Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

И как оно помогает удержать сотрудника
Сотрудники увольняются по разным причинам: желание попробовать себя на другой позиции, получить новый опыт, конфликтная ситуация, переезд. Что бы ни послужило поводом для такого решения, специалиста нельзя сразу вычеркивать из всех бизнес-процессов. Эйчар должен пройти с сотрудником весь путь в компании — от принятия оффера до прощального имейла коллегам.
Чтобы увольнение было бесконфликтным, сотрудник остался амбассадором вашего HR-бренда или вовсе передумал уходить, нужно проводить exit-интервью. О тонкостях организации таких бесед рассказала HRD Хантфлоу Елизавета Батракова.
Елизавета Батракова, HRD, Хантфлоу
Exit-интервью, или выходное интервью — это беседа с сотрудником, который твердо решил увольняться, или с тем, у кого только появились такие намерения. Обычно такое интервью проводит сотрудник HR-отдела.
Выходное интервью решает несколько задач:
Первый шаг в организации exit-интервью — это общение с непосредственным руководителем увольняющегося сотрудника. На такой встрече эйчар и руководитель обсуждают:
Если при увольнении сотрудник не хочет общаться с эйчаром, скорее всего, в компании плохо выстроена вся система взаимодействия. Значит к HR-отделу нет доверия со стороны сотрудников.
Уходящий сотрудник будет готов к честному и открытому финальному разговору, если на всем его пути в компании с ним велось прозрачное и активное взаимодействие: от онбординга до регулярных встреч с обсуждением итогов работы.
Нежелание сотрудника общаться с эйчаром — это сигнал о том, что с внутренним HR-брендом что-то не в порядке.
После того как эйчар соберет всю необходимую информацию, он назначает интервью с самим сотрудником. При этом важно, чтобы встреча не носила официальный характер — пусть это будет беседа, куда вы пригласите человека для обсуждения его успехов в компании.
От цели выходного интервью зависит его содержание и набор тем для обсуждения.
Иногда беседа с сотрудником может превратиться в выходное интервью. Допустим, вы узнали, что сотрудник обновил резюме, а после общения с его руководителем решили постараться удержать человека в компании.
Структура диалога зависит от того, что вам ответит сотрудник на вопрос про обновленное резюме:
Если сотрудник просто обновил резюме без стремления уволиться, стоит поговорить о следующем:
Это базовые вопросы. По ходу беседы эйчар обычно сам понимает, о чем еще спросить, чтобы понять истинные причины неудовлетворенности сотрудника. Задача эйчара — задать максимум возможных вопросов, чтобы понять истинную мотивацию сотрудника.
Если сотрудник собирается уходить, то с ним обсуждают:
В некоторых ситуациях не нужно удерживать сотрудника. Однако важно избежать конфликтного увольнения — оно может повлиять на бренд работодателя. Негативные комментарии и посты в социальных сетях от недовольного сотрудника снижают привлекательность компании для кандидатов.
Кроме того, токсичный сотрудник воздействует и на атмосферу в коллективе. Если вовремя не повлиять на причину недовольства, то разрастающиеся слухи могут снизить уровень лояльности и работоспособности других сотрудников.
Что нужно при увольнении из-за конфликтной ситуации:
Одной встречи бывает недостаточно. Возможно, придется организовать несколько бесед в разном составе: только с эйчаром или с эйчаром и руководителем сотрудника.
Рекомендую заранее продумать список возможных причин увольнения и то, как вы можете отвечать на любое возражение сотрудника. Разработайте такой документ и пользуйтесь им во время выходного интервью.
Он может выглядеть так:
Часто люди воспринимают увольнение как точку невозврата: если уж уходить, то раз и навсегда. В этом случае эйчару важно объяснить сотруднику, что он ценен для компании и увольнение не изменит этого отношения. Его всегда будут рады принять обратно на эту же или другую позицию.
После того как вы поговорили с сотрудником и выяснили, почему он хочет уйти, нужно вновь встретиться с его руководителем. На этой встрече перечислите проблемы, которые касаются отдела и на которые руководитель способен повлиять. Обозначенные проблемы бывают двух типов:
Полученную обратную связь от сотрудника нужно обязательно фиксировать и агрегировать в удобном для вас сервисе. Например, мы ведем доску в Trello и при увольнении сотрудника переносим его карточку в колонку «Уволенные» и там сохраняем полученную обратную связь.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности