Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

Советы для HR
31% сотрудников испытывает стресс после отдыха. Одна из типичных причин переживаний — грусть по прошедшему отпуску, на фоне которой снижается продуктивность, появляется апатия и раздражительность.
О том, почему сотрудники грустят после отпуска и как облегчить их адаптацию, поговорили с психологом и арт-терапевтом Еленой Высоцкой. Елена рассказала, как подготовить команду к отдыху, что делать в первый рабочий день и как быть, если отпуск специалиста прошел не по плану.
Послеотпускной депрессией называют легкую грусть по прошедшему отдыху. Такие чувства редко сигнализируют о настоящей депрессии. Это норма, которая объясняется кривой контакта из гештальт-терапии:
Чтобы возвращение к работе прошло быстро и без стресса, эйчарам и руководителям стоит дать специалистам несколько советов до ухода в отпуск.
Советуйте сотрудникам начинать рабочую неделю с четверга. Это идеальный день для окончания отдыха по 3 причинам:
Убедитесь, что сотрудник договорился с коллегами о передаче задач. Это поможет настроиться на отдых и проще отнестись к завершению отпуска, ведь на работе не ждет кипа дел.
Передавая дела, сотрудник должен не только рассказать о задачах, но и уведомить, будет ли он на связи и как часто. Если заранее не обозначить доступность в отпуске, отдых могут омрачить частые сообщения коллег и чувство вины за отсутствие на рабочем месте. Из-за этого специалист не сможет отключиться от рутины, а в команде появятся конфликты.
Посоветуйте сотруднику перед отпуском написать список:
Такой чек-лист поможет освободить голову от рабочих мыслей и быстрее сориентироваться в делах в первые дни после отдыха.
Если сотрудник будет отдыхать в другом часовом поясе, порекомендуйте ему вернуться из отпуска за пару дней до выхода на работу.
Важно дать организму время на перестройку на привычный режим, а также закончить с домашней рутиной: разобрать чемодан, купить продукты, подготовить одежду для офиса. Это поможет плавно завершить этап отдыха и вернуться к обычной жизни.
В первый день после отпуска на работе важно не загружать сотрудника поручениями, а дать ему время актуализировать статусы по проектам, разобрать почту и мессенджеры. Работу предложите начать с задач, которые у специалиста получаются лучше всего.
Также руководителю стоит провести установочную встречу с сотрудником. На этой встрече нужно подчеркнуть, что команда рада его возвращению, и рассказать:
Такая беседа поможет сотруднику быстрее расставить приоритеты в делах и почувствовать свою значимость.
Некоторые люди выходят после отпуска на работу и сразу начинают «рвать жилы», экстренно наверстывать упущенное. Это опасно выгоранием и тем, что весь эффект от отдыха быстро испарится. Если вы заметили, что коллега рвется в бой и набрал уйму дел, лучше его мягко притормозить. Объясните, что ничего не горит и можно спокойно входить в рабочий темп.
Если за неделю специалист не смог восстановить прежний уровень продуктивности, стоит понаблюдать за его состоянием. Оно может быть подавленным или агрессивным.
Если сотруднику тяжело вернуться в рабочий режим и у него резко изменилось настроение, у этого может быть несколько причин.
Сотрудник плохо отдохнул. В идеале отпуск должен длиться не менее 3 недель и состоять из приятных занятий — только так получится переключиться. Но в реальности не так просто организовать подобный отдых, поэтому сотрудник может открыто говорить, что отпуск не удался. В такой ситуации не спешите предлагать человеку отгул, чтобы восстановить силы: не факт, что и в этот раз он проведет время в удовольствие. Лучше спросите, что его может замотивировать на работу. Возможно, ему нравится решать нестандартные задачи или ездить в командировки. Это поможет быстрее войти в рабочий ритм.
Сотрудник злится, что пришлось работать в отпуске. Убедитесь, что специалист качественно передал дела и обозначил свою доступность. Если это не спасло его от частых сообщений коллег, предложите ему несколько дополнительных дней отпуска или премию. Это поможет восстановить справедливость: сотрудник не будет чувствовать себя использованным и обманутым.
Сразу после выхода на работу из отпуска на специалиста обрушились срочные задачи. Если только сотрудник может справиться с поручениями, не делайте вид, что все в порядке, а поддержите его. Скажите, что понимаете, как тяжело после отпуска резко входить в рабочий ритм, и узнайте, нужна ли помощь.
Сотрудник недоволен работой. После отпуска специалист может по-новому взглянуть на процессы и разочароваться в них. Но не всегда его видение объективно. Чтобы прояснить состояние коллеги, задайте ему несколько вопросов:
Если сотрудник предлагает здравые идеи по оптимизации процессов, стоит к ним прислушаться. Но если предложения специалиста слишком радикальные или нереалистичные, лучше мягко объяснить невозможность таких перемен.
Иногда сотрудники после отпуска хотят начать новую жизнь и резко решают уволиться. Предложите специалисту в течение 2 недель отработки еще раз обдумать решение, оценить финансовую подушку безопасности. Это убережет его от необдуманного поступка и сохранит сотрудника в штате.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности