• Москва
  • 28 мая
  • 09:30
НАЁМ

Честная конференция
про IT-рекрутинг

Программа и регистрация
Редактор:  Никита Решетников

Как использовать геймификацию в HR

Чтобы эффективнее достигать целей бизнеса с помощью игровых механик

Геймификация — это добавление игровых механик в рабочие процессы. С ее помощью компании повышают вовлеченность и мотивируют сотрудников, улучшают их рабочий опыт, помогают быстрее адаптироваться и усваивать информацию. 

Задача геймификации в управлении персоналом — более эффективное достижение целей бизнеса. Есть много вариантов игровых механик — например, бейджи, рейтинги, бонусы, квесты, соревнования. Но как подобрать правильный вариант, который понравится сотрудникам и позволит решить бизнес-задачу? Как внедрить геймификацию и «продать» ее коллегам?

Об этом мы поговорили с руководителем отдела персонала Selectel Анастасией Светличной.

О чем расскажем

👉 Геймификация — это тренд или необходимость

👉 Где применять игровые механики

👉 Когда стоит задуматься о геймификации

👉 Как устроена геймификация в Selectel

👉 Как подготовиться к геймификации

👉 Как внедрить игровые механики

👉 Как оценивать эффективность геймификации

👉 Частые ошибки при геймификации

 

Анастасия Светличная, руководитель отдела персонала Selectel

Тренд или необходимость

Геймификация в HR — не тренд, а норма. Мы внедряли свою систему около 5 лет назад: уже тогда казалось, что это не что-то новое для нашей сферы. Еще в те времена многие иностранные и отечественные IT-компании геймифицировались, чтобы быстрее и эффективнее достигать целей бизнеса.

Геймификация на слуху уже давно, но компании приходят к ней в свое время, по мере роста и развития.

 

Где применять

Геймификацию можно использовать практически в любых компаниях и разных процессах, например: 

  • в продажах,
  • в поддержке и консультировании клиентов, 
  • в обучении, 
  • в онбординге, 
  • в рекрутменте,
  • в коммуникациях между сотрудниками, 
  • в построении корпоративной культуры,
  • в развитии HR- и Tech-бренда. 

Даже в больших бюрократических организациях можно попробовать запустить игровые механики в рамках отдельных департаментов и подразделений. 

Сотрудники помогут быстрее и эффективнее достигать целей бизнеса, если добавить немного фана в их работу.

Мы рассматриваем геймификацию как один из инструментов поддержания такой среды, в которой люди стремятся не просто работать, а активно перформить, нести ценность, делиться идеями и выражать признательность друг другу. Ежегодно мы проводим опросы вовлеченности среди сотрудников — они отмечают классную команду и приятную атмосферу, в которой легко обмениваться знаниями и давать обратную связь. 

Но мы активно растем: в Selectel приходит много новых людей. При этом нам важно продвигать и развивать здоровые отношения между сотрудниками, потому что именно они позволяют быстро решать проблемы и внедрять инновации. На помощь приходит геймификация, которая помогает адаптировать новичков к работе, нашей культуре и стилю коммуникаций через игровые механики.

 

Когда стоит внедрять

Несколько типичных случаев, когда стоит задуматься о геймификации:

  1. Падает eNPS — нужно повысить уровень лояльности и удовлетворенности коллег.
  2. Сотрудники не задерживаются в компании — необходимо снизить текучесть.
  3. Новички слишком долго погружаются в рабочие задачи — требуется повысить скорость адаптации и эффективность обучения.
  4. Проблемы с обменом знаний внутри компании — надо мотивировать людей делиться опытом друг с другом.
  5. Нужны амбассадоры, чтобы работать с HR-брендом, но сотрудники не горят желанием участвовать в конференциях и публично продвигать компанию.

Все эти проблемы следует решать комплексно: геймификация лишь один из инструментов для этого.

 

Основные методы и примеры использования геймификации

Расскажу об игровых механиках, которые мы используем в Selectel.

 

Достижения

Эти механики направлены на получение публичного признания. У нас есть бейджи и специальные отметки «спасибо», которые сохраняются на личной странице сотрудника. Все открыто и публично — коллеги видят достижения друг друга.

Спасибо. Любой сотрудник может поблагодарить коллегу, отправив ему «спасибо» на портале. На странице сотрудника видно, кто и за что его благодарил:

 
 

Я вижу, как ребята постоянно благодарят друг друга. Это формирует культуру фидбека, мотивирует помогать коллегам и делать что-то за пределами своих обязанностей — в рамках разумного.

Бейджи выдаются за более глобальные задачи. Например, у отдела техподдержки есть определенные параметры по работе с тикетами — время закрытия и реакция пользователей. Сотрудники, которые быстро и качественно закрыли больше всего тикетов за месяц, получают специальный бейдж.

Бейджи, как и «спасибо», отображаются на странице сотрудника. Выдавать их могут только руководители и те, кто отвечают за определенный продукт или направление. Например, мы проводим какое-то мероприятие, которое организует ивент-менеджер. Тогда ивент-менеджер получает право выдавать бейджи коллегам за помощь с организацией и участие в выступлениях. 

 
 

Бонусы

Каждый бейдж имеет вес, который измеряется в селекоинах — это игровая валюта. Допустим, разработчик написал подробную статью в нашей базе знаний. Он получает соответствующий бейдж, а вдобавок некоторое количество селекоинов.

Игровую валюту можно потратить в специальном ежегодном магазине. Там есть как материальные, так и нематериальные призы, например:

  • благотворительный взнос в приюты для животных, организацию The Life You Can Save и фонд Адвита, поддерживающий онкобольных;
  • колонки, балансборды; 
  • фирменный мерч Selectel — например, рюкзаки и толстовки; 
  • наш маскот Тирекс, которого мы выпускаем каждый год в разных цветах, чтобы сотрудникам было интересно коллекционировать игрушки; 
  • курсы от обучающих платформ «Синхронизация» и «Правое полушарие интроверта»;
  • сертификаты спортивных агрегаторов.
 
 

Рейтинги и соревнования

Мы ведем лидерборд, чтобы поощрять сотрудников, которые заработали больше всего селекоинов. Лидеры каждого месяца получают фирменный мерч, а три лидера по итогам года — дополнительные призы: сертификаты на крупные суммы, которые можно потратить на маркетплейсах.

Отдельный рейтинг есть и по отметкам «спасибо»: по итогам каждого месяца лидеры получает специальные бейджи и дополнительные селекоины.

 

Подготовка к внедрению геймификации

 

Определите цель

Геймификация ради геймификации — напрасная трата денег и сил. Всегда должна быть цель — решение конкретной бизнес-проблемы. 

Допустим, вы заметили, что какие-то процессы работают не так хорошо, как могли бы. Тогда стоит подумать, получится ли повысить эффективность через геймификацию или лучше применить иные инструменты. Можно пообщаться с сотрудниками, которые лично участвуют в проблемном процессе — они расскажут о причинах и подскажут пути решения. 

Например, изначально запрос на внедрение геймификации в Selectel поступил от клиентского сервиса: они хотели повысить свои показатели с помощью игровых механик. На старте мы собирали брейншторм с топ-менеджерами и лидами, чтобы понять, как это сделать.

 

Соберите команду

Переходите к этому шагу, если вы:

  1. Нашли проблему.
  2. Убедились, что эта проблема актуальна для бизнеса.
  3. Предполагаете, что проблему можно решить с помощью геймификации.

Соберите внутреннюю команду, которая будет проектировать игровые механики и заниматься их внедрением. Важно, чтобы в команде были лидеры мнений из числа линейных сотрудников: в дальнейшем они будут популяризировать и помогать масштабировать ваше решение. 

 

Разработайте проект геймификации

На этом этапе важно: 

  • продумать формат и механики геймификации;
  • определиться с результатами, которые нужно достичь;
  • зафиксировать сроки реализации проекта;
  • составить бюджет.

Важно правильно все рассчитать, выстроить систему, чтобы игровой баланс не нарушался, иначе будет неинтересно играть. Например, если бейдж слишком легко получить, то теряется его ценность и наступает инфляция игровой валюты. А если бейджи за разные по сложности задачи оцениваются одинаково, это несправедливо. 

Стоимость геймификации сильно варьируется — в зависимости от масштаба проекта и целей компании. Например, небольшой стартап может просто создать доску с достижениями сотрудников, разработать систему ачивок, выделить деньги на небольшие подарки. Такой подход потребует совсем незначительных расходов.

 

Защитите проект перед руководством

С проектом геймификации вы приходите к собственнику или руководителю компании, чтобы получить согласие на реализацию и бюджет. Здесь важно донести пользу от внедрения игровых механик — подробно и с цифрами объяснить, как это отразится на задачах бизнеса.

Если удалось защитить проект, то можно приступать к запуску пилота. 

 

Как внедрить геймификацию

Для начала стоит опробовать проект на небольшой группе сотрудников. Если геймификация окажется успешной, то можно масштабировать ее на всю компанию.

Вовлекать коллег в игровые механики следует мягко и постепенно. Некоторые сотрудники относятся к этому скептически: не каждый готов сразу же становиться амбассадором геймификации. Но даже самые отъявленные скептики замечают, как их коллеги ставят друг другу «спасибо», зарабатывают бейджи и игровую валюту. Постепенно они и сами втягиваются в этот процесс. 

Недавно мы анализировали статистику и выяснили, что 91% сотрудников Selectel участвуют в игровых механиках — это хороший показатель. 

Главное — никакого принуждения. Если кто-то не хочет играть, пусть не играет. 

Эффективность внедрения геймификации во многом зависит от менеджмента. Мы постоянно рассказываем руководителям о том, как игровые механики помогают мотивировать сотрудников и улучшать результаты. Если видим, что какой-то менеджер совсем не выдает бейджи, то разговариваем с ним, узнаем о причинах. Возможно, он не понимает, как работает этот механизм, или не осознает его пользу.

Важно, чтобы каждый сотрудник знал про игровые механики и понимал, как они действуют. Для этого нужно выстроить правильную систему коммуникаций и вовлечения:

  1. Мы внедрили страницу о геймификации в курсы для новых сотрудников.
  2. В первый же рабочий день новичок добавляется на наш внутренний портал и сразу получает приветственный бейдж Welcome on board, который весит один селекоин. 
  3. Параллельно этому мы рассказываем новому сотруднику, что можно отправлять «спасибо» своему бадди и другим коллегам, которые сделали для него что-то хорошее.
  4. Новичок читает ленту на внутреннем портале и видит, кто кого и за что благодарит. Он сам получает бейджи и «спасибо» от коллег — игровой процесс затягивает. 
 

Показатели эффективности геймификации

Чтобы оценить эффективность проекта, нужно посмотреть на цели и планируемые результаты, которые ставились перед внедрением. Допустим, вы хотели повысить качество и скорость обработки тикетов службой поддержки. Тогда нужно замерить показатели до и после запуска геймификации.

Если цифры улучшились, то можно предположить, что игровые механики работают. Но это лишь гипотеза, которую нужно проверять: скорее всего, на показатели воздействовали еще какие-то неучтенные факторы.

Кроме того, на пользу геймификации указывает вовлеченность сотрудников. Если они играют и довольны, то, скорее всего, игра сделана не зря. 

 

Типичные ошибки при геймификации

 

Выбрать игровую механику, которая никому не интересна

Можно вложить деньги в геймификацию, а потом обнаружить, что люди игнорируют ваши игры. Именно поэтому на этапе разработки проекта нужна команда из числа авторитетных сотрудников компании. Эти лидеры мнений подскажут, что зайдет их коллегам, а что нет.

 

Выбрать очень сложную механику

Люди приходят на работу, чтобы заниматься рабочими задачами. Зачастую у них нет времени заполнять огромные анкеты, регистрироваться на 10 платформах и изучать инструкцию по получению бейджей на 100 листах. 

Важно, чтобы система была простой, интуитивно понятной и не вызывала дополнительных вопросов.

 

Выбрать неправильный способ решения бизнес-задачи

Чтобы выбрать подходящую игровую механику, нужно глубоко понимать проблему и ее причины. Например, вы хотите повысить продажи, для этого геймифицируете систему мотивации. Теперь каждый сейлз получает медали за достижения и может отслеживать свое место в общем рейтинге, которое влияет на бонусы.

Но продажи почему-то не растут. Возможно, проблема была не в низкой мотивации, а в сложной и запутанной системе обучения: сотрудники хотят продавать, но не могут, потому что не знают продукт и технологии работы с потенциальными клиентами. 

 

Злоупотреблять наказаниями

Некоторые компании добавляют негативные элементы в геймификацию: сотрудников как бы наказывают, но в игре. Мы тоже создали один бейдж за нарушение регламента — он не добавляет, а уменьшает количество селекоинов.

И это работает: сотрудники больше не допускают нарушение, потому что не хотят заполучить такой бейдж. Но нужно крайне осторожно использовать подобные инструменты, иначе вы отпугнете людей: никто не захочет играть в игру, где постоянно проигрываешь.

 

Выводы

  1. Геймификация — это использование игровых механик в рабочих процессах: обучении, найме, продажах, рекрутинге, онбординге, внутренних коммуникациях, работе с HR-брендом и многих других.
  2. Система геймификации в компании Selectel выглядит так:
  • каждый сотрудник может отправить коллеге благодарность в форме специальной отметки «спасибо»;
  • за выполнение более глобальных задач сотрудники получают бейджи и селекоины — игровую валюту;
  • селекоины можно обменять на призы в магазине;
  • компания ведет рейтинги по количеству селекоинов и «спасибо» — лидеры получают бонусы.
  1. Прежде чем заниматься геймификацией, определите цель — какую проблему бизнеса хотите решить. Затем соберите внутреннюю команду, разработайте игровые механики, определите сроки, бюджет и критерии, по которым будете судить об эффективности проекта.
  2. «Продайте» проект руководству, получите его поддержку и бюджет. Затем запустите пилотный проект, а в случае успеха масштабируйте его на всю компанию.
  3. Не принуждайте сотрудников участвовать в игровых механиках — это не работает. Но каждый сотрудник должен знать о программе геймификации и ее возможностях.
  4. Типичные ошибки при геймификации:
  • использовать неинтересную или слишком сложную механику;
  • выбрать неправильный способ решения бизнес-проблемы;
  • злоупотреблять наказаниями.