Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности
Опыт экспертов из AXELOT, Flipper Devices и журнала «Кадровое дело»
Одна из панельных дискуссий на главном форуме про рекрутинг НАЁМ была посвящена работе с удаленными сотрудниками. Спикеры из AXELOT, журнала «Кадровое дело» и Flipper Devices рассказали, какие нюансы нужно учитывать, нанимая сотрудников на дистанционную работу.
Редакция Журнала Хантфлоу послушала все выступления и подготовила материал о том, как нанимать удаленщиков и взаимодействовать с ними.
Удаленная работа бывает двух видов:
Даже если специалист только один день в неделю работает из дома, он считается дистанционным сотрудником и на него распространяются нормы ТК РФ об удаленной работе.
После пандемии 2020 года 90% сотрудников нашего производственного департамента перешли на удаленный формат работы. Из-за этого мы заметили снижение производительности работы специалистов и приняли решение вернуть 70% сотрудников в офис. Половина из них стала работать из офиса постоянно, а другая половина — в гибридном формате.
Несмотря на изменения, у нас все равно есть сотрудники, которые работают удаленно, поэтому расскажу, с какими плюсами и минусами этого формата мы сталкиваемся.
Преимущества | Недостатки |
Можно самостоятельно организовать свой режим работы, если конкретный график не определен в трудовом договоре или локальном нормативном акте компании. | Человек, который работает из дома, как будто постоянно находится в офисе. У него нет возможности прийти и уйти с работы. |
Не нужно соблюдать дресс-код. | Низкая физическая активность. |
Можно сэкономить время и деньги на дорогу в офис и обратно. | Могут возникать технические проблемы, например отключение электричества или интернета. |
Можно работать из любой точки мира. | Нехватка живого общения с командой, из-за чего могут случаться выгорания. |
Можно самостоятельно организовать удобное рабочее место с комфортным климатом в помещении. | Домочадцы могут не понимать, что человек работает, и отвлекать. |
Обычно нет контроля со стороны работодателя за началом и окончанием рабочего дня. | Сложнее сменить работу, так как не все работодатели готовы предоставить удаленку. |
Преимущества | Недостатки |
Уменьшаются затраты на аренду офиса, кофе, чай, воду и другие покупки для сотрудников. | Ухудшается коммуникация между сотрудниками. Не всегда в переписке или на онлайн-созвоне удается быстро договориться. |
Рынок найма становится шире: можно искать сотрудников по всей стране и за ее пределами. | Работодатель не может полностью контролировать, как проходит рабочий день сотрудника, его нагрузку и выполненные задачи. |
Удаленку можно использовать как бонус, поощряя им самостоятельных и организованных специалистов. | Для эффективной работы удаленщиков у работодателя должна быть крепкая материально-техническая база. Поэтому потребуются затраты на системы контроля и отчетности, а также на программы для постановки задач. |
Сложнее вовлекать специалистов в корпоративную жизнь. | |
Сложнее обучать и адаптировать сотрудников. |
Чтобы коммуникация с удаленным сотрудником была постоянной и работодатель мог на нее влиять, в трудовом договоре важно закрепить 5 положений:
Работодатель должен обеспечить удаленщика оборудованием, программами и другими средствами, которые необходимы для работы. Сотрудник может использовать свою технику и сервисы, но в таком случае работодатель обязан выплачивать компенсацию.
Порядок, сроки и размер возмещения должны определяться в трудовом договоре, дополнительном соглашении к трудовому договору, коллективном договоре или локальном акте.
С 1 января 2024 года законодатель установил лимит компенсации удаленным сотрудникам за использование своей техники и программ, которая освобождается от НДФЛ. Максимальный размер возмещения — не более 35 рублей за каждый день выполнения трудовой функции дистанционно либо размер трат, подтвержденный документально и закрепленный в трудовом договоре или локальном акте.
Работодатель может заключить трудовой или ученический договор, а также договор о материальной ответственности с помощью обмена электронными документами. Таким же образом можно внести изменения в указанные договоры. Для подписания работодателю понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись, а сотруднику — квалифицированная или неквалифицированная подпись.
В остальных случаях работодатель может предусмотреть другой способ обмена документами — например, через корпоративную электронную почту. Этот способ должен быть закреплен в коллективном договоре, локальном нормативном акте, трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору.
Почти все кадровые документы можно подписывать электронной подписью и обмениваться ими через интернет в системе КЭДО за исключением:
Четыре вида документов, которыми нельзя обмениваться в КЭДО, нужно оформлять на бумаге и заверять собственноручными подписями сотрудника и работодателя.
Самая защищенная электронная подпись для КЭДО — усиленная квалифицированная. Она нужна начальнику отдела кадров и главному бухгалтеру. У такой подписи наибольший набор функций. Помимо подписания документов в КЭДО, с ее помощью можно заключать договоры, отправлять сведения по электронным больничным, сдавать кадровую отчетность в Социальный фонд России и Росстат.
Сотрудникам нужно выпустить усиленные квалифицированные или неквалифицированные электронные подписи — с их помощью можно подписывать большинство кадровых документов.
Если вы решили перейти на КЭДО и выпускать электронные подписи сотрудникам, следите за их сроком действия и просите специалистов вовремя подавать заявки на перевыпуск. Иначе сотрудник утратит работающую подпись, и ему потребуется время для ее восстановления.
Чтобы контролировать работу сотрудников, у нас создана единая система, к которой подключается каждый специалист в начале рабочего дня. Если сотрудник не вошел в систему, через 2 часа я связываюсь с ним в других каналах и узнаю, все ли в порядке.
В некоторых департаментах проводятся рабочие пятиминутки. Это созвон в скайпе, где команда кратко обсуждает планы на день.
Чтобы вовлекать удаленщиков в корпоративные мероприятия и организовать работу распределенной команды, мы используем 6 инструментов:
Удаленного сотрудника нельзя уволить за прогул, даже если нет письменного соглашения о дистанционном характере работы. Однако законодатель закрепил в ТК РФ два дополнительных основания для расторжения трудового договора с дистанционным работником по инициативе компании.
По этому основанию можно уволить специалиста на постоянной, временной или частичной удаленке, который без уважительной причины не взаимодействует с работодателем более двух рабочих дней подряд.
Как при увольнении по любому дисциплинарному основанию, в этом случае работодатель должен установить, есть ли у сотрудника уважительная причина, по которой он не выходил на связь. Также необходимо запросить объяснительную.
Основание можно применить к сотруднику, который находится на постоянной удаленной работе. Чтобы воспользоваться этой нормой, в трудовом договоре должно быть зафиксировано место выполнения работником трудовой функции. Также стоит предусмотреть обязанность специалиста уведомлять работодателя о переезде.
Используя это основание для увольнения, работодатель должен доказать:
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности