную, работодатель составляет акт об отказе.
Работодатель должен разобраться в нарушении и выбрать вид дисциплинарного взыскания. Обычно это делает специальная комиссия из числа сотрудников.
Надо ориентироваться на совокупность факторов:
Допустим, сотрудник 7 лет проработал без нареканий, а потом один раз не вышел на работу. У него нет уважительной причины — по закону работодатель вправе его уволить. Но суды часто встают на сторону работника, даже если тот неправ. С точки зрения судьи, ситуация может выглядеть и так: человек много лет служил в компании, а потом раз оступился и был безжалостно уволен.
Работодатель всегда должен помнить о гуманности и целесообразности наказания, а также понимать, в чем именно заключается вина работника.
Например, нельзя наказать за невыполнение плана продаж — не очевидна вина сотрудника. Другое дело, если он не выполнял должностные обязанности: не связывался с клиентами, не выставлял коммерческие предложения. В этом случае вина есть — привлечь работника к дисциплинарной ответственности возможно.
Другой важный момент: в последнее время суды просят работодателя обосновать вред от нарушения. Вот опоздал маркетолог на работу — мир рухнул? А если ничего страшного не произошло, то зачем было его наказывать? Поэтому важно оцифровать вред от проступка. Сотрудник не подготовил презентацию — сорвалась сделка. Специалист нахамил клиенту — репутационный ущерб.
Все факты ущерба рекомендую фиксировать в протоколе комиссии. Если работодатель не стал созывать комиссию, то подойдут служебные или докладные записки руководителей, где будут учтены данные обстоятельства.
Приказ должен быть обоснованным, мотивированным и конкретным. Никогда не пишите что-то абстрактное вроде: «За нарушение правил трудового распорядка объявить выговор». Это типичная ошибка работодателя, который считает, что и так всем все понятно.
Из приказа должно быть ясно, когда, где и что произошло и почему работодатель считает это нарушением. Работник не пришел на работу — напишите дату прогула, увольняете за неоднократное неисполнение обязанностей — укажите конкретный проступок, а также все предыдущие приказы о взысканиях.
Сроки давности для разных видов проступков (считаются со дня совершения):
При этом работодатель может привлечь работника к ответственности в течение месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении (ст. 193 ТК). В этот срок не входит период болезни или отпуска сотрудника, а также время на учет мнения профсоюза.
Если общие сроки давности пропущены, не имеет значения, когда компания узнала о нарушении: наказать сотрудника нельзя.
Снятие дисциплинарного взыскания происходит автоматически через год (ст. 194 ТК). Но работодатель может отменить санкции — для этого нужно издать приказ о том, что взыскание с такого-то числа считается снятым досрочно.
Также работник вправе оспорить взыскание, обратившись в Трудовую инспекцию или суд. В первом случае инспекторы будут проверять саму процедуру — верно ли все оформлено. Если по бумагам все правильно, то заявителю откажут. А вот суд вникает не только в бумаги, но и в суть трудового спора.
Замечание и выговор сотрудник вправе оспорить в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 392 ТК). Увольнение обжалуется в течение месяца со дня самого раннего из следующих событий:
Расскажу, какие возможные последствия ждут компанию, если работник выиграет трудовой спор. Предупреждаю, что суммы компенсаций примерные и меняются:
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности