• Москва
  • 28 мая
  • 09:30
НАЁМ

Честная конференция
про IT-рекрутинг

Программа и регистрация
Редактор:  Дарья Краснопевцева

Правила цифрового этикета

Как вести себя на видеозвонках и в переписке

В последнее время мы все больше задач решаем в онлайн-пространстве: в мессенджерах, чатах и на созвонах. Вместе с новыми каналами коммуникаций возникли и новые правила поведения — netiquette. 

Netiquette (нетикет, от англ. net — сеть, etiquette — этикет) — это сетевой этикет, набор рекомендаций по поведению в интернете. 

Разбираемся, как вести себя в онлайне с коллегами, клиентами и деловыми партнерами.

Общие принципы нетикета

  1. Избегайте неконструктивной критики, провокационных реплик и комментариев, уважайте мнение собеседника.
  2. Золотое правило общения распространяется и на интернет: ведите себя с другими так, какого отношения ожидали бы и к себе.
  3. Интернет помнит все! Тщательно обдумывайте, что и как вы пишете. Даже если вы отредактируете свое сообщение, кто-то успеет сделать скриншот, который может подпортить вашу репутацию.
  4. Три столпа нетикета — уважение, вежливость и профессионализм.
  5. Снисходительно относитесь к ошибкам других. Если собеседник допустил незначительную ошибку, например опечатался, проигнорируйте ее. А в случае более значимых ошибок лучше поправить собеседника не публично, а в личной переписке.
  6. К незнакомым людям лучше обращаться на «вы». Затем вы можете уточнить у собеседника, будет ли ему комфортно перейти на «ты».
  7. Цели общения с коллегами от раза к разу различаются: уточнить статус задачи, передать дела перед уходом в отпуск или обсудить новый проект. Выбирайте канал для общения, ориентируясь на важность и срочность задачи:

Как вести себя во время видеозвонков

  1. Если вы организуете онлайн-конференцию, выбирайте наиболее популярную платформу — например, Zoom или Google Meet. Возьмите на себя роль эксперта и будьте готовы помочь с настройками всем участникам.
  2. Заранее изучите, как работает платформа: 
  • как включать и выключать камеру и микрофон;
  • как демонстрировать экран;
  • как выбрать виртуальный фон.
  1. Называйте встречу так, чтобы сразу было понятно ее содержание.

Короткая встреча Планируем загруженность отдела маркетинга на июль 2023 года
Обсуждение главной проблемы недели Обсуждаем бюджет на 2024 год
  1. Приходите на встречи подготовленным. Если вы инициатор встречи, составьте план обсуждения. Приглашенным участникам нужно знать тему созвона и подготовить информацию по своим зонам ответственности.
  2. Подключайтесь к видеозвонкам вовремя. Если задерживаетесь, предупредите организатора.
  3. Включайте камеру. Вашим собеседникам будет комфортнее видеть того, с кем они общаются.
    Если вы не можете включить камеру, заранее предупредите об этом организатора конференции. Однако останьтесь активным слушателем: проявляйте интерес к беседе, задавайте вопросы. 
  4. Выключайте микрофон, когда не говорите. Крики детей, хлопанье дверей, мяуканье и гавканье могут сбивать ваших собеседников.
  5. Лучшее начало созвона — неформальное общение. Перекиньтесь с собеседниками парой фраз о погоде или новинках кино. Это позволит всем освоиться, а еще даст время, чтобы дождаться опаздывающих.
  6. Завершите созвон коротким подведением итогов. Кратко перечислите основные проблемы, намеченные решения, задачи и ответственных за их выполнение или просто поблагодарите всех собравшихся.
  7. Соблюдайте тайминг и намеченный план встречи. Уважайте время ваших коллег. Если собеседники уходят от главной темы, мягко верните их в русло обсуждения.

Как вести переписку 

  1. НЕ ПИШИТЕ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. ТАКИЕ ТЕКСТЫ КАЖУТСЯ АГРЕССИВНЫМИ.
  2. Если вы инициируете разговор, в первом сообщении поздоровайтесь, при необходимости представьтесь и кратко опишите свой вопрос или предложение.

Ольга, здравствуйте! Меня зовут Дарья. Я редактор Хантфлоу.

Я готовлю статью про подбор специалистов по информационной безопасности. Хотела бы пригласить вас в качестве эксперта.

Мы можем договориться об интервью?

Перепроверьте текст: он должен быть емким и лаконичным. Суть вашего обращения должна быть понятна с первых предложений.

  1. Уважайте приватность ваших собеседников. Не пересылайте без разрешения письмо, адресованное вам одному. 
    Если в частной переписке вы отправляете письмо нескольким людям, то добавляйте их адреса в скрытую копию, а не в обычную. Не все любят, когда их контактные данные появляются в публичном списке.
  2. Уважайте время и «пропускную способность» собеседников. Объем информации, которую человек способен усваивать, ограничен. Убедитесь, что всем получателям из списка действительно важно прочитать ваше сообщение. 
  3. Сарказм в текстовой переписке считывается не всегда. Если вам все же хочется пошутить с близкими коллегами или друзьями, лучше дополнить сообщение эмоджи или гифкой.
  4. Следите за грамматикой и пунктуацией. Собщения написаные с ашипками и очепятками слажнее васпринимать и пнимать. А мысль, которую вы хотите донести, будет казаться менее значимой.
  5. Старайтесь не писать в нерабочее время. В почтовых клиентах и многих мессенджерах можно создать отложенное сообщение — оно будет отправлено в заданное время. В телеграме можно отправлять «тихие сообщения» без уведомлений — используйте эту функцию в вечерние и ночные часы.
  6. Обмен сообщениями должен быть асинхронным по умолчанию и синхронным при необходимости. Поэтому не стремитесь моментально отвечать на сообщение, лучше обдумать ответ и разобраться в проблеме. Не ждите молниеносного ответа и от ваших собеседников.
  7. Желательно получать разрешение от людей, чьими фото вы делитесь в публичном пространстве или размещаете на своих ресурсах. Так вы не только проявите уважение, но и не нарушите 152-ФЗ.
  8. Не пингуйте коллег, если их статус в корпоративном мессенджер «Недоступен». Уведомление от вашего сообщения или упоминания может помешать человеку во время важного созвона или презентации.
  9. Если вы ждете ответ от собеседника и хотите напомнить ему об этом, напишите короткое сообщение с сутью вопроса и напомните о дедлайнах. Не нужно «расшаркиваться» и извиняться.

Добрый день! Так и не получила от вас детали о митапе для эйчаров. Будет здорово, если вы пришлете информацию не позднее 5 июля. Тогда мы успеем включить событие в наш дайджест.