Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности
Разобрались, зачем бизнесу волонтерство и как вовлекать в него сотрудников
Группа «Илим» работает в сфере целлюлозно-бумажной промышленности. В ее состав входят 3 целлюлозно-бумажных комбината, 2 гофрозавода и проектный институт Сибгипробум, расположенные в Коряжме, Братске, Иркутске, Усть-Илимске, Коммунаре и Дмитрове. Ежегодно в городах присутствия «Илим» проводит более 40–50 волонтерских акций.
О том, как компании удается организовывать большое количество волонтерских проектов, поговорили с руководителем направления «Корпоративная культура» Анастасией Полянской. Анастасия рассказала, какие проекты запущены в «Илиме», кто их координирует, как привлекают сотрудников к участию, а также дала советы, как справиться со сложностями в организации.
Проекты корпоративного волонтерства помогают создать благоприятный имидж работодателя и укрепить репутацию бизнеса. Социальная активность компании повышает доверие кандидатов, особенно среди молодежи. Мы часто замечаем, что для вчерашних выпускников при выборе работы важно не только материальное вознаграждение. Они обращают внимание, насколько компания ориентирована на решение глобальных проблем, и учитывают, насколько осознанно бизнес потребляет ресурсы, есть ли у компании стратегия устойчивого развития и делает ли она что-то ценное для общества и экологической обстановки.
Волонтерские проекты помогают сформировать лояльность сотрудников к компании. Люди чувствуют, что являются частью бизнеса с высокой социальной ответственностью.
Также благодаря волонтерству повышается вовлеченность сотрудников, особенно если руководители подразделений поддерживают добровольческие активности.
В корпоративном волонтерском проекте редко участвует один человек. Это всегда команда специалистов, чаще всего из разных подразделений. Совместная активность сплачивает и способствует эффективному взаимодействию.
Для новичков такой опыт особенно полезен. Участвуя в волонтерских акциях, они быстрее знакомятся с коллегами и адаптируются в коллективе.
Участие в любом волонтерском проекте прокачивает такие навыки, как:
Когда мы совершаем добрые дела, укрепляется наша самооценка, повышается уровень удовлетворенности жизнью. Иначе говоря, волонтерство делает людей счастливее.
Исследования также подтверждают, что добровольчество делает людей счастливее, а счастливые люди чаще совершают добрые поступки — получается взаимообратная связь.
Сотрудники участвуют в субботниках, посадке деревьев, убирают мусор в регионах присутствия компании.
Примеры акций, в которых участвуют сотрудники Группы «Илим»:
В Братске и Усть-Илимске собираем средства на покупку всего необходимого для содержания животных: кормов, инвентаря для уборки, предметов гигиены.
1–2 раза в год сотрудники во всех городах присутствия компании сдают кровь. В Санкт-Петербурге организуем корпоративный донорский пункт на территории центрального офиса. В других регионах сотрудники сами приезжают на станцию переливания крови.
В первой акции в Санкт-Петербурге приняли участие более 40 сотрудников, которые сдали 18 литров крови.
Добровольцы-спасатели — помощники профессиональных спасателей, работающих в Группе «Илим». Они знают, как предотвратить несчастный случай на производстве, оперативно действовать при лесном пожаре или аварии, оказать медпомощь до приезда врачей.
Проект стартовал в 2016 году. За это время он перерос в движение численностью более 1400 человек. Каждый квартал проводятся тренировки, которые помогают отрабатывать и поддерживать навыки добровольцев-спасателей. Добровольцев обучают внутренние тренеры — сотрудники специализированной противопожарной аварийно-спасательной службы (СПАСС) Группы «Илим» и приглашенные эксперты.
Проект стал победителем конкурса «Лучшие социальные проекты России» в 2018 году, лауреатом международного конкурса проектов в области связей с общественностью Global PR Awards и призером ежегодной бизнес-премии WOW! HR.
В этих проектах часто участвуют добровольцы-спасатели. Они проводят квесты, уроки безопасности и первой помощи для детей и взрослых. Например, не первый год приезжаем с такими мероприятиями в нашу подопечную организацию — Коряжемский детский дом-школу.
Добровольцы-спасатели «Илима» совместно с Университетом МЧС в Санкт-Петербурге издали книгу «Когда я вырасту, я стану спасателем» для детей и подростков. Из нее ребята узнают о профессиях спасателей и пожарных, о том, какие опасные ситуации могут возникнуть и как в них действовать. Тираж 5000 экземпляров поступил в школы и библиотеки регионов присутствия «Илима».
Также проводим и другие мероприятия для детей. Например, два года назад организовали экскурсию в музей «Вселенная воды» для ребят из подопечного Сиверского ресурсного центра в Санкт-Петербурге.
Мы решили узнать у самих сотрудников, что им интересно. Для этого провели опрос, чтобы понять:
На эти ответы стоит ориентироваться в первую очередь при планировании волонтерских проектов.
Если в компании уже существуют волонтерские проекты, определите, насколько они интересны сотрудникам. Может оказаться так, что они уже не вдохновляют команду и пора придумать что-то новое.
Самое важное — не копировать слепо волонтерские проекты других компаний. В любой активности должна прослеживаться индивидуальность вашего бизнеса и корпоративной культуры.
Добровольческую активность в «Илиме» курирую я, а также координатор проекта «Добровольцы-спасатели». Рассказывать о деятельности волонтеров и вести коммуникацию помогают сотрудники PR-дирекции. Однако реализовать большое количество проектов не получилось бы без лидеров-амбассадоров.
Амбассадором может стать любой сотрудник, которому интересно определенное направление добровольчества. Задачи амбассадора:
Чтобы расширить команду амбассадоров, во внутреннем телеграм-канале мы запустили неделю волонтерства. В рамках активности рассказывали, что такое волонтерство, делились интересными фактами о добровольчестве, проводили викторины и опросы.
Неделя волонтерства завершилась конкурсом: нужно было придумать название волонтерского движения «Илима». Выиграл сотрудник, который предложил вариант «Технология добра».
Затем мы пригласили всех желающих стать волонтерами «Илима». Откликнувшиеся сотрудники примкнули к команде амбассадоров.
После набора команды амбассадоров мы регулярно проводили с ними встречи для обсуждения проектов. Сейчас потребности в настолько детальной координации действий лидеров нет, поэтому проводим встречи по необходимости. Кроме того, ежегодно мы составляем календарь волонтерских проектов, поэтому все заранее знают, на какой площадке будет проводиться та или иная акция и в чем ее суть.
Деятельность амбассадоров не предполагает материального вознаграждения, это обнулило бы саму идею волонтерства. В первую очередь мы мотивируем лидеров признанием со стороны компании и коллег. По завершении проекта рассказываем о его итогах в телеграм-канале или корпоративной газете «Илима», где обязательно упоминаем лидера.
Организация любой акции в «Илиме» состоит из 4 этапов:
Свяжитесь с организацией, которая может быть заинтересована в помощи. Это самый простой вариант для реализации волонтерской инициативы. Обсудите, чем компания может помочь и как это можно реализовать.
Как правило, с небольшими заинтересованными организациями договариваться несложно, а все вопросы решаются быстро.
Обычно администрации городов и общественные объединения публикуют в интернете информацию о проектах, в которых добровольцы могут принять участие. Как правило, речь о масштабных экологических акциях. Компания тоже может подать заявку на участие. Однако стоит быть готовыми к тому, что взаимодействие в таком случае не всегда простое и быстрое.
Лидерами волонтерских проектов становятся сотрудники любых подразделений. Вдохновляясь примером коллег, остальные специалисты охотнее участвуют в подобных инициативах.
В телеграм-канале «Илима» мы регулярно рассказываем, почему волонтерство — это важно, анонсируем новые проекты и подводим итоги прошедших акций. Новости об особо значимых событиях публикуем во внутренней газете компании.
Однако коммуникация — это не только публикации. Важно быть на связи с сотрудниками и оперативно отвечать на их вопросы. У людей могут быть предубеждения и сомнения относительно участия в добровольчестве. Например, некоторые сомневаются, можно ли им сдать кровь на Дне донора. В таких ситуациях координаторы проекта должны как можно быстрее лично отвечать на вопросы сотрудников, а не присылать ссылку на какой-либо ресурс. Это помогает команде чувствовать, что их готовность участвовать в проектах всегда поддерживается.
Если сотрудники не хотят участвовать в волонтерстве, не нужно уговаривать, мотивировать какими-либо поощрениями, запугивать, взывать к чувству вины или стыда. Так смысл добровольчества потеряется. Компания со своей стороны может только работать с возражениями, чтобы укреплять уверенность сотрудников в своих силах.
Расскажу о способах решения типичных проблем.
В ответ на такое возражение расскажите, что в нестабильное время добровольческие проекты нужнее: ценность помощи в такой период возрастает.
Не запускайте проекты, когда вся команда сильно загружена, например в период сдачи годовой отчетности. Также учитывайте влияние сезонности. Так, однажды мы организовали День донора в Санкт-Петербурге в декабре. Мы получили относительно небольшой отклик, а потом и некоторые из этих людей стали отказываться от участия. Мы разобрались в причинах и поняли, что зимой многие болеют, чувствуют накопившуюся за год усталость, заканчивают срочные рабочие проекты. Поэтому решили, что в будущем такие акции будем проводить в теплое время года.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности