• Москва
  • 28 мая
  • 09:30
НАЁМ

Честная конференция
про IT-рекрутинг

Программа и регистрация
Редактор:  Анна Ефимова

Нюансы работы с удаленными сотрудниками

Опыт экспертов из AXELOT, Flipper Devices и журнала «Кадровое дело»

Одна из панельных дискуссий на главном форуме про рекрутинг НАЁМ была посвящена работе с удаленными сотрудниками. Спикеры из AXELOT, журнала «Кадровое дело» и Flipper Devices рассказали, какие нюансы нужно учитывать, нанимая сотрудников на дистанционную работу. 

Редакция Журнала Хантфлоу послушала все выступления и подготовила материал о том, как нанимать удаленщиков и взаимодействовать с ними.

Вячеслав Филиппов,
эксперт Актион Кадры и HR, юрист по трудовому праву, главный редактор журнала «Кадровое дело»

Виды удаленной работы

Удаленная работа бывает двух видов:

  1. Постоянная, при которой сотрудник всегда работает вне офиса.
  2. Временная, которая делится на 2 подвида:
    • ограниченная — сотрудник работает вне офиса не более 6 месяцев;
    • периодическая — специалист чередует работу из дома и офиса.

Даже если специалист только один день в неделю работает из дома, он считается дистанционным сотрудником и на него распространяются нормы ТК РФ об удаленной работе.

Наталия Марченкова,
руководитель отдела внутреннего контроля в ГК AXELOT

Плюсы и минусы удаленной работы на опыте группы компаний AXELOT

После пандемии 2020 года 90% сотрудников нашего производственного департамента перешли на удаленный формат работы. Из-за этого мы заметили снижение производительности работы специалистов и приняли решение вернуть 70% сотрудников в офис. Половина из них стала работать из офиса постоянно, а другая половина — в гибридном формате.  

Несмотря на изменения, у нас все равно есть сотрудники, которые работают удаленно, поэтому расскажу, с какими плюсами и минусами этого формата мы сталкиваемся.

Преимущества и недостатки удаленки для сотрудников

ПреимуществаНедостатки
Можно самостоятельно организовать свой режим работы, если конкретный график не определен в трудовом договоре или локальном нормативном акте компании.Человек, который работает из дома, как будто постоянно находится в офисе. У него нет возможности прийти и уйти с работы.
Не нужно соблюдать дресс-код.Низкая физическая активность.
Можно сэкономить время и деньги на дорогу в офис и обратно.Могут возникать технические проблемы, например отключение электричества или интернета.
Можно работать из любой точки мира.Нехватка живого общения с командой, из-за чего могут случаться выгорания.
Можно самостоятельно организовать удобное рабочее место с комфортным климатом в помещении.Домочадцы могут не понимать, что человек работает, и отвлекать.
Обычно нет контроля со стороны работодателя за началом и окончанием рабочего дня.Сложнее сменить работу, так как не все работодатели готовы предоставить удаленку.

Преимущества и недостатки удаленки для работодателя

ПреимуществаНедостатки
Уменьшаются затраты на аренду офиса, кофе, чай, воду и другие покупки для сотрудников.Ухудшается коммуникация между сотрудниками. Не всегда в переписке или на онлайн-созвоне удается быстро договориться.
Рынок найма становится шире: можно искать сотрудников по всей стране и за ее пределами.Работодатель не может полностью контролировать, как проходит рабочий день сотрудника, его нагрузку и выполненные задачи.
Удаленку можно использовать как бонус, поощряя им самостоятельных и организованных специалистов.Для эффективной работы удаленщиков у работодателя должна быть крепкая материально-техническая база. Поэтому потребуются затраты на системы контроля и отчетности, а также на программы для постановки задач.
Сложнее вовлекать специалистов в корпоративную жизнь.
Сложнее обучать и адаптировать сотрудников.
Вячеслав Филиппов,
эксперт Актион Кадры и HR, юрист по трудовому праву, главный редактор журнала «Кадровое дело»

Что нужно прописать в трудовом договоре или соглашении о дистанционной работе

  1. Указание, что специалист будет выполнять трудовую функцию дистанционно.
  2. Постоянное или преимущественное место выполнения трудовой функции.
  3. Контакты для связи: электронная почта сотрудника и работодателя, почтовый адрес, на который работник будет получать корреспонденцию. Чтобы отказ сотрудника отвечать на сообщения имел юридические последствия, важно, чтобы письмо отправлял человек, который указан в трудовом договоре или иных документах как представитель работодателя для специалиста. 
  4. Режим рабочего времени. Дистанционный работник вправе сам определять график работы. Однако компания в трудовом договоре может закрепить, что специалист будет работать по графику организации, обозначенному в правилах внутреннего трудового распорядка.  
  5. Порядок выхода сотрудника в офис по собственной инициативе или по требованию работодателя. Важно предусмотреть, в каких случаях работник обязан приехать в офис и за сколько дней должен предупредить о приезде, если по своему желанию хочет какое-то время поработать из офиса.
  6. Сроки и форма передачи результатов работы и отчетов.
  7. Форма и время реагирования на запросы работодателя.
  8. Порядок и размер возмещения расходов.

Чтобы коммуникация с удаленным сотрудником была постоянной и работодатель мог на нее влиять, в трудовом договоре важно закрепить 5 положений:

  1. Определить инструменты взаимодействия работодателя и сотрудника. Это может быть КЭДО, электронная почта, мессенджеры, обычная почта.
  2. Закрепить обязанность специалиста обеспечивать рабочее состояние всех инструментов взаимодействия. Например, поддерживать необходимый уровень заряда телефона, чтобы видеть сообщения, которые приходят в корпоративный мессенджер. 
  3. Обозначить обязанность сотрудника уведомлять работодателя о невозможности пользоваться инструментами взаимодействия, если, например, украли телефон или сломался ноутбук, где настроен доступ к корпоративной почте.
  4. Закрепить, сколько раз в день специалист должен проверять средства коммуникации, чтобы не пропустить важные сообщения.
  5. Закрепить обязанность сотрудника регулярно проверять почтовый ящик по домашнему адресу.

Какие расходы нужно возмещать дистанционному работнику

Работодатель должен обеспечить удаленщика оборудованием, программами и другими средствами, которые необходимы для работы. Сотрудник может использовать свою технику и сервисы, но в таком случае работодатель обязан выплачивать компенсацию.

Порядок, сроки и размер возмещения должны определяться в трудовом договоре, дополнительном соглашении к трудовому договору, коллективном договоре или локальном акте.

С 1 января 2024 года законодатель установил лимит компенсации удаленным сотрудникам за использование своей техники и программ, которая освобождается от НДФЛ. Максимальный размер возмещения — не более 35 рублей за каждый день выполнения трудовой функции дистанционно либо размер трат, подтвержденный документально и закрепленный в трудовом договоре или локальном акте.

Как обмениваться документами с удаленным сотрудником

Работодатель может заключить трудовой или ученический договор, а также договор о материальной ответственности с помощью обмена электронными документами. Таким же образом можно внести изменения в указанные договоры. Для подписания работодателю понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись, а сотруднику — квалифицированная или неквалифицированная подпись.

В остальных случаях работодатель может предусмотреть другой способ обмена документами — например, через корпоративную электронную почту. Этот способ должен быть закреплен в коллективном договоре, локальном нормативном акте, трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору.

Виталия Просветова,
HR-директор Flipper Devices

Какие электронные подписи нужны для кадрового электронного документооборота

Почти все кадровые документы можно подписывать электронной подписью и обмениваться ими через интернет в системе КЭДО за исключением:

  • бумажной трудовой книжки;
  • акта о несчастном случае на производстве; 
  • приказа (распоряжения) об увольнении работника; 
  • документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда.

Четыре вида документов, которыми нельзя обмениваться в КЭДО, нужно оформлять на бумаге и заверять собственноручными подписями сотрудника и работодателя.

Самая защищенная электронная подпись для КЭДО — усиленная квалифицированная. Она нужна начальнику отдела кадров и главному бухгалтеру. У такой подписи наибольший набор функций. Помимо подписания документов в КЭДО, с ее помощью можно заключать договоры, отправлять сведения по электронным больничным, сдавать кадровую отчетность в Социальный фонд России и Росстат. 

Сотрудникам нужно выпустить усиленные квалифицированные или неквалифицированные электронные подписи — с их помощью можно подписывать большинство кадровых документов.

Возможности разных видов электронных подписей для КЭДО

Если вы решили перейти на КЭДО и выпускать электронные подписи сотрудникам, следите за их сроком действия и просите специалистов вовремя подавать заявки на перевыпуск. Иначе сотрудник утратит работающую подпись, и ему потребуется время для ее восстановления.

Инструменты для организации работы удаленной команды

Наталия Марченкова,
руководитель отдела внутреннего контроля в ГК AXELOT

Чтобы контролировать работу сотрудников, у нас создана единая система, к которой подключается каждый специалист в начале рабочего дня. Если сотрудник не вошел в систему, через 2 часа я связываюсь с ним в других каналах и узнаю, все ли в порядке.

В некоторых департаментах проводятся рабочие пятиминутки. Это созвон в скайпе, где команда кратко обсуждает планы на день.

Виталия Просветова,
HR-директор Flipper Devices

Чтобы вовлекать удаленщиков в корпоративные мероприятия и организовать работу распределенной команды, мы используем 6 инструментов:

  1. Автоматизировали онбординг. В слаке представляем новичка в отдельном треде, где другие сотрудники могут поближе познакомиться с человеком и обсудить совместные интересы.
  2. Когда специалист приходит в компанию, в специальном боте он выбирает свои интересы. Таким образом все сотрудники делятся на мини-группы по увлечениям и находят интересных собеседников.
  3. Каждую пятницу ребята из разных уголков объединяются в группы и онлайн играют музыку для команды.
  4. Вся команда регулярно встречается в офлайне. Например, в прошлом году у нас был корпоратив в Стамбуле с афтепати в Таиланде.
  5. Каждый день в 13:00 по МСК проводим созвоны-дейлики, где отделы обсуждают планы и задачи.
  6. Планируем по методологии Kanban — каждые 2 недели в среду подводим итоги спринта и ставим задачи на следующий.
Вячеслав Филиппов,
эксперт Актион Кадры и HR, юрист по трудовому праву, главный редактор журнала «Кадровое дело»

За что можно уволить дистанционного сотрудника

Удаленного сотрудника нельзя уволить за прогул, даже если нет письменного соглашения о дистанционном характере работы. Однако законодатель закрепил в ТК РФ два дополнительных основания для расторжения трудового договора с дистанционным работником по инициативе компании.

Увольнение за невзаимодействие с работодателем 

По этому основанию можно уволить специалиста на постоянной, временной или частичной удаленке, который без уважительной причины не взаимодействует с работодателем более двух рабочих дней подряд.

Как при увольнении по любому дисциплинарному основанию, в этом случае работодатель должен установить, есть ли у сотрудника уважительная причина, по которой он не выходил на связь. Также необходимо запросить объяснительную.

Изменение работником местности выполнения трудовой функции

Основание можно применить к сотруднику, который находится на постоянной удаленной работе. Чтобы воспользоваться этой нормой, в трудовом договоре должно быть зафиксировано место выполнения работником трудовой функции. Также стоит предусмотреть обязанность специалиста уведомлять работодателя о переезде.

Используя это основание для увольнения, работодатель должен доказать:

  1. Факт переезда человека в другой город.
  2. Факт невозможности сотрудника работать на прежних условиях из-за переезда. Например, из-за смены часового пояса специалист не сможет выходить на связь по графику работы компании. 

Главное о работе с удаленщиками

  1. Даже если специалист работает один день из дома, а остальные — из офиса, на него распространяются права и обязанности удаленного сотрудника.
  2. Работодатель обязан предоставить удаленщику технику и программы для работы либо выплатить компенсацию, если специалист использует собственное имущество.
  3. С дистанционными сотрудниками можно обмениваться документами с помощью кадрового электронного документооборота. Тогда кадровику потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись, а сотрудникам — квалифицированная или неквалифицированная.
  4. Чтобы контролировать работу удаленных специалистов, можно фиксировать с помощью специальной программы, приступил ли сотрудник к задачам в начале рабочего дня, а также организовывать ежедневные пятиминутные планерки.
  5. Удаленного сотрудника нельзя уволить за прогул, даже если не было соглашения о дистанционной работе.
  6. В трудовом кодексе закреплено 2 дополнительных основания для увольнения удаленщика по инициативе работодателя:
    • за невзаимодействие с работодателем более двух рабочих дней подряд;
    • за изменение места выполнения трудовой функции, из-за чего специалист не сможет работать на прежних условиях.
О чем расскажем: