• Москва
  • 28 мая
  • 09:30
НАЁМ

Честная конференция
про IT-рекрутинг

Программа и регистрация
Редактор:  Никита Решетников

Как организовать релокацию сотрудника

Опыт компаний Innovative People и Русал

Что такое релокация

Релокация — это переезд сотрудника на новое место жительства, обусловленный целями компании. Релокейт может быть краткосрочным, а может затянуться на несколько лет. Компании используют релокацию, например, чтобы привлечь нужного специалиста из другого города или направить опытного работника в новый филиал для контроля за его деятельностью.

Задачи HR-менеджера при релокации

Главная обязанность HR-менеджера при организации релокейта — сделать так, чтобы сотруднику нравилось жить и работать на новом месте. Переезд в другой город или страну— это больший стресс, который способен негативно отразиться на работе. Если сотрудник будет страдать или посвящать все свое время решению бытовых проблем, то его эффективность снизится, а компания понесет убытки. В итоге дело может закончиться даже увольнением.

Чтобы избежать подобных проблем, HR-менеджер заранее готовит сотрудника к релокейту и помогает ему адаптироваться в незнакомом окружении.

Подготовка

Важно, чтобы человек был готов к переезду и связанным с ним трудностям. Заранее обсудите все нюансы релокации, убедитесь, что сотрудник объективно оценивает ситуацию и свои перспективы на новом рабочем месте.

Адаптация

Чтобы сотрудник быстрее привык к новому месту жительства и работы, работодатель предоставляет ему релокационный пакет. Согласно статье 169 ТК РФ, компания возмещает:

  • расходы на переезд сотрудника и членов его семьи;
  • затраты на обустройство на новом месте жительства.

Помимо этого, в релокационный пакет может входить:

  • помощь с трудоустройством супруга или супруги;
  • помощь с записью детей в детский сад или школу;
  • оформление ДМС для членов семьи.

Задача НR-менеджера — обеспечить соблюдение всех условий релокационного пакета. Он подбирает жилье для сотрудника и его семьи, приобретает билеты, организует доставку багажа, оформляет медицинскую страховку, отвечает на вопросы и помогает адаптироваться на новом месте.

В чем преимущества для работодателя

Релокация персонала помогает:

  1. Решить проблему кадрового голода.
  2. Масштабировать бизнес. Направив опытных сотрудников в регионы, организация укрепляет корпоративную культуру и совершенствует рабочие процессы в филиалах.
  3. Привлечь высокомотивированных сотрудников. Люди, которые решились на переезд ради работы, обычно ответственно относятся к поставленным задачам и добросовестно выполняют обязанности.
  4. Оценить потенциал перспективных специалистов. Успешная работа на новом месте может стать отправной точкой в профессиональном развитии работника.

Это была теория, а теперь — к практике. Разобраться в нюансах релокации нам помогла Юлия Тен — директор департамента по подбору персонала компании Русал, а также Ирина Денисова — IT HR компании Innovative People.

 
 
 
Юлия Тен, директор департамента по подбору персонала компании Русал

Русал — один из мировых лидеров в сфере производства алюминия и алюминиевых сплавов. У компании есть зарубежные активы, например бокситовые рудники и производства глинозема в Африке, Центральной и Южной Америке. 

Расскажу о нашем международном найме и релокации на примере Гвинеи. За комплектацию персоналом африканских активов отвечает отдельный человек, который находится в Москве. На рабочие специальности мы нанимаем местных жителей, а руководящий состав и ключевых специалистов перевозим из других стран.

Найти сотрудников для релокации не всегда просто. Кандидат должен владеть французским, который не очень популярен в России, но является государственным языком в Гвинее. Мы работаем в узкой области поиска, потому что ориентируемся на редкий набор компетенций: представьте, насколько сложно найти опытного механика со знанием французского языка. 

Спасает наша внутренняя рекрутинговая база, накопленная за долгие годы. Если встречаем интересного кандидата, который пока не заинтересован в переезде, мы остаемся с ним на связи — возможно, через какое-то время он передумает. Кстати, оказалось, что в Беларуси много сильных специалистов со знанием французского языка — это стало открытием для нас.

Другая проблема в том, что многие франкоговорящие кандидаты мечтают релоцироваться в Бельгию или Канаду, а не в Гвинею. Я сталкивалась с подобными возражениями, но зачастую мне все же удавалось заинтересовать собеседника работой в Африке.

Сотрудник может взять с собой семью. Русал оплачивает переезд и прохождение медосмотра, предоставляет жилье — в Гвинее наши руководители и ключевые специалисты живут в отдельном поселке.

 
 
 
Ирина Денисова, IT HR в компании Innovative People

Когда есть смысл в релокации кандидата

При одновременном совпадении 3 факторов:

  1. Навыки и опыт специалиста гарантировано покрывают бизнес-задачи компании. Релокация — это своего рода инвестиция в сотрудника. Не стоит тратить ресурсы на «кота в мешке»: если и перевозить кого-то, то это должен быть опытный специалист, который оперативно освоится в новом проекте, сразу начнет решать поставленные задачи и приносить пользу компании.
  2. Работодатель готов к релокейту. При снятии заявки на вакансию сразу уточните у заказчика, стоит ли рассматривать специалистов из других регионов. 
  3. Кандидат настроен на переезд. Идею релокейта сложно «продать», да и незачем: человек или готов к этому, или нет. В открытых источниках вроде Хедхантера можно открыть резюме и посмотреть, хочет ли кандидат переехать, и если да, то куда. Если же мы находим человека где-то еще, то всегда спрашиваем: «Готовы ли вы к релокации?» Важно обговорить все на берегу, иначе на финальном интервью может выясниться, что специалист рассчитывал на удаленку, а вы зовете его в офис, да еще и в другом городе.
 

Как мы помогаем сотрудникам с переездом

В Innovative People действует релокационная политика — ее описанию посвящена существенная часть нашего карьерного сайта:

 

В рамках этой программы кандидат может воспользоваться разными форматами поддержки, о которых расскажу дальше.

 

Релокационный бонус

Переезд в другой город — трудозатратное и недешевое мероприятие для сотрудника: как минимум нужно перевезти вещи, найти жилье и оплатить его аренду. Мы выплачиваем фиксированный бонус в 50 000 ₽, чтобы поддержать сотрудника на первых порах. Выплата производится после заключения трудового договора в первую неделю работы в Innovative People.

Бонус может быть и больше — мы готовы к индивидуальном подходу в зависимости от различных факторов:

  1. Удаленность. Обычно мы перевозим людей в Москву или Санкт-Петербург. Чем дальше от этих городов живет человек, тем сложнее для него будет релокация.
  2. Уровень кандидата.
  3. Сложность позиции. Допустим, мы ищем уникальных специалистов, которых во всей стране очень мало. Если релевантный кандидат живет во Владивостоке и готов переехать в Москву, но просит повышенный бонус, это можно обсудить.
 

Помощь с поиском жилья

Мы всегда готовы сориентировать кандидата по стоимости аренды и подсказать оптимальный район для проживания. Если наш будущий коллега только приехал в город и ему негде остановиться, то посоветуем хорошие и демократичные по стоимости отели и хостелы.

Если кандидат заранее подобрал варианты жилья, мы можем съездить и посмотреть их. На этапе заключения договора найма оказываем информационную поддержку: объясняем, когда передавать деньги, как общаться с арендодателями и проверять документы на квартиру, чтобы не нарваться на мошенников.

 

Поддержка по любым вопросам

Релоцированный новичок должен адаптироваться не только к компании, коллективу и корпоративной культуре, но и к чужому городу со своим ритмом жизни и инфраструктурой. Поэтому ему требуется чуть больше внимания, чем местному жителю. 

Иногда человеку может быть действительно сложно на новом месте. Важно, чтобы работодатель поддерживал его, а не бросал на произвол судьбы. В период переезда и адаптации наши эйчары всегда находятся на связи с новым сотрудником. Мы консультируем его по любым бытовым вопросам — от работы городского транспорта до выбора сервиса доставки продуктов. Регулярно проводим неформальные беседы, чтобы найти и решить проблемы, поддержать коллегу и снять его внутреннее напряжение.

Наша цель — сделать все возможное, чтобы новый сотрудник как можно быстрее включился в работу, а процесс переезда был максимально комфортным.

 

Кейс: как мы перевезли кандидата из Твери в Москву

Innovative People оказывает услуги ресурсного IT-аутсорсинга. Если упрощенно, то это выглядит так: мы нанимаем специалиста, он работает у нас в штате, но выполняет проект клиента. Когда проект заканчивается, сотрудник может приступить к новым задачам у того же заказчика или перейти на новый проект.

Однажды мы искали функционального тестировщика для проекта нашего партнера в сфере финтеха. Я нашла кандидата, который идеально подходил под профиль должности, но он проживал не в Москве, а в Твери. Это была офисная позиция, поэтому релокейт оказался единственным приемлемым вариантом. Мне повезло: кандидата не пришлось уговаривать — он сам искал работу с переездом в столицу. 

Звезды сошлись: мы получили качественного специалиста, а он достиг своей цели — перебрался в Москву. Особых проблем с адаптацией не было: кандидат быстро подобрал подходящее жилье, а я активно консультировала его по всем возникающим вопросам. Правда, дело было в марте 2020 года, поэтому в офисе он проработал недолго: началась пандемия и всех перевели на удаленку.

Кстати, кандидата звали Антон, вот его отзыв о релокации:

 
 

Кратко про релокацию

  1. Релокация — своего рода инвестиция в сотрудника. Старайтесь нанимать опытных специалистов, которые без долгой раскачки начнут приносить пользу компании и быстро смогут вернуть вложения. 
  2. Честно и открыто обговаривайте с кандидатом условия релокации, чтобы не было недопонимания.
  3. Релоцированному сотруднику может требоваться больше внимания, чем местному. Выделите время на неформальные беседы, обеспечьте моральную и информационную поддержку на период, пока человек не адаптируется к жизни в новом городе. 
  4. Переезд — затратное мероприятие. Установите фиксированную сумму, которую готовы выплачивать в качестве релокационного бонуса. Определите, в каких случаях вы можете выходить за границы этой суммы и платить больше.
  5. Помогайте сотрудникам с поиском жилья: они не знают рынок недвижимости в вашем городе, поэтому могут выбрать неудачный вариант или даже нарваться на мошенников.