• Москва
  • 28 мая
  • 09:30
НАЁМ

Честная конференция
про IT-рекрутинг

Программа и регистрация
отклики, вакансия, хантфлоу, huntflow, атрошкина, index, подбор, рекрутинг
Редактор:  Дарья Краснопевцева

Нерелевантные отклики: неизбежное зло, которое сделает вакансию лучше

Как скорректировать вакансию и чем полезны резюме неподходящих кандидатов

Анна Атрошкина, IT-рекрутер и сооснователь INDEX, поделилась опытом работы с нерелевантными откликами и рассказала, что делать, если на вакансию откликаются кандидаты без соответствующих навыков или не откликаются вообще. 

 

Не бывает безнадежных вакансий

Людям свойственно переоценивать свои способности и возможности. Неопытный джуниор, который считает, что уже готов стать мидлом, полиграфический дизайнер, уверенный, что верстка сайта ничем не отличается от подготовки журнала в печать, — мне постоянно приходится десятками откладывать подобные отклики в сторону.

При этом ни один рекрутер, взглянув на вакансию, не скажет, что она незакрываемая. Даже если вы ищете разработчика на устаревший язык, даже если предлагаемая зарплата не самая конкурентная, найдется олдскульный энтузиаст, готовый работать с допотопными технологиями. Здесь ваш главный помощник — время и терпение.

Пока вы ждете отклика того самого кандидата, начинайте понемногу корректировать вакансию, чтобы ожидание не затянулось. Ниже несколько приемов, которые помогут сделать подбор эффективнее.

 

Что и как изменить в вакансии

  1. Не пишите про то, какой опыт требуется на самом деле. Если вам нужно закрыть позицию «junior developer без опыта работы», в вакансии можно смело написать «от 1 года», не указывая, что вам нужен именно junior или специалист без опыта — так вакансия не будет появляться в выдаче по соответствующему запросу, а вам не придется разбирать тонны резюме от бухгалтеров и стропальщиков, мечтающих стать разработчиками.
  2. Попросите прислать портфолио. На «творческие» вакансии вроде проектировщика интерфейсов или UX-дизайнера часто откликаются люди без соответствующих навыков. Художники, пишущие маслом, уверены, что и веб-интерфейс красивый нарисуют. Чтобы сразу отсечь неподходящих кандидатов, я прошу соискателей прислать портфолио с релевантными проектами.
  3. Измените настройки вакансии. Напишите, что ожидаете готовности к переезду, даже если позиция не предполагает релокацию, или что необходимо предоставить портфолио с реализованными проектами на сумму от нескольких миллионов. Так останутся только самые замотивированные соискатели. 
  4. Снизьте зарплатную вилку. Да, вы рискуете упустить несколько достойных кандидатов. Но в конечном счете риск будет оправдан: так можно сократить «грязный» трафик — отклики от людей, которые гонятся исключительно за высоким окладом, не имея соответствующего опыта.
  5. Соберите фидбек. Если на пять из десяти отправленных предложений вы получили отказ, проведите небольшой опрос. Уточните у кандидатов, чем их не устраивает вакансия и что в ней можно изменить. Низкая зарплата? Обратитесь к заказчику и предложите варианты корректировки вакансии — снизить требования или увеличить оклад.
  6. Проанализируйте трафик. Возможно, сама вакансия не нуждается в исправлениях, но размещена она не на той платформе. По моему опыту, больше всего неподходящих кандидатов откликается на hh.ru и в профильных каналах в телеграме. Меньше — на LinkedIn. Попробуйте разместить вакансию где-то еще. Например, вместо одного тематического канала в телеграме выберите другой аналогичный. 
  7. Не публикуйте вакансию вообще. Мы перестали размещать объявления о подборе топ-менеджеров в открытом доступе. Используем личные связи, знакомства и рекомендации. Иначе это грозит тем, что на одну вакансию на hh.ru будет ежедневно поступать около 70 откликов, из которых релевантными будут два — и то только при большом везении.
 

Нерелевантные отклики могут быть полезными

Кандидаты без необходимого бэкграунда и умений будут откликаться на ваши вакансии всегда. Но это не означает, что на них нужно ставить крест. Наоборот — так вы можете не только сделать вакансию лучше, но даже закрыть другую позицию или пополнить базу потенциальных кандидатов.

 

Закрыть другую позицию

Не расстраивайтесь из-за нерелевантных откликов. Мыслите шире: на каждую вакансию откликаются люди с определенным набором навыков. Даже если кандидат не подходит прямо сейчас, пообщайтесь с ним, изучите его резюме и портфолио. Возможно, вы сможете предложить ему другую должность. В моей практике был случай, когда на вакансию системного администратора Linux откликнулся соискатель, работавший до этого только с Windows. На должность сисадмина он определенно не подходил, зато стал тестировщиком. Так я закрыла другую позицию, а человек обрел новую специальность. К сожалению, этот прием не панацея — такое случается крайне редко.

 

Пополнить базу кандидатов

К работе с откликами джуниоров на вакансии уровня middle у меня особый подход. У соискателя может быть недостаточно опыта для предлагаемой вакансии, но я все равно изучаю его резюме, обращая внимание на образование, устанавливаю с ним доверительный контакт и остаюсь на связи. Дело в том, что если недавнему выпускнику технического вуза посоветовать пройти дополнительные курсы, то через год или два он вполне может стать мидлом и будет стоить раза в два больше. Вношу таких соискателей в базу с пометкой «связаться через год».

 

Резюмируем:

  1. Нет безнадежных вакансий. Ждите, внося своевременные корректировки в вакансию, — рано или поздно вы ее закроете.
  2. Если вы получаете много нерелевантных откликов, значит:
    • вы размещаете вакансию не там. Проанализируйте трафик и поймите, откуда поступает больше всего неподходящих резюме. Если вакансия была размещена в одном из телеграм-каналов, попробуйте поискать кандидатов в другом аналогичном;
    • вакансия плохо описана. Поработайте над ней, соберите фидбек от отказавшихся кандидатов и внесите изменения.
  3. Что можно изменить в вакансии:
    • снизьте зарплатную вилку или ужесточите требования к кандидатам. Поможет, чтобы отсечь людей без опыта, но со страстным желанием изменить свою жизнь;
    • кандидатов на «творческие» позиции просите прислать портфолио с релевантными проектами;
    • не публикуйте вакансию вообще. Ищите кандидатов по рекомендациям и знакомствам.
  4. Не воспринимайте нерелевантные отклики как бесполезные. Добавьте резюме в базу или попробуйте закрыть другую позицию (это работает не всегда).